Jurgen von Saur

Rohr eins los!



       Как-то рассказали мне байку, что однажды в самом конце 80-х командир одной из лодок 10-й дивизии на призовой торпедной стрельбе вместо "Пли" сказал "Los".
       И будто бы комдив прямо на ГКП сказал ему "Зер гут". Потому что попали.
       Но потом всё равно выдрал, потому что комдиву по штату положено драть командиров, в том числе и превентивно. За то, что было, и за то, что будет - за два года вперёд. Невыдранный подводник - не подводник.
       Как-то так.
cool

Карты-схемы в книшку

       По многочисленным просьбам трудящихся нарисовал для наглядности и облегчения восприятия текста семь карт-схем в книжку "Забыть адмирала!", после чего она заиграла новыми яркими красками.
       И да, ещё одну фотографию добавил. Ну и там ещё небольшие правки и уточнения - местами существенные, местами не очень.
       Нет предела совершенствованию; однако сказал бы мне кто в 2000-м году, когда я сдуру вознамерился одну маленькую статейку в местную газетку тиснуть, что эта статейка превратится в книгу, которая пишется, переписывается и дописывается вот уже 20 лет, я бы только пальцем по лбу постучал и взоржал, аки бабуин...
       А если этим летом благополучно завершится эпопея с памятником, то придётся опять правки вносить. Я на этой Крымско-Камчатской войне скоро вообще кукухой поеду.
Водолазик

I ♥ почта россии

       Не знаю, где у кого как, а у нас в деревне полный дурдом.
       Нет, я понимаю, что злобный коронавирус, что дистанционирование, бла-бла-бла, все дела. Что запускают только по одному и в масочках... я всё это понимаю. Предварительная запись, ага.
       Я не понимаю вот чего.
       Какая, медуза в глотку, разница в способе запущания людей в отделение, если пропускная способность отделения связи какая была, такая и осталась? Сидят два оператора, каждый в сутки пропускает, скажем, 250 человек, в сумме пятьсот в день - вне зависимости, где находится очередь, внутри или снаружи... казалось бы, что меняется? По сути, ничего не меняется...
       А вот фигу вам/нам с маслом.
       Сперва ввели стояние на улице, а не внутри. Вроде бы всё работало, и дополнительное время требовалось лишь на то, чтобы очередной прошёл к окошечку, это какая-то минута, если не меньше.
       Потом придумали предварительную запись на госуслугах и на портале Почты России. Что получилось? А вместо одной очереди стало две. Одна очередь - обычная, "живая". Вторая - из тех, что зарегистрировались и типа пришли к назначенному времени. Ибо "назначено на 11.25" - это ещё вовсе не означает, что клиент подойдёт в 11.20 и через пять минут получит. Потому что кто-то просто заказное письмо получает, а кому-то приспичило три посылки отправить, и оператор не укладывается в теоретически отведённое время. Два параллельные очереди стоят и со скрытой злобой зыркают друг на друга.
       Короче, склифософский
       На настоящий день мы имеем следующую ситуацию.
       Люди занимают очередь в пять утра - и отправители/получатели, и пенсионеры для получения пенсии. Стоят весь день, и не факт, что удачно. Вернее, стояли, потому что:


       Соответственно и:



       Как пояснил товарищ, который уже вот неделю не может получить алишный павербанк, сейчас запись на месяц вперёд - на 27 июля.
       Ради интереса полез на госуслуги, и там... а где там? Я, наверно, тупой, потому что так и не сумел найти, где там записываться на посещение отделения связи. Спросил одного, второго, третьего - сказали, что тоже искали и не нашли, поэтому записывались на портале Почты России (см. скрин выше). Народ тем временем уже слегка озлобился, и не пускает вне очереди ни тех, кто по записи, ни даже тех, кому получить EMSку. Не, ну ладно там, фиг с ними, с посылками; а каково тем, у кого отправка и получение документов, связанных, например, с судебными тяжбами??? А пенсионерам?
       В общем, на текущий момент времени:



       Они там внутри разгребают вот уже второй день, в четверг обещают открыться. Если не лопнут от обилия входящих посылок (в том числе трёх адресованных мне). Что будет твориться возле отделения связи в четверг - могу себе представить. А идти придётся. С раннего утра. И торчать там до вечера. Как минимум.
       Братский союз кирпичей какой-то. Не хочу, чтобы меня правильно поняли, но верхнее руководство Почты России давно пора гнать ссаными тряпками, ломать сложившуюся порочную систему и выстраивать новую.
Кап-три

Две одинаковые подписи...

       У меня есть фото; вот аверс и реверс:



       Это мой главный инженер. Я видел разных главных инженеров РТБ, но не было равных Александру Матвеевичу Баранцеву и Игорю Георгиевичу Зяблицеву. А. М. Баранцев был моим ГИ в Бечевинке, а потом по праву стал начальником 6-го управления ТОФ. Его сейчас с нами нет... А Игоря Георгиевича мы похоронили сегодня.
       Обратите внимание на подпись "сдал - принял". Подписи практически одинаковые. Эту подпись я, заместитель главного инженера (нештатный), купил у главного инженера перед самым его ДМБ, за три литра шыла. Это было летом 1992-го.
       У эртэбэшников подписи обычно представляют собой дежурную загогулину. Почему? А всё очень просто. Завинтил гайку "моментным ключом на 7,5 кгс до срабатывания" - поставил подпись. Расснарядил изделие - подпись. Снарядил - подпись. Отстыковал ТВП - подпись... подпись... подпись... за каждую операцию подпись. И подписи контролирующих лиц, от одного до трёх, в зависимости от важности операции. Так что порой набиралось до трёхсот с лишним подписей в день у каждого занятого в техническом обслуживании, а "крутили" мы тогда, практически не прекращая, параллельно несколькими расчётами сразу. Плюс выдачи и приёмы оружия. Поэтому наши подписи достаточно быстро трансформировались в примитивные закорюки, хотя поначалу они у каждого были достаточно витиеватые, а мою с парадными арабесками можно было вообще в музее каллиграфии выставлять. Со временем она тоже превратилась в кривого червячка. А подпись главного инженера мне очень нравилась, поэтому я, уже повзрослев в должности, купил у него эту подпись при свидетелях, старших офицерах. Ну был такой весёлый эпизод, да.
       Уже много потом случилась хохма, ещё до внедрения всяких там пластиковых карт. Стоим в Сбербанке, в очереди за пенсией. Толпа, духотища. Игорь Георгиевич как раз за мной. Я получил, расписался и отошёл; а ему пенсию не дают: операционистка хай подняла. Мол, он тут в карточке расписался в точности как предыдущий клиент. А в очереди стояло человек семь или восемь из нашей части; они долго ржали и объясняли - сперва операционистке, а потом и вышедшей на шум начальнице смены... Пенсию ему тогда, конечно, выдали.
       Я для себя разделяю всех эртэбэшников на четыре категории.
       Первая - это зачинатели, стоявшие у самых истоков становления и формирования оружейного ядерно-технического комплекса флота. На Камчатке в 1960-м было почти одновременно открыто три РТБ. Это были мамонты, динозавры. Они начинали с полного нуля, закладывали фундамент. Они строили систему ядерно-технического обеспечения флота, были открывателями неизведанного, и поначалу у них даже не было жилья. Я могу назвать достаточно много фамилий и имён; я потом ходил в детский сад с их детьми, с ними же учился в школе. Эти фамилии незаслуженно забыты, хотя их следовало бы произносить с придыханием. Шарапов, например. Или Яксон Игорь Иоганнович... да все не перечислить.
       Вторая - это зубры и аксакалы, которые были до моего прихода в РТБ, но после мамонтов. Они развивали систему ЯТО, доводя её до совершенства; про них (как и про мамонтов) ходили легенды. В каких сложных условиях всё это происходило, я здесь рассказать не сумею, потому нужно очень много времени и места, к тому же не обо всём ещё можно говорить даже сейчас. Стоп; я написал "зубры" и "аксакалы"? Прошу прощения. Правильно так: Зубры и Аксакалы.
       Третья - это мы. Сословие эртэбэшников, от мичманов до капитанов 1 ранга, служивших в РТБ в 1980-х - 1990-х. На них пришёлся пик холодной войны, и уж кто-кто, а они её ни разу не проиграли. Вкалывали, "не вынимая", и ядерный забор Отчизну не подвёл ни разу.
       Ну и четвёртая - это те, кто пришёл уже потом, после моего ДМБ в 1995-м. 2000-е и дальше. Ничего про них не могу сказать: я их в деле не видел. Однако, насколько мне известно, оставшиеся РТБ флота (их количество сокращено в 1990-х) фунциклируют исправно, всё идёт по плану, ядерный забор на месте, так что давайте без паники там.
       Игорь Георгиевич закончил ВВМУ им. Фрунзе и попал в 6-ю систему флота. Начинал в Майхе, потом академия и наша часть. Высочайший интеллект, отточенная вежливость (я даже на пенсии не сумел убедить его обращаться ко мне на "ты"), широкий кругозор, быстрый ум и жизнерадостность, умение грамотно решать любые вопросы и отменное чувство юмора; а главное - в каждом из подчинённых он видел не просто боевую единицу, а прежде всего человека. Базируясь на достижениях предшественников, он сумел сделать у нас на Базе сплав "люди/железо", за что его и обожали. При этом страшно боялись и, завидев, прятались по шхерам. Поначалу его прозвище было "Чапай", потому что у него была очень острая шашка, и рубил он ею направо и налево. На уважении и обожании подчинёнными это не сказывалось. Он был жёсток, но не жесток. Прост в общении, но интеллигентен. Ему ничего не стоило спросить у мичмана, если он вдруг чего-то не знал, и это высоко ценилось; но однажды узнав что-то, уже не забывал. В то же время запросто мог культурно поставить раком иного зарвавшегося адмирала или капитана 1 ранга, когда такое внезапно требовалось при защите дальних рубежей СССР.
       А ещё он всегда искренне восторгался талантами других людей, себя же ценил не очень. Хотя и был ещё в курсантские времена чемпионом ВВМУЗ по плаванию и водному поло, и начитан был, и интересовался много чем. Сам из Львова, мать (капитан, а впоследствии майор МГБ) сумела сберечь годовалого пацана от зверствовавших в те времена бандеровцев; Ленинград же дал ему воспитание, какое мог дать только Ленинград.
       И Александр Матвеевич Баранцев в Бечевинке был такой же, а кроме него и Зяблицева я других по-настоящему главных инженеров РТБ и не видел (в том смысле, что всем прочим до этих двух было как на кляче до Мадрида). Про любимых командиров РТБ я ещё напишу как-нибудь, если сподоблюсь. И про начальников штабов. Мне на них невообразимо повезло. С другими я сформировался бы по-другому, и слава Богу, что не.
       В общем, так и расписывался я подписью Игоря Георгиевича три года до собственного ДМБ; так расписываюсь и по сей день. Нравится она мне - чёткий летящий зигзаг-молния, переходящий в фамилию. А фотографию он мне подарил уже в 2008-м, в преддверии Дня Флота. Надел парадную тужурку с медалями и знаками, сфотографировался и подарил. И как положено в РТБ, мы скрепили приём-передачу фотографии подписями. И хряпнули по стопочке.
       Жизнь Игоря Георгиевича не щадила, пинала вволю. Не дай вам Бог. А сегодня мы его похоронили. С места его могилы видно почти всю бухту Крашенинникова, видны вулканы и лодки у пирсов, виден пункт выдачи, и только мыс Кутха заслоняет вид на Базу, то есть на техническую территорию нашей части.
       До своего 73-летия он не дотянул совсем чуть-чуть. Внук - тоже Игорь - через год заканчивает соответствующее высшее военно-учебное заведение по соответствующему профилю. Династия продолжится.
       Светлая вам память, Игорь Георгиевич. Благодаря таким, как вы, честь имею.
Водолазик

Википедисты про "Аврору"

       Возвращаясь к обожаемой мной теме перевирания истории, тыкаем мышью в викистатью про фрегат "Аврора".


иллюстрация к викистатье, якобы изображающая фрегат "Аврора"

       Не вдаваясь в содержание прочих пунктов и подпунктов, читаем касающееся обороны Петропавловска в 1854-55 гг. и сотрясаемся в ахуе:
Collapse )
Флибустьер

Абордаж-2020 (баннерочек)



       Камчатский ежегодный открытый весёлый фестиваль морской и пиратской авторской песни.
       (В потенциале ещё и международный: ожидаются Джонни Депп, Ричи Блэкмор, Наталия Орейро и группа "Ye Banished Privateers".)
феолософ

Про "Палладу" и википисателей



       Красавица "Паллада", знаменитое учебное парусное судно будущих дальневосточных торговых моряков, оказывается, фрегат. Ну, википисатели так уверяют.
       Что интересно: они пишут, что «Палла́да» — учебный трёхмачтовый фрегат (судно с полным парусным вооружением), при этом слово "фрегат" является гиперссылкой и почему-то ведёт на викистраничку, где расписаны типы судов по парусному вооружению, но само слово "фрегат" там, разумеется, не встречается.
       Это не что иное, как серость и необразованность, в чистом виде.
       Фрегат - это всегда военный корабль. Без исключений. То есть имеющий военную команду и вооружение (пушки там или ещё что). Точно так же, как и корвет. При этом парусный фрегат обычно имеет полное парусное вооружение (то есть на бизань-мачте несутся прямые паруса), и такое парусное вооружение называется "корабль". Если корабль не военный, то его в русском языке принято именовать судном (хоть и с парусным вооружением "корабль"). Судно - частный случай корабля, но не наоборот.
       Думаю, что если покопаться, то можно будет найти фрегаты с парусным вооружением "барк", хотя про барк обычно так и пишут: барк.
       Современные фрегаты и корветы (а до 75 лет назад ещё и шлюпы) парусов уже не имеют, но это всегда боевые корабли. Немногие оставшиеся парусные фрегаты (например USS Constitution) - это тоже военные корабли. Учебные или боевые - это вопрос уже второй.
       А "Паллада" - это учебное парусное судно с парусным вооружением "корабль". Но никак не фрегат. Посади на неё военную команду - и тогда она да, станет учебным парусным кораблём или даже фрегатом. Поставь ей пушки на верхнюю палубу - она станет корветом. Поставь пушки на две палубы - фрегатом. Впрочем, история показывает, что различия могли и размываться, а если ещё раз вспомнить такое интересное слово "шлюп"...
       Справедливости ради следует признать, что бездумное википисательство - это вовсе не наше изобретение. В англоязычной вики тоже ляпов хватает, могу даже пальцем показать.
       К сожалению, в википедии не принято подписывать "эту страничку написал мудак такой-то, а правил мудак такой-то и тогда-то" (желательно с фотографией). Потому-то и полно в ней ахинеи, причём по любым темам.
       Скажут: ну так пойди да замени. Не возбраняется ведь, так? Верно, не возбраняется. И ходил, и менял. Толку-то. Через месяц всё вернулось в исходное (не скажу где). А я не донкихот с ветряными мельницами воевать. Википедия, кстати, неплохой пробный камень для проверки функциональности мозгов. К сожалению, всего знать нельзя...
феолософ

"Нулевая мировая", 2017 год

       Общий принцип у нас традиционен: если не знаешь историю сам, то можешь рассказать другим. И не прибежит никакой условный медведев, чтобы настучать тебе по башке за то, что ты всё переврал.
       После того, что я увидел в сериале "Нулевая мировая" 2017 года (я уже касался недавно) про оборону Петропавловска, к остальному поданному в фильме материалу лично у меня доверия ноль. Перевранные факты, почерпнутые невесть где выдумки (впрочем, вполне понятно где), неудачные иллюстрации (не соответствующие фактике, а подчас даже веку событий), примитивная компьютерная графика, убогая игровая реконструкция. Спасибо, конечно, что вообще взялись осветить эту тему, но результат удручает.
       В принципе, достаточно даже одного кадра, на котором нам дают возможность увидеть пароход "Вираго":



       Что, дежавю, да? Вот-вот. "Севрюга" из фильма "Волга-Волга", и даже заднее гребное колесо в наличии.
       Нет, я понимаю, что кораблики схематичные, да, просто для наглядности, и что у фрегата вообще-то три мачты, и всё такое... Но "Севрюга" - это, пардон, днище. "Сосчитать могу все мели, словно пальцы на руке!.."
       Сразу понятно, что ни с какими документами создатели фильма не работали, консультантов не приглашали, понадёргали материал из википедий, извратили историю, получили бабло - а там и трава не расти. Но вот ведь какой вопрос встаёт: почему мне за них стыдно, а им самим нет? А потому что они сами не знают того, о чём фильм сделали. Так же, как и выдающийся публицист от истории товарищ Пельш.
       Была мысль дать полностью закадровый текст, снабдив его скриншотами, но три десятка скриншотов с пояснениями растянут тему минимум на пять постов. Поэтому обойдусь отдельными выдержками и своими комментариями.

Collapse )