Category: происшествия

Category was added automatically. Read all entries about "происшествия".

корсар

В капитанском сундуке


        ТОТ САМЫЙ ОСТРОВ - фантастическая повесть про остров Сокровищ (PDF, 2,6 Мб).
        ЗАБЫТЬ АДМИРАЛА! - историческое расследование с размышлениями: оборона Петропавловска на Камчатке в 1854 году (PDF, 24,7 Мб). В продолжение темы: МИФЫ ЛЕГЕНДАРНОЙ ПРАВДЫ (PDF, 430 Кб).
       ВСЕ ТАМ БУДЕМ - пьеса-мИстерия (PDF, 345 Кб).
       Сказки и миниатюры – ну, собственно, сказки и миниатюры.
       РЫЖЕЕ РОНДО - приключенческая повесть про золотоискателей - PDF (711 Кб)
       ПОСЛЕДНИЙ ШЛАГ ВОСЬМЁРКИ - путевой дневник об участии в завершающем этапе второй кругосветки яхты "Апостол Андрей" (PDF, 10,9 Мб)
       МАКАРОНЫ ПО-ФЛОТСКИ – рассказики про военно-морской флот, смешные и не очень (или одним PDF-файлом, 1,9 Мб).
       СТИХИ, то бишь высокая поэзия - PDF, 370 Кб).
       Авторские песенки (одним PDF-файлом, 498 Кб).
       ПИРАТ ИЛИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ? – о Мартине Фробишере (или PDF, 207 Кб).
       ИДУЩИЕ НА ДРАККАРАХ – про викингов и открытие Америки (или PDF, 359 Кб).
       Яхта "Авача" и тайфун Рекс – перевод рассказа Джуди, которая была на борту.
       Морской кот – интервью с членом экипажа французской яхты "Nuage".
       Слово сэру Мак-Клинтоку – об обнаружении той самой шлюпки экспедиции сэра Джона Франклина (перевод).
       Прочая писанина россыпью: рифмованная | нерифмованная
       U-203 – история одной подводной лодки.
cool

"Обыкновенная смерть на вулкане"



       ПОДРОБНОСТИ ГИБЕЛИ ЖЕНЩИНЫ НА ВУЛКАНЕ ГОРЕЛОМ
      На Камчатке генеральный директор туристической компании «Край вулканов» Эдуард Фролов в социальных сетях рассказал о том, как стал непосредственным участником эвакуации тела погибшей на вулкане Горелый 25 июля 50-летней женщины. Он отмечает, что несколько часов пытался добиться помощи, но вертолет прилетел, когда умершую уже спустили с исполина.
      «КамИНФОРМ» публикует рассказ Эдуарда Фролова без редактуры.
Collapse )

Водолазик

Вердикт генпрокуратуры по группе Дятлова

(источник)

       МОСКВА, 11 июл — РИА Новости. Причиной гибели туристов на перевале Дятлова на Северном Урале в 1959 году стала снежная лавина и тот факт, что они не смогли вернуться в палатку, заявил замначальника управления Генпрокуратуры в Уральском федеральном округе Андрей Курьяков. Он пояснил, что после схода лавины туристы разрезали палатку и отошли к каменной гряде, которая была естественным ограничителем.
       "Они все сделали правильно. <…> Но здесь вторая причина, почему группа была приговорена. Когда они развернулись, они палатку не увидели. Видимость была 16 метров. Они отошли на 50 метров", — добавил представитель Генпрокуратуры. Как он уточнил, эксперимент подтвердил, что палатку было невозможно найти в тех обстоятельствах. Члены группы спустились дальше, развели огонь, потом предприняли попытку вернуться, но замерзли, так как температура опустилась ниже 40 градусов. Туристы не паниковали, продолжали бороться, но "шансов спастись в данных обстоятельствах у них не было".
       По словам Курьякова, данных, собранных в 1959 году, оказалось достаточно, чтобы ответить на все вопросы.
       "Мы применяли научные, юридические, технические, технологические знания. В 1959 году не было таких разработок. Но тех данных, которые были собраны в 1959 году, хватило, чтобы через 60 лет, используя уже новые технологии, ответить точно и наиболее вероятно на вопрос, что же произошло с группой Игоря Дятлова", — пояснил он.
       Представитель Генпрокуратуры также отметил, что в уголовном деле 60-летней давности были нарушения, но они не повлияли на итоговые выводы, оснований не доверять тем материалам нет.
       "Проверка завершена. По этим выводам приняты меры. Формально это финал. Вопрос закрыт", — заключил Курьяков.
       Группа туристов из девяти человек под руководством Игоря Дятлова погибла на Северном Урале зимой 1959 года при загадочных обстоятельствах. Количество выдвинутых версий превысило сотню — от несчастного случая до паранормальных явлений и испытаний военной техники. В феврале Генпрокуратура возобновила дело спустя 60 лет в связи с обращениями родственников погибших, интереса СМИ и общества.
=======

       Из всех тэгов, что у меня тут есть, вижу только один подходящий.
корсар

И конкретно о потерях, vol. 4

французы | "Президент" | "Пик"

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/51/HMS_Virago_AWM_302283.jpeg
HMS Virago

       В общем, подведём предварительный итог, который грозит перейти в окончательный.
       Прежде всего: потери, приведённые в прочих источниках тех лет, не во всём согласуются с документами, которые велись на кораблях. И с этим приходится смириться. К тому же нет чёткой грани между погибшими в бою и погибшими позже от ран. Поэтому продолжаем оперировать цифрами, к которым пришли ранее: 53 убитых и около 160 раненых - это статистика на день, последовавший за днём второго штурма, и даже в этих данных не всё гладко. Но уж никак не "400 человек убитыми, 4 пленными и около 150 ранеными", как нахально врёт википедия, на которую подавляющее большинство пользователей рунета просто молится (к сожалению). Ту статью, кстати, вообще невозможно без слёз читать.
       Касательно захоронения в Тарьинской бухте на мысе Неводчикова: остались невычисленными два с половиной француза и три англичанина. Два с половиной француза - это потому что у одного известна только фамилия, а двое неизвестны вообще. Обретение копий вахтенного журнала фрегата "Форт", несомненно, сдвинуло бы дело с мёртвой точки, но по сведениям нашей европейской агентуры, в парижском архиве их почему-то нет. Я допускаю, что кроме парижского архива, во Франции наверняка есть и какие-то другие, но вот именно на этом шаге всё пока застопорилось. Также остаются невычисленными три англичанина - это три моряка (или/и морских пехотинца)  фрегата "Пик". Они входят в число убитых, но как их отсеять из общего перечня из 9 человек, я не знаю. И похоже, что уже не знает никто. Был на "Пике" какой-то список из трёх фамилий или не было - неизвестно. В Журнале событий фрегата сказано лишь о факте отправки покойников на борт "Вираго", точно так же, как сказано и в вахтенном журнале. О каких именах-фамилиях говорить, если даже их количество не указано. Похоже, для Королевского флота это было не суть важно: просто снять с довольствия столько-то человек скопом за номерами такими-то, и на сём забыть о них вообще.
       Итак, список похороненных в Тарьинской бухте на данный момент выглядит так:
       1. David Powell Price, RN, Rear Admiral of the White
       2. Jean Philippe Alexandre Bourasset, MI, Lieutenant de vaisseau (L'Eurydice)
       3. James Marks, RN, Boy 1st Class (HMS Pique)
       4. George Henderson, RM, Private (HMS President)
       5. James Callaghan, RN, Able Seaman (HMS President)
       6. Jean Baptiste Duchemin, MI, Matelot (L'Obligado)
       7. Minhou, MI,
Gabier (La Forte)
       8. unknown, RN or RM (HMS Pique)
       9. unknown, RN or RM (HMS Pique)
       10. unknown, RN or RM (HMS Pique)
       11. inconnu, MI (La Forte)
       12. inconnu, MI (La Forte)
       И на этом месте приходится поставить вынужденное и длительное многоточие...
       Всё это к чему? По прошествии времени станет известно. Надеюсь. Поживём - увидим.

       UPD для полноты картины.
       Кэптен Чарлз Фредерик (точнее, на тот момент уже коммодор) подал наверх по команде списки погибших на английской части эскадры. Из экипажа парового шлюпа "Вираго" в нём числятся:
       - George Tee, stoker;
       - Henry Fowler, gunner, RMA., 3rd class;
       - Thomas Martyn, private, RM, 3rd class;
       - George Julier, gunner, RMA, died on 14th Sept;
       - Samuel Sergeant, 3rd class stoker, died 14th Oct.
       Кочегар Джордж Ти, канонир артиллерии морской пехоты 3 класса Генри Фаулер и рядовой морской пехоты 3 класса Томас Мартин остались на берегу (погибли либо кто-то из них попал в плен).
       Канонир артиллерии морской пехоты Джордж Джульер скончался от ран 14 сентября; кочегар 3 класса Сэмюэл Серджент - 14 октября.
       Этот список попал в "Монинг кроникл", а оттуда через архивы и интернет - к Павлу Калмыкову, и лишь потом сюда.

       И нигде пока не сказано, кого повезли хоронить в Тарьинскую бухту... Что ж, это лишь подталкивает к принятию одного решения, о котором я скажу после того, как оно будет реализовано.
Берингия

M = 7,5



       Чистые пять баллов (Камчатка, Вилючинск, 4-й этаж, направление дома с N на S). Давненько так не трясло. Кое-что даже попадало с полок. Всё действо длилось минуты четыре (это долго вообще-то), стены мотылялись и всё такое; афтершоки медленно стихали ещё примерно пять минут.
       https://earthquake.usgs.gov/ сообщает, что:
       25.03.2020, 02:49:21 UTC (14:49:21 LT)
       48.986°N, 157.693°E (219 км к SSE от Северо-Курильска)
       глубина 56,6 км, магнитуда 7,5 (!)
       Если у меня тут так долбануло, то что ж тогда в Севкуре было?..
       В разных местах у нас чувствовалось по-разному. Кто-то вообще не заметил даже; у кого-то ощутилось на 3-4 балла. Зависит от этажа, от расположения дома и от много ещё чего. Например, от того, на каком грунте дом стоит. У нас плывун: низменность почти на уровне моря, вниз 60-70 метров скального грунта, дальше вода-водица, а что там ниже - не знаю.
       Эпицентр чётко проецируется на длинную линию разлома, где тихоокеанская плита заходит под материковую.
       А мы не ссым с Трезоркой на границе

       UPD.
   Сильное землетрясение произошло на Парамушире. Очевидцы говорят об ощущаемости в 7 баллов. Люди выбежали на улицы, сейчас в Северо-Курильске нет света и отсутствует интернет. С ASTV.RU по телефону связался житель райцентра Сергей Лакомов, он сообщил, что местные очень напуганы.
       По информации сейсмологов, магнитуда составила 7,2, ощущаемость 5-6 баллов. Эпицентр землетрясения находился в 242 километрах от острова Онекотан. Толчки зафиксированы в 13.49 по местному времени.
       Объявлена угроза цунами.
Jurgen von Saur

Wir liegen auf Grund, Herr Kaleun!..


В первом ряду: 2-й вахтенный офицер, штурман Крихбаум, боцман Берманн ("Первый номер")...

       Сначала слово гросс-адмиралу Карлу Дёницу (на момент написания этих слов уже экс-гросс-адмиралу и сидельцу тюрьмы Шпандау): "...подводная лодка U-21, принимавшая участие в поиске кораблей, села на мель в районе юго-восточнее Мандаля и была интернирована норвежскими властями. До этого времени ни одна немецкая подводная лодка не садилась на мель из-за ошибки штурмана. Подобных случаев не наблюдалось и в дальнейшем".
       Не знаю; возможно, U-21 села на мель из-за ошибки именно штурмана, и слова Дёница следует понимать буквально. Мол, не был виноват ни командир, ни вахтенный офицер, а вот конкретно он, этот штурман такой-сякой... Но случаи всё же наблюдались, и не один. Навскидку приведу три (один до посадки U-21 и один после), и если читать слова Дёница не буквально (понимая под "ошибкой штурмана" навигационное происшествие, и ниже объясню почему) то есть что ему возразить.
[посадки на мель >>>]       7 ноября 1939 г. U-46 (Золер) села на мель в Малом Бельте, снялась своими силами.
       26 марта 1940 г. U-21 (Штиблер) села на мель в Скагерраке, была интернирована норвежскими властями.
       21 августа 1944 г. U-230 (Эбербах) села на мель у Тулона (квадрат CH 3385, к S от п-ова Сен-Мандрьер-Сюр-Мер), взорвана экипажем.

       Вполне вероятно, что список ещё не полон.
       Имею наглость предположить, что в навигационном происшествии (и неважно, достигло ли оно уровня аварии или даже катастрофы, т.е. с гибелью людей) всегда виноваты трое: командир, вахтенный офицер, штурман. Свою ответственность они могут поделить в различной пропорции (2:3:5, 6:4:2, 8:1:1 и т.д.) - это определит комиссия, которая будет дотошно разбираться, рыться в кальках, прокладках и вахтенном журнале, опрашивать/допрашивать всех членов экипажа и свидетелей со стороны... Но это всегда три человека. Иначе и быть не может. Кто отвечает за безопасность кораблевождения? Штурман, вахтенный офицер и, разумеется, командир...
       Можно подискутировать о том, как готовили штурманов в немецком флоте тех лет; можно сравнить с нашим флотом; можно попробовать вывести процентное соотношение навигационных происшествий/аварий/катастроф и приблизительно определить, где дела обстояли лучше - даже с учётом размеров районов плавания. Это была бы очень интересная и монументальная работа... кто б ею занялся...
       Навигационные происшествия - это не только посадки на мель. Это ещё и столкновения, и вот списочек на 21 позицию (тоже наверняка не полный):
[столкновения >>>]       30 января 1940 г. U-15 (Фрам) столкнулась в Гельголандской бухте с эсминцем «Илтис», погибла со всем экипажем.
       3 сентября 1940 г. U-57 (Топп) в Кильской бухте у Брюнсбюттеля столкнулась с норвежским пароходом «Рона», погибло 6 человек.
       11 ноября 1941 г. U-580 (Кульманн) в квадрате AO 9382 при выполнении учебной задачи столкнулась с кораблём-мишенью «Ангельбург» и затонула; 12 погибших.
       15 ноября 1941 г. при выполнении учебных задач в Балтийском море столкнулись U-583 (Ратш) и U-153 (Райхманн); экипаж U-583 погиб.
       6 августа 1942 г. U-612 (Дик) в квадрате AO 7559 столкнулась с U-444 (Лангфельд) и затонула, 2 погибших.
       2 сентября 1942 г. U-626 (Баде) столкнулась с U-222 (фон Йессен) к SW от Пиллау; погибшие и раненые.
       12 ноября 1942 г. U-272 (Хепп) в квадрате AO 9572 столкнулась с U-634 (Брозин), много погибших, лодка затонула.
       8 декабря 1942 г. U-221 (Тройер) в квадрате AK 2546 (посреди Северной Атлантики!) столкнулась с U-254 (Гилардоне), которая затонула мгновенно вместе с командиром, спасено 4 человека; U-221 прекратила поход и вернулась в Сен-Назер с повреждениями.
       24 февраля 1943 г. U-232 (Цим) в квадрате AO 9418 столкнулась с U-649 (Тислер), были раненые.
       5 мая 1943 г. U-406 (Дитерихс) в квадрате CG 1775 столкнулась с U-600 (Цурмюлен); обе лодки имели повреждения и были вынуждены вернуться в базу.
       4 мая 1943 г. в квадрате CE 2243 U-659 (Шток) столкнулась с U-439 (фон Типпельскирх); погибло 84 моряка из 96, в т.ч. оба командира.
       5 августа 1943 г. U-34 (Ауст) в квадрате AO 9391 столкнулась с плавбазой «Лек» и затонула; 4 погибших.
       20 августа 1943 г. U-670 (Хиронимус) в квадрате AO 9582 столкнулась с судном-мишенью «Болькобург» и затонула; 21 погибший.
       8 сентября 1943 г. U-983 (Раймерс) в квадрате AO 9448 столкнулась с U-988 (Добберштайн) и затонула; 5 погибших.
       18 ноября 1943 г. U-476 (Нитманн) столкнулось с U-718 (Видувильт) во время учений на Балтике.
       20 ноября 1943 г. на рейде Данцига U-768 (Бюттьер) столкнулась с U-745 (фон Тротта). U-745 затонула, весь экипаж погиб.
       14 февраля 1944 г. на внешнем рейде Готенхафена столкнулись пароход «Эрна» и U-738 (Хоффманн); 22 погибших, в т.ч. командир лодки.
       17 марта 1944 г. у острова Рюген U-1013 (Линк) столкнулась с U-286 (Дитрих); 25 погибших, в т.ч. Линк.
       8 апреля 1944 г. U-2 (Шварцкопф) столкнулась с траулером «Хельми Сёле» к N от Пиллау у самого берега; 17 погибших.
       19 декабря 1944 г. U-737 (Грёйс) столкнулась в Вест-фиорде (квадрат AF 3389) с минным заградителем MRS25 и затонула; 31 погибший.
       18 февраля 1945 г. U-2344 (Эллерлаге) возле Халигендамма столкнулась с U-2336 (Фоккель) и затонула; 11 погибших.

       Значительная доля этих столкновений приходится на Балтику (квадрат AO 0000, Данциг, Пиллау и пр.) - это учебные лодки либо лодки, только входящие в линию боевых лодок. И приходится признать, что у них на борту не нашлось места опытным наставникам. Очень интересный подход к делу, не правда ли? Впрочем, U-57, например, была вполне себе боевой лодкой, хоть катастрофа также произошла на Балтике, а Эрих Топп на тот момент был уже достаточно опытный командир и вовсе не новичок.
       Всегда ли виноват штурман? Тоже неплохая тема для диспута. Понятно, что вахтенный офицер, а тем более командир виноваты всегда. А штурман? Он-то не всегда на мостике... Но если он не виноват, то на фига его с собой по морям возить? Не лишним, кстати, будет вспомнить, что если командир лодки и первый/второй вахтенные офицеры на немецких лодках были офицерами цур зее, то штурман был старшим унтер-офицером, то бишь фельдфебелем. Это, наверно, уходит корнями в традиции Королевского флота, который, как известно, длительное время ruled the waves. И подготовка их, штурманов (впрочем, как и офицеров), в разное время была слегка разной даже по срокам.
       А может, с учётом числа немецких лодок и обычного для Кригсмарине коэффициента оперативного напряжения вот эти вот приведённые цифры - это тьфу, на грани статистической погрешности?
       Такая вот тема для поговорить.
корсар

О трагедии Франклина (мнение)



Лента.ру пишет:

      Канадские учёные из Университета Макуон, Университета Лейкхеда и других исследовательских организаций опровергли гипотезу, согласно которой экспедиция по освоению Арктики сэра Джона Франклина погибла из-за отравления свинцом. Исследователи не обнаружили в останках членов экипажа следов тяжёлого металла. Об этом сообщает издание Gizmodo.
       Экспедиция проходила в 1845-1848 годах на двух судах — HMS Erebus и HMS Terror. Её целью было обнаружение коридора через Северо-Западный проход, который ведёт из Атлантического океана в Тихий и часто покрывается сплошным льдом. В 1846 году корабли оказались в ледяной ловушке возле острова Кинг-Вильям (Канадский Арктический архипелаг). Члены экипажа пережили две зимовки, однако в апреле 1848 года большая часть команды покинула корабли и пошла на юг. Никто из 129 путешественников не выжил.
       Корабли были найдены только в 2014-2016 годах. Также были обнаружены тела некоторых членов экипажа. Результаты их анализа показали, что моряки, вероятно, умерли из-за голода, туберкулёза и цинги, но основной причиной гибели специалисты называли отравление свинцом, который использовался для изготовления консервных банок.
       В новой работе учёные проверили три ключевые гипотезы. Во-первых, те, кто умер позже, должны были иметь больший уровень свинца в костях, чем у тех, кто погиб раньше. Во-вторых, у всех членов экипажа в костной ткани, которая сформировалась незадолго до смерти, концентрация тяжёлого металла должна была быть выше, чем в более старых костях. Наконец, в скелете моряков погибшей экспедиции должно быть в целом больше свинца, чем у других служащих военно-морского флота Британии. Однако все три предположения были опровергнуты.
       По мнению исследователей, хотя точная причина гибели экспедиции Франклина пока остаётся неизвестной, люди могли умереть из-за сочетания различных факторов, включая голод, холод и различные заболевания.


=======
       Своё мнение имею и таить его ни разу не стану.
       Конечно же, не само по себе отравление свинцом погубило экспедицию. Более того, Оуэн Битти, который сделал первые анализы тел трёх моряков, похороненных на острове Бичи, и сам изначально не называл свинец тем летальным токсином, от которого они там все поумирали. Он сразу сказал, что свинец в значительной (если не в критической) мере ОСЛАБИЛ иммунную функцию организма каждого моряка - а она у всех на разном уровне, потому что все люди слегка разные, поэтому они умирали в разное время - от цинги, от туберкулёза, от воспаления лёгких, от переохлаждения и голода, от всего спектра ОРЗ и разных простуд, и мне это ясно, как день. Но свинец был тем фактором, который никак не прибавлял им жизненных сил, а в большинстве случаев так и вовсе явился триггером и катализатором личной трагедии каждого моряка, совокупность которых стала трагедией всей экспедиции. Сравнивать условия выживания полярника и матроса, служившего на кораблях в Европе, как минимум, некорректно. Экспедиция Франклина попала в жуткие условия, и свинец ускорил их воздействие на людей.
       Я вообще ума не приложу, как они там среди льдов выживали - даже если снять вопрос о плюмбум-токсикозе (по-научному "сатурнизм") вообще. Жрать вот эту дрянь, которую они там всю дорогу жрали; постоянно в холоде и в сырости; в одёжке "не для Арктики" (это мягко скажем), без нормальной медицины... а после оставления гибнущих кораблей ещё и топать ножками по снегу, льду и камням, таща за собой тяжёлые шлюпки, гружёные по самые ширстреки. Само собой, некоторые из них достигли южного берега острова Кинг-Уильям и водного пространства, за которым тх где-то ждала земля полуострова Аделаида, но гляньте в гугель-картах на тот полуостров и ужаснитесь. У них не было никаких шансов даже после пересечения водной преграды (если им это и удалось) - они не могли достичь Большой Рыбной реки Бека ну вот просто никак. Это нереально. Они шли, не зная куда, наобум лазаря, просто "куда-то на зюйд", и это ещё один фактор - психологический, фактор пугающей неизвестности, который, будучи наложен на все прочие страдания и лишения, помог Туунбаку убить их всех. В том числе и Крозье - как бы нам ни хотелось верить повествованию Симмонса...
       Доклад закончил.

cool

О глупой смерти и ...



Значит, всё-таки есть она – глупая смерть.
Та, которая вдруг. Без глубинных корней.
За которой оркестрам стонать и греметь
Глупо. Глупая смерть... А какая умней?

А в постели умней? А от пыток умней?
А в больнице? В убожестве краденых дней?
А в объятьях мороза под скрипы саней?
Где умней? Да и как это можно – «умней»?!

В полыханье пожара? В разгуле воды?
В пьяной драке, где пастбище делит межа?
От угара? От молнии? От клеветы?
От раскрашенной лжи? От слепого ножа?..

Смерть ничем не задобришь, привыкла к дарам...
Вот Гастелло летит с перекошенным ртом –
Он при жизни пошёл на последний таран!
Всё при жизни!!! А смерть наступила потом.

Горизонт покосившийся, кровь на песке,
И Матросов на дзот навалился плечом...
Он при жизни подумал об этом броске!
Всё при жизни!!! И смерть тут совсем ни при чём.

Голос радио; падает блюдце из рук;
Прибавляется жителей в царстве теней...
Значит, глупая смерть – та, которая вдруг?
Ну, а если не вдруг, постепенно? Умней?!

Всё равно ты её подневольник и смерд!
Всё равно не поможет твоё: «Отвяжись!..»
Впрочем, если и есть она – глупая смерть, –
Это всё-таки лучше, чем глупая жизнь.

Роберт Рождественский, 1969 г.
Водолазик

Про бомбу в школе и малолетнего кретина

https://news-front.info/wp-content/uploads/2017/04/01092.jpg

       Собственно, из заголовка понятно всё. Осталось лишь уточнить, что школа - это средняя номер девять в Вилючинске, что было это всё вчера, и что позвонивший в МЧС кретин учится в означенной школе в третьем классе. Остальное само собой: ОМОН, МЧС, полиция, сапёры...
       И да, Вилючинск не Севастополь, у нас тут миндаль ещё не цветёт, у нас тут ещё пока что снег и холодрыга, а из школы на улицу всех повыгоняли кто в чём был. Что интересно: не увезли в како-нить пункт временного размещения и чаем там не напоили, а просто делали им стоять прямо возле школы, которая вот-вот взлетит на воздух и разлетится кусками в разные стороны.