Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Берингия

Канадская Арктика, 1853

карту увидел у Одинокого (увы, без пояснений, поэтому поясняю сам):



       Это приложение к отчёту лейтенанта Королевского флота Уильяма Хупера (William Hulme Hooper), 1853 год.
       С 1847 года Хупер служил мэйтом на исследовательском корабле "Пловер" (Plover) под началом коммандера Томаса Мура (Thomas E. L. Moore). В 1848 году "Пловер" вышел из Плимута с заданием войти в Арктику через Берингов пролив, а затем исследовать арктическое поборежье Русской Америки и далее на ост в сторону Канадского Арктического архипелага, о котором тогда ещё мало что знали. Задание имело целью не только (и не столько) практические географические исследования - "Пловер" принимал участие в поисках экспедиции сэра Джона Франклина, о судьбе которой не было вестей вот уже три года. Всего было снаряжено 39 таких экспедиций, и поход "Пловера" был одним из первых.
       25 августа 1848 года "Пловер" покинул Гавайские острова и пошёл к Чукотке, зимовал в бухте Провидения. По заданию Мура Хупер частично исследовал чукотские берега и населявший их народ - англичане называли их "туски". Следующим летом "Пловер" через Берингов пролив и Чукотское море перешёл в аляскинский залив Коцебу, и 25 июля с него было отправлено две шлюпки под командованием лейтенантов Пуллена и Хупера (который ещё не знал, что уже произведён в лейтенанты). Задача: обследовать берега до... докуда это будет возможно, то есть чем дальше, тем лучше.
       Лично для меня непостижимо, как можно было на двух шлюпках пройти этот невообразимо тяжёлый маршрут. Моряки на вёслах поднялись до мыса Барроу, повернули на ост и, внимательно изучая побережье, дошли аж до острова Хёршель, за которым раскинулся залив Маккензи. Затем они поднялись вверх по реке Маккензи: Хупер до берегов Медвежьего озера (Форт-Франклин), а Пуллен - чуть выше, до Форта-Симпсон, где они зазимовали. Летом 1850 года спустились по реке обратно, повернули направо и исследовали побережье аж до мыса Батэрст, после чего вернулись к устью Маккензи и, вновь поднявшись высоко вверх по течению, зимовали в Форте-Симпсон. Оставив там свои шлюпки, пешком добрались до Большого Невольничего озера, а оттуда прямиком в сторону восточного побережья Северной Америки до самого Нью-Йорка. В октябре 1851 года путешественники вернулись в Англию. Следов Франклина и его друзей они, понятно, не нашли.
       С ума сойти. У меня в голове не укладывается.
       Здоровье Хупера за три арктические зимы было сильно подорвано, однако он успел сделать отчёт под названием "Десять месяцев в чумах туски и всё, что произошло в арктической шлюпочной экспедиции в поисках сэра Джона Франклина" (‘Ten Months among the Tents of the Tuski, with Incidents of an Arctic Boat Expedition in search of Sir John Franklin'). Отчёт опубликовали в 1853 году, а в 1854-м Уильям Хупер скончался от тяжёлой болезни.
       Просится фраза "памятники бы ставить таким людям".
       Памятники есть, конечно. Скромные и чаще всего подальше от глаз обывателя, в тех самых местах, очень безлюдных. Например, такие, какой поставлен на берегу бухты Депо в Форт-Россе в честь сэра Мак-Клинтока, чья экспедиция приоткрыла завесу тайны над печальной судьбой экипажей "Эребуса" и "Террора". Арктика помнит всех, кого убила и кого пощадила; там до сих пор молчаливые каменные гурии стоят, их руками сложенные.
       А главные памятники - это названия на картах. Имена людей (Уильям Парри, Джон Франклин, Фредерик Уильям Бичи, Жозеф Ренэ Белло, Фрэнсис Леопольд Мак-Клинток, Руаль Амундсен, Джеймс Кларк Росс и Джон Росс, и многие другие), названия кораблей и шлюпок ("Долфин", "Юнион", "Фьюри", "Хекла" и пр.); также часто имена людей, спонсировавших экспедиции и ставших их вдохновителями (лорд Барроу, королева Мод, королева Виктория, принц Уэльсский, Феликс Бут и т.д.).
       И вот какую интересную штуку я заметил на этой карте. Смотрите. Очертания берегов, конечно, не очень соответствуют современным картам, названия чуть смещены и изменились-добавились, но тем не менее. От мыса Парри до пролива Дис сейчас всё (ну, на самом деле) немножечко не так: перед проливом Долфин-энд-Юнион сейчас находится залив (по факту же пролив) Амундсена. Идя из него на ост, через Долфин-энд-Юнион мы попадаем в залив Коронейшн (на карте он не подписан, но его нетрудно найти, в него впадает легко находимая река Коппермайн). Так вот: смотрим на мыс, венчающий залив Коронейшн с норда. Нашли? Вот-вот, мыс Крузенштерна (кстати, напротив него через пролив находится мыс Леди Франклин, которая отдала все свои средства на организацию поисков мужа и гордо отказалась от пенсии вдовы офицера Королевского флота).
       Ну так вот, мыс Крузенштерн, ага. Северная канадская провинция Нунавут. Фишка в том, что Иван Фёдорович Крузенштерн в канадскую Арктику не плавал (от слова "совсем"), однако кем-то из англичан увековечен на карте уже в 1853 году. Русские названия характерны (и во множестве сохранились на карте) в Русской Америке, то бишь по всей Аляске, особенно западной и южной, и как раз вот там тоже есть мыс Крузенштерна, ещё один, так сказать, "основной" (и даже памятник поставлен, потому что Крузенштерн там фактически бывал), но вот в самом сердце канадской Арктики... Удивительно. Между прочим, в русской Арктике иностранных фамилий не очень-то найдёшь. Там ни Кука, ни Магеллана, ни Роггевейна с Тасманом нигде не прописано. Разве что пролив Де Лонга - но Джордж Де Лонг там действительно был и там погиб после крушения "Жанетты" (жуткая история вообще-то). И Адольф Эрик Норденшельд - но он тоже в нашей Арктике был, он первый иностранец, прошедший Северным Морским путём (и первый прошедший вообще). А вот чтобы просто назвать доселе безымянный мыс именем какого-нибудь знаменитого мореплавателя (скажем, Лаперуза или Дюмона д'Юрвиля), - такого у нас нет.
       М-да.
       Люблю ползать с лупой по всяким картам и всегда благодарю тех, кто мне эти карты подсовывает.
Кап-три

Просто эпизод



       Тяжёлые двустворчатые ворота настежь.
       Специальная хитрая здоровенная гермодверь тоже. Приподнята и открыта вбок.
       С «улицы» доносится пряный запах летней камчатской листвы. Внутри «сарая» прохлада: температура не выше и не ниже, влажность не выше стольки-то.
       Всё надраено, всё блестит. Впрочем, у нас там всегда всё надраено и блестит. Специфика-с. Ни пылинки, ни соринки.
       – Идут!
       Идут. Входят. Он впереди, маленький такой, в очках. На рукавах пятьсот галунов и большие звёзды, внутри которых серп и молот. На адмиральских погонах герб СССР. За ним куча народу в самых разных званиях, самый «мелкий» – капитан 2 ранга.
       И чешут ко мне, потому что я самый первый, мимо не пройдёшь.
       Я даже не допущен ещё был, потому что спецобучение не прошёл. Просто надо было кинуть лейтенанта под танк, вот и кинули. Без гранаты. «Да ты не ссы, никаких вопросов не будет, он же никаких тонкостей не знает».
       – Товарищ Адмирал Флота Советского Союза, ответственный за рабочее место номер один лейтенант Завражный!
       – Здравствуйте, лейтенант.
       И руку протягивает.
       – Здравия желаю, тащ адмирал!
       Рукопожатие. Ладонь мягкая; взгляд пронзающий и умный.
       – Что за рабочее место, лейтенант?
       – Рабочее место для проведения технического обслуживания специальных изделий ТВ8!
       – Ясно. А скажи-ка, лейтенант, знаешь такой авианосец – «Энтерпрайз»?
       «Энтерпрайз»? Как раз таки знаю, но при чём тут...
       – Так точно, тащ адмирал! Бортовой номер CVN-65, водоизмещение семьдесят три тысячи пятьсот тонн, максимальная ско...
       – Стоп. Достаточно.
       Главком поворачивается к какому-то капразу и говорит, кивая в мою сторону:
       – Видишь? Лейтенант знает, а ты – нет. Тютя.
       И они пошли дальше. К рабочему месту номер два.
       На следующий день мне в служебную карточку вписали благодарность от главнокомандующего Военно-морским флотом СССР. Это было 7 июля 1983 года.
       В каждой шутке есть доля шутки, но руку я действительно три дня не мыл. Из принципа.
       Потому что внезапно выяснилось, что я не тютя. И подтвердил это не кто-то там, а Сергей Георгиевич Горшков.
       Вот так.
Водолазик

Туканутые какие-то



       Можете считать это антирекламой.
       Уже неделю как заказ сформирован, собран, но не отправлен. В графе "оплата" русским по белому: "Оплата наложенным платежом. Ожидает оплаты". Ни трек-номера обещанного, ни фига. Разумеется, мой разум жаждет пояснений, а как?
       Стоп! Есть же телефон! Аж два, вот они: 8 (800) 333-6314 и +7 (499) 110-4503. Вверху справа написаны.
       Звоним.
       Эмпэтришная тётенька на фоне какой-то музычки бодрым голосом вещает: "К сожалению, сейчас все операторы заняты. Оставайтесь на линии. Ваш звонок очень важен для нас". После чего тут же следует сброс.
       Тупо сброс.
       И так вот уже десятый раз подряд по каждому из двух указанных телефонов.
       WTF???
       Работнички.

       UPD. Только после отправки язвительного (хоть и вежливого) мыла с просьбой перезвонить и прояснить - перезвонили и прояснили.
       Пост повисит ещё с полчасика, потом удалю.
crazy

Из истории про историю



       — Князь!
       — А?
       — Беда!
       — Чего там?
       — Оказывается, Пересвет был под допингом!
       — И чего теперь?
       — Ну, победу присудили Челубею!
       — Мда...

       — Князь!
       — Ну?
       — Опять беда!
       — Какая?
       — Оказывается, вся дружина была под допингом!
       — Итить-колотить! И чего?
       — Им теперь запрещено воевать под вашим флагом, только под нейтральным!
       — Однако...

       — Князь!
       — Божечки-кошечки, что там опять!?
       — Опубликованы доказательства того, что и вы были под допингом.
       — Хм...
       — В общем, теперь победу присудили Мамаю! А вас отстранили!
       — От чего?
       — Даже не знаю...

       — Князь!
       — Да что за день-то такой!?
       — Беда!
       — Я догадался. Что теперь-то?
       — Ягайло на пресс-конференции сказал, что это он победил иго!
       — Так он же за них был!
       — Ну, теперь нет...

       — Князь!
       — Не подходи! Зарублю к писюнам собачьим!
       — Там письмо от Мамая.
       — Даже читать не хочу!
       — Ну, он, в общем, обвиняет вас в сексуальных домогательствах. Мировая общественность возмущена...
       — Ой, всё! Я спать пошёл!

(from)
Jurgen von Saur

О пропавшем офицере

в дополнение к предпредыдущему

       Читая книгу Роберта Кэрсона "Ныряющие в темноту", а именно - главу 12 об экипаже U-869 и об её уходе в первый (он же последний) боевой поход, я немало удивился одной странной лакуне, которая прямо таки бросилась в глаза. Описывается командир лодки - капитан-лейтенант Хельмут Нёйербург; описывается старший помощник - обер-лейтенант Зигфрид Брандт, неоднократно упоминается (хоть и практически не описывается) инженер-механик обер-лейтенант-инженер Людвиг Кесслер. И... и всё. А где ещё один офицер?
       Говорится об обязанностях старшего помощника: руководство вахтами, подготовка торпед и стрельба торпедами из надводного положения... понятно, первый помощник командира, он же 1-й вахтенный офицер - Зигфрид Брандт. А где 2-й вахтенный офицер, отвечавший за верхнюю вахту, за наблюдение, за зенитную артиллерию и за работу с "Энигмой"? Разве такое может быть? Почему Брандт у них там один?
       "Одна жена любит, одна - одежду шьёт, одна - пищу варит, одна - детей кормит... и всё одна?" (с)
       Вот список личного состава U-869. 56 моряков по штату плюс меканикер-гефрайтер Рихард Шмельцер, который Einzelverlust (не знаю, что это такое и как это понять). В списке отсутствует радист Херберт Гушевски, который буквально за несколько часов до выхода в море свалился с острым воспалением лёгких и пневмонией, его не пустили в поход (хотя он рвался и требовал), и потому он остался в живых, единственный из всего экипажа. Список отражает лишь тех, кто ушёл и погиб на борту. И среди них только три офицера, смотрите сами:



       Заметим: океанская лодка типа IXC, это даже не "семёрка", которая меньше и на которой меньше народу. Неужто уже зимой 1944 года в Кригсмарине было настолько тяжко с офицерскими кадрами, что на U-869 вообще не было 2-го вахтенного офицера с самого первого дня - с приёмки лодки, и далее во время учебной практики на Балтике, на переходе в Норвегию, при подготовке к первому боевому выходу и на собственно выходе? Не понимаю.
       Не понимаю...
=======

       UPD после консультации с Владимиром Нагирняком: действительно, 2-го ВО на U-869 не было, зато было два штурмана. Штурман на лодке, хоть и был по штату фельдфебелем, всё равно неофициально считался 3-м вахтенным офицером. Поэтому в случае с U-869 экипаж скомплектовали так, как показалось нужным в штабах, с учётом наличия отсутствия подходящих и требуемых кадров. Один из штурманов (Вильгельм Штокхорст или Хайнц Ленк) исполнял обязанности 2-го вахтенного офицера.
феолософ

"Ныряющие в темноту"

       На языке оригинала - "Shadow divers" by Robert Curson.



       Очень советую. Взять можно здесь (PDF).
       Также: галерея Ричи Колера.
       И фильм (сам ещё не смотрел, отложил до завтра).
       Настоящие мужики.
Jurgen von Saur

Заготовка для диорамы

       U-998 Typ VIIC/41 М 1:144



       Пока не натянуты бортовые леера, не натянуты сетеотводы-антенны. Это заготовка для диорамы, поэтому хоть на подставке-стапеле и написано U-998, эмблемы "Трижды чёрный кот" на ограждении рубки нет. Будет безымянная лодка, потому что диорама предполагается фэнтезийная, уныло-угрюмая и символизирующая печальный конец подводных сил Третьего рейха. Варианты диорамы:
       1. Лодка торчит, севшая на рифы (ну то бишь на мель, на камни).
       2. Лодка вся такая во льдах (типа безуспешно пробивается к Базе-211).
       3. Лодка в пустыне, прёт такая вся по барханам среди торчащих кактусов и саксаулов.
       4. Ваш вариант (тему "Holy Moses" не предлагать).
       Вот только не надо мне говорить про кривые руки. Сам знаю, так что не надо пытаться меня удивлять своей наблюдательностью.
       Параллельно приступил к U-203 Typ VIIC М 1:72. Чуть не запорол корпус при пропиливании шпигатов (точнее, таки слегка запорол, но постараюсь умело замаскировать). Что удивило: а) в фирме Revell предусмотрели возможность сдвижных плит лёгкого корпуса, открывающих взгляду носовые торпедные аппараты, но почему-то не предусмотрели передние крышки этих самых торпедных аппаратов - от слова "вообще" - и это как-то убийственно необъяснимо, б) стойка-колонка UZO слишком короткая, и если на неё мысленно примайстрячить бинокль, то в него никуда не посмотришь, потому что больверк мостика мешает... сие выяснилось внезапно уже когда эта стойка-колонка была приклеена и даже высохла, не выламывать же... а надо было бы проставочку сделать аж миллиметров на пять, в) на мостике предусмотрена переговорная труба с центральным постом и репитер лага, но почему-то не предусмотрен репитер гирокомпаса, и это очень странно, г) нет поручней на тумбе командирского перископа. Поручни, гирокомпас и даже тросовые дефлекторы на перископах сымитировал, насколько сумел своими кривыми руками :)
       В общем, жду интересных предложений насчёт диорамы ;)))
Jurgen von Saur

О навигационных огнях



       Какими они должны быть у современного корабля, я знаю назубок ещё с 1-го курса, никаким самогоном из мозгов не вымыть.
       Сейчас вопрос вот какой: какие они были у немецких подводных лодок Второй мировой войны?
       С бортовыми всё понятно: справа зелёный, слева красный, 0 - 112,5. Классика*.
       * Кстати, не совсем классика. Ниши бортовых огней почему-то красились в шаровый цвет, а не в чёрный, как сейчас везде красят. Я кучу фоток посмотрел, везде серое, чёрных нет нигде. Интересный моментик.
       А дальше вопросы.
       Топовый огонь немецкая лодка не несла. Верно? Только не спрашивайте почему, я не знаю. Не несла, и всё.
       Кормовой огонь, который, по идее, должен быть белым, - он какой был? В игрушке он почему-то красный, ни один мододел его ни на какой другой не заменил, а большинство из них ребята достаточно дотошные. Или это не кормовой огонь, а какой-то специальный?
       На кормовой оконечности ограждения рубки (примерно там же, где кронштейн для корабельного колокола) был ещё один огонь, светящий назад и, похоже, в положенном ему секторе. Какого цвета? Или это он белый кормовой, а тот, который совсем в корме, - это таки не классический кормовой, а чего-то ещё?
       Кто знает огни немецких подводных лодок Второй мировой войны? Кто знает, где узнать? Кто видел того, кто знает, где узнать? Кто слыхал о том, кто видел?..*
       * Рекурсия детектыд.
       Ориентироваться на реальные фотографии практически невозможно: они изначально чёрно-белые, почти что все, а ночных среди них вообще хрен найдёшь. Ориентироваться на сделанные там и сям модельки лодок - идиотизм на уровне школоты: их делают неспециалисты (это очень мягко сказано), так что всяких ошибок полным-полно. Понятно, что был в Кригсмарине какой-то папирус руководящий документ, регламенирующий всё это дело, но как он мог называться и где его глянуть? В "Майн Кампф" точно нет, я смотрел %)))
       В коллективному групповому разуму взываю я. На благосклонность ноосферы всеми фибрами уповаю.

       UPD. Лодка Typ VIIC/41 М 1:144 практически готова. Сетеотводы-антенны не натянуты, потому как нет у меня ручной мини-дрельки, надо ехать в город покупать. Лодка планируется в нестандартную диораму, для коей надо кое-что купить и кое-что сделать попросить, чтоб сделали.  Дальше приступим к U-203 Typ VIIC М 1:72 (при одной мысли об этом члены наполняет сладкая истома).
       UPD2. Только что сообщили в личку вконтактика, что все ходовые огни на немецких лодках во время войны были шаровой краской закрашены. То есть не светило вообще ничего?.. Хм. Поверим, проверим и тоже закрасим, если таки да. Хотя странно, конечно. Очень странно. Очень.
Jurgen von Saur

U-boot Typ VIIC/41

       В наборе от "Revell" (М 1 : 144) четыре варианта: U-292, U-318, U-998 и U-1004. Какую делать? Лодка склеена ещё год назад, сейчас сохнет загрунтованный левый борт. Эти лодки, как и положено "семёркам", имели 5 торпедных аппаратов, в 1944 г. уже не несли палубного орудия; на зенитной площадке у конкретно этих лодок устанавливалось два спаренных 20-мм "флака" плюс на "зимнем садике" одноствольная 37-мм зенитка со складным щитком.* Лодки 1944 г. имели радар и шнорхель. Единственная дошедшая до наших дней "семёрка" - это как раз U-995 Typ VIIC/41 (кстати, ничем особо не знаменитая, кроме своей единственности на свете), которая является музеем в германском Лабё.
       * В модификациях 1942-1944 гг. зенитным вооружением такие лодки комплектовались по-всякому.
Collapse )
       Как-то неинтересно, что ли... Какая-то невзрачная судьба у всех четырёх лодок, которые предлагает "Revell". Для такой же своей модели в масштабе 1 : 72 они предлагают куда больше вариантов - U-295, 307, 324, 995, 997, 1023, 1002, 1105. А всё дело в декальках: я не сумею сделать нужную эмблему размером 2,5 мм для лодки в М 1 : 144.
       Поэтому выбираем U-998. Исключительно из-за эмблемы "Трижды чёрный кот". Я, видите ли, очень люблю котов и особенно чёрных. Поэтому - вот.
       В данный момент уже сохнет загрунтованное днище, с чем я сладко зеваю и отправляюсь спать.