Category: история

корсар

Жестокий капитан Блай

https://yachtrus.com/wp-content/uploads/2018/07/bounty-5.jpg

       Перейдём же от полемики к конкретике (и вновь благодарим lot1959 за преподнесённую ссылку на инглише).
       Итак, кого пороли на "Баунти" и за что - раз уж имеет хождение такое мнение, мол, капитан Блай был крайне жестоким человеком, офицеров плетьми драл и всё такое.
Collapse )
корсар

Экипаж "Баунти"



       Стараниями уважаемого lot1959 из недр тырнетов извлечён список экипажа H.M.A.V. Bounty, хорошо известного нам в связи с определёнными давними событиями. Впрочем, как сказать... "хорошо"... в любой истории всегда есть куча лакун и противоречий, и в этой тоже.
       Быстрое пояснение: ботаник и садовник находились на борту в связи со спецификой цели плавания.
Collapse )
Водолазик

В жизни всегда есть место подвигу

      Ну, это если судить по обилию медалей на выпускницах кадетского корпуса Следственного комитета России имени Александра Невского. Боевые девчонки


фото взято у lot1959 - "Фронтовики, наденьте ордена"

       А что, есть где-нибудь список, в котором все-все-все вот эти вот висюльки (особенно современные ведомственные), с виду ну весьма очень сильно напоминающие государственные награды, в т.ч. СССР? Ну, чтоб почитать, проникнуться и впечатлиться...
crazy

Раз уж тема за ботфорты...

       ...то вот реальные ботфорты шведского монарха Карла X Густава, 1650-1660. Музейный экспонат. Королевская обувка! То есть не хухры-мухры. Готовы? Кликайте по спойлеру; вам и не снилось:

[да-да, я решил, что лучше спрятать]

       Да мои сапожки от "Одеона" - это ж просто верх изящества и удобства ваще. Шведский король и мечтать о таких не смел... бедняга Карл... и все его дворяне... в чём ходили-то... ужас на крыльях ночи.
       То-то я смотрю, шведского короля наши реконструкторы как-то не очень реконструируют =)))
феолософ

Корабли постоят...

       "С гибнущей подводной лодки спасались редко. Разве что командир даст команду на всплытие и на оставление корабля. Вот только хватит ли у него на это смелости? Если хватит, то люди останутся живы, а командир пойдёт под суд".
       Александр Покровский, писатель, бывший подводник.
       С 1904-го по 2004-й год на флотах России – СССР – РФ (то есть за сто лет) произошло 69 аварийных случаев с ПЛ, повлёкших за собой гибель людей. 29 случаев –  оргвыводов не последовало, 38 случаев – заключение в крепость при царе, расстрел или лагеря при Сталине, партвыговоры при Брежневе. Только в двух случаях были награждения:
       1 (один) случай – 1972 г., лодка К-19, 2 награды. Командиру орден Красного Знамени за спасение лодки с баллистическими ракетами на борту и командиру десятого отсека орден Красной Звезды за спасение людей. И всё.
       1 (один) случай – 1970 г., лодка К-8, 122 награды. Закрытым указом Президиума Верховного Совета СССР награждены  ВСЕ офицеры, мичманы и матросы экипажа К-8, а командиру присвоено звание Героя Советского Союза".
       (отсюда)

       Можно ещё добавить, что из 122 человек экипажа аж 22 прикомандированных сверх штата, что, мягко скажем, не характерно для лодки, находящейся на БС... а вообще-то невиданное явление.



       Итак, сборник заметок из ЖЖ Большого Фила:
       "Корабли постоят и ложатся на курс"
       "Корабли постоят и ложатся на курс - 2"
       От себя замечу, что это не последовательное повествование, а цикл статей-заметок, исследование нарастающим итогом. Язык автора не всегда способствует быстрому пониманию, однако, как говорят в одной малоизвестной местности, имеющий тяму да вонзится.
cool

А кто начал-то?

       Вторую Мировую войну то есть.
       Официально считается, что Германия - напав на Польшу 1 сентября 1939 года.
       А почему, собственно?
       Почему, например, не Япония, устроившая войну на Халхин-Голе? Только потому что был один день перерыва, 31 августа, когда никто ни с кем не воевал?
       Выскажу мнение (спорное, зато моё собственное), что 1 сенября 1939 года началась не Вторая Мировая война, а война Германии с Польшей, не более. Она ещё не была мировой. Целых три дня.

Почему Польша делает Россию виноватой за Вторую мировую войну

       А мировой её сделали Великобритания и Франция, которые, вступившись за Польшу, объявили войну Германии. Таким образом Германия, начав войну на одном фронте, получила ещё два, а война стала уже мировой.
       То есть: Вторую Мировую войну 3 сентября 1939 года начали Великобритания и Франция. Такой вот вывод интересный получается. Я не прав?
cool

"Цена вопроса"

       Осилил "Цену вопроса" Романа Грибанова, скопирнутую в своё время с самиздата.ру по наводке кого-то из френдов.
       Ну как "осилил"... Дотянул до 0,2 третьей части, дальше всё, стоп-кран, не получается. Да и на фиг не надо, как представляется.

Истребитель МиГ-17

       Фабула: лето 1962 г., и уже не имеет особого значения, кто первый начал. В первой части НАТО воюет с Варшавским договором в Европе, далее автор переносит читателя в Корею. Вторая и третья часть посвящены октябрьским и ноябрьским событиям 1962 года на Дальнем Востоке, а конкретно на Камчатке. Уже нет Москвы, Хабаровска, Владивостока, Вашингтона, Сан-Франциско, Сиэттла... мир в ядерных и тротило-гексогеновых руинах; на Камчатке идут, как грустно иронизирует автор, "бои местного значения". В общем, альтернативная история с показательными вариантами.
       Резюме будет не длинным и весьма печальным для автора: уважаемый автор, если можешь не писать - не пиши.
       Почему?
       Потому что для начала неплохо бы выучить (или хотя бы подтянуть) родной язык, на котором пишешь. Или уж, на крайняк, до вываливания произведения в интернет дать его вычитать и поправить тому, кто этим самым языком более-менее сносно владеет. Примеры приводить не буду, там каждый абзац блещет. Есть, конечно, удачные места, но они столь же часты, сколь золотые самородки в нашем ручье за горнолыжкой.
       Однако это не главное. Хрен с ним, с косноязычием. Я был бы согласен провести эту работу, потому что задумка действительно интересная и полезная. И очень позавательная... стоп... скажу так: могла бы быть очень познавательной, если бы...
       В общем, повествование безнадёжно забито техническими тонкостями, от которых у читателя просто сворачиваются мозги. Автор втиснул туда всё, что сумел найти - вплоть до маркировки отдельных узлов и приборов боевой техники, ТТД и ТТХ, весовые и массо-габаритные нюансы, и втиснул так, что при чтении чуть ли не теряешь нить событий. При этом ещё и умудрился местами напороть в них лажи. Где-то оно, несомненно, нужно, потому что помогает понять суть происходящего, но в очень многих местах оно более чем избыточно. Утомляет (и это очень мягко сказано) бесконечное перечисление номеров - дивизия, полк, дивизион, батальон, рота, авиакрыло, батарея, шифры ракет, бомб, снарядов, РЛС, прицелов... при том, что автор и сам в них слегка запутался несколько раз. Я человек военный, к маркировкам, цифрам и номерам привычный (как и к военной терминологии вообще), но и я утомился при чтении выполнять мозгами работу штабного офицера, который к тому же видит кое-где тактические ошибки как автора, так и его героев.
       А вот там, где точность действительно нужна, её-то как раз и нет. Мильково никогда не было посёлком, оно и по сей день село (хотя по сути давно уже посёлок городского типа). Вилючинска в 1962 году не было в природе, это слово рождено секретным постановлением Президиума ВС СССР в 1968 году, а вот Лахтажного, Рыбачьего, Сельдевой и Приморского читатель в тексте не найдёт, хотя уже тогда была и техническая ракетная база, и ядерный арсенал, и гидроакустический полигон, и военный судоремонтный завод, и корабли ТОГЭ. И мне уже было два года, и жил я в Приморском на улице Мира, дом 4, квартира 45. В четырёхэтажном доме! А по Грибанову там у нас дикий лес. Командующий рыбачинской 15-й эскадрой подводных лодок у автора почему-то безвылазно находится на ЗКП Камчатской военной флотилии (который, кстати, почему-то где-то на Сапун-горе). А посёлок Англичанка - это, оказывается, неподалёку от елизовского аэродрома. В береговых батареях - стационарных и подвижных - автор тоже заблудился, плохо представляя себе их местонахождение, задачи и сектора обстрела. Всеми советскими (так уж и быть, не будем об американских) кораблями у него командуют капитаны - и эсминцами, и ракетными/торпедными катерами, и подводными лодками; описание происходящего на кораблях подчас вводит в ступор (лень примеры приводить, хотя могу), равно как и тактика применения корабельного оружия - артиллерии, ракет и торпед. Из текста вызревает предположение, что основой военных знаний автора является именно авиация, но и тут есть и ошибки, и лакуны, и противоречия - например, 122-я эскадрилья 317-го авиаполка, летавшая на Бе-6, не имела сухопутного аэродрома в районе бухты Ягодной. В рельефе камчатской местности и инфраструктуре автор тоже ориентируется не очень - например, тайная стоянка катеров в дикой и безлюдной бухте Бечевинской перед атакой американской АУГ здорово удивила, да и описание мыса Шипунского тоже (я уж не говорю о том, что в 1962 году в Бечевинке уже была база подводных лодок, которая однозначно должна была попасть под первый же удар палубной авиации янки). Для стороннего читателя оно всё, может, и сойдёт, но читатель-камчадал тут же представляет себе всё это на местности и периодически говорит изумлённое "ой!".
       В общем, спасибо автору за то, что ковырнул эту тему - она действительно интересная и изначально многообещающая. И неспасибо за реализацию. Следовало бы поискать консультантов, знакомых с вопросом. Идущего на нерест кижуча не ловят так, как рассказал автор, и это так, штришок-мазок мимоходом. Следовало бы разобраться, как назывались наши базы и бухты в 1962 году нами и американцами, да много ещё в чём. И сделать упор именно на художественном аспекте повествования, повыкидывать лишние номера и маркировки, не расписывать воздействие каждого снаряда (с указанием его типа, калибра, маркировки и веса) на каждый элемент конструкции самолёта (нервюры, стрингеры, лонжероны, номера бензобаков и прочее). В общем, основательно переработать манеру преподнесения материала.
       Короче, до собственно высадки десанта так и не дочитал, силы кончились, иссякся на моменте потопления нашими береговыми артиллеристами американского эсминца "Маккейн". Понял, что дальше там будет вообще несусветная лажа из-за недостаточной проработки автором военно-исторического и географического материала. Будет полёт фантазии, а фактики 1962 года не будет. В конце концов, я живу в тех местах, про которые он пишет, и мне глубоко не пофиг.
       Если автор сочтёт нужным обратиться ко мне за помощью в корректуре своего произведения, помогу ему с огромным удовольствием.
cool

И обратно за острова

       Да-да, вот за эти (ссылка раз | ссылка два).



       Ибо что-то вовсю педалируется унылая тема: «ах, мы отдаём Курилы!»
       Я что-то пропустил? Таки уже отдаём?
       А если ещё нет, то к чему вот это вот нагнетание?
       Объясню, как могу – то есть как сам вижу.
       Во-первых, о терминологии. Отдаём или продаём? Или передаём? Это разные понятия – с разной смысловой нагрузкой, с разной юридической подоплёкой и разными последствиями. Кто сказал «отдаём»? А кто сказал «продаём» (и таки да, за сколько продаём)? А кто сказал «передаём»? Фамилии в студию! И с конкретными цитатами, пожалуйста. В том числе по количеству и названиям островов. Ну, чтоб предметно пообсуждать.
       Ну и далее.
       Япония традиционно ноет насчёт северных территорий. Впрочем, есть мнение, что половине из них на эту проблему уже начихать, и вообще им сейчас как бы не до этого. Однако вопрос не снят, поэтому продолжаем использовать глагол «ноет».
       СССР (раньше) и Россия (сейчас) озвучили свою позицию: подпишем мирный договор – обсудим так волнующий вас вопрос о передаче. Не о продаже, не об отдаче, а о передаче – согласимся, это разные понятия, причём последнее наиболее размытое и туманное. Весьма вариативненькое такое.
       Но в любом случае: сперва договор в устраивающей всех редакции, а вот потом потрындим и за острова. И никак не наоборот. Почему? Потому что гладиолус. Потому что распределением занимаются победители, а не побеждённые, что и имело место быть несколько десятков лет назад.
       Чтобы мирный договор был подписан, неплохо бы для начала убрать с территории Японии американские базы, верно? Иначе нам в случае чего придётся бомбить земли мирно сосуществующего с нами государства, а нам по ряду причин этого не хотелось бы. Базы уберёте? Ах, не уберёте? Ну, тогда саёнара, ки-о цукэтэ и о-дайдзи-ни. Сперва разберитесь в себе – кто вы такие и чего вообще от жизни-то хотите, – а потом приходите ещё раз. Мы с вами и без мирного договора пока что неплохо сосуществуем, нам потерпеть нивапрос. Тем более что тема американских баз во всём разнообразии наших с вами взаимоотношений не единственно щекотливая, хотя и одна из самых значимых.
       Проще говоря: перестаньте лизать жопу пиндосам. Бусидо - предмет практики, а не теории. Не надо бряцать цубой катаны, за такие вещи во времена Нобунага резали мечами без предупреждения.
       Япония сама себя загнала в тупик. Исторически. Синдзо Абэ, говорят, на могиле предков поклялся вернуть острова – вот пусть и ломает голову, как увильнуть от сэппуку. Потому что так не бывает – и суши съесть и на рикшу сесть. В мире вон что творится, нужно сидеть и вдумчиво нюхать противопожарный запах. И не забывать, кто на кого две атомных бомбы скинул, ибо всё от большой забывчивости идёт, больше ни от чего.
       Так что Курилы наши. В полном составе. И будут. Лично мне на данный момент именно так видится.
       Доклад закончил.
выше нос!

Карта Дюпти-Туара

Map_DuPetit_Thouars_th

       Пока я всё собирался да намеревался, уважаемый Павел Калмыков сел и сложил из кусочков карту, которую составил в 1837 году французский капитан Дюпти-Туар. Сложил и мне прислал. С разрешением выложить. Вот, выкладываю.
       Французский капитэн-де-вайссо Абель-Обер Дюпти-Туар (Du Petit-Touars), кавалер ордена Почётного Легиона и будущий адмирал, заплыл в Авачинскую губу на фрегате "Венера" ("La Venus") 19 августа 1837 года. Как он сам сообщил тогдашнему начальнику Камчатки Якову Ивановичу Шахову, "с целью поставить памятник Лаперузу". Лаперуз вообще-то много чего посещал за полсотни лет до этих событий, и вот, понимаете ли так, "Франция созрела на памятник", притом именно на Камчатке, без предварительных дипломатических уведомлений и согласований... На самом деле миссия Дюпти-Туара была куда более приземлённой: окромя памятника, ещё география и естествознание, карту вот даже для французских академиков нарисовали... а по факту это была банальная разведка, ибо впоследствии французская часть объединённой союзной эскадры, пытавшейся завоевать Петропавловск в 1854-55 гг., пользовалась именно этой картой. У англичан была карта капитана Фредерика Уильяма Бичи (шлюп "Blossom"), составленная примерно таким же макаром в 1826-27 гг., так что им было что сравнивать и на что опираться. Обе карты, заметим, даже сейчас выглядят восхитительно точными - если учесть ограниченное время, имевшееся для их составления, а посему предлагается замеченные ляпы таковыми не считать.
       Шахов, как известно, с этим памятником Лаперузу потом попал впросак, но это уже другая история - в чём-то весёлая, в чём-то поучительная. Зато в историю вляпался вошёл: мыс Сигнальный иностранцы с тех пор именовали мысом Шахова, и на картах это легко видеть: "Pte Schakoff", "Schakhoff's Point".
       Понятно, что эту карту составлял и рисовал не сам Абель-Обер Дюпти-Туар. У него для этого имелись молодые офицеры, а также дипломированный гидрограф мсье де Тессан, увековеченный в шапке карты вместе с капитаном. А отпечатана конкретно вот эта карта, как это несложно азметить, в 1844 году.
феолософ

Лекция о международном положении

сразу предупреждаю: техт будет не везде и не во всём политкорректным.

       Итак, нынешняя лекция будет посвящена одной нации, которая говорит «хасю асрава». А если точнее, то этим вот самым асравам, которых она хасю.



Collapse )