Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Водолазик

Узнавать новое

Подготовка торпеды к погрузке в носовой отсек подводной лодки U-94

     Наша любимая Википедия (в статье про германские торпеды G7a):
       "...Торпеды, изготовленные до 1940 года, имели также ненадёжный гироскопический аппарат, который отвечал за контроль глубины хода торпеды..."
       Спасибо; теперь будем твёрдо знать, что за глубину хода торпеды отвечал гироскоп.
       Кстати, интересно бы узнать принцип работы такого гироскопа.
       Я так понимаю, высотомеры на самолётах Люфтваффе, наверно, тоже были гироскопическими. Ну, раз уж такой научно-технический прорыв...
Водолазик

Теперь уже и "Звезда" отожгла

внимание: текст заметки переработан ввиду нежелания нанести оскорбление Николаю Чиндяйкину



         А конкретно - устами Николая Чиндяйкина, в телецикле "Скрытые угрозы". Вот сегодня прямо. С ходу зацепило, потому что там опять про моё любимое, про Петропавловский бой.
Collapse )
феолософ

К-433, 1983 год



       Точнее, осень 1983 года. Лодка прошла Северный Ледовитый океан - переходила с Северного флота на Камчатку, впервые в истории советского подводного флота обошла Северный полюс; для прохождения блокированных паковым льдом западных районов Чукотского моря использовала жёлоб Геральда*, где пришлось дважды поцеловать льдины ограждением рубки. Снизу, разумеется.
       * Подводный жёлоб чуть к востоку от острова Геральд, который, в свою очередь, чуть к востоку от острова Врангеля.
       Дело в том, что Чукотское море очень мелководно - в среднем полсотни метров, а в жёлобе Геральда глубины чуть больше, до 80 м. У атомохода должен оставаться запас глубины под килём, потому что иначе насосы охлаждения реакторов могут начать засасывать донный ил вместе с донным мусором, и есть реальный риск вывода их из строя вместе с реактором и всей лодкой. Когда сверху придавливает паковый лёд, подводникам приходится искать места поглубже, и жёлоб Геральда стал альтернативой, а дальше паковый лёд практически закончился. После форсирования Берингова пролива лодка зашла в бухту Провидения - посмотреть на себя со стороны, оценить повреждения. Посмотрели:


фото из архива Сергея Чухонцева, участника событий

       В ноябре К-433 благополучно пришла в Рыбачий и вошла в состав 25-й дипл, после чего надолго стала лидирующим кораблём 2-й Флпл по части всевозможной воинской доблести.
       На фото августа 1983 года - командир экипажа К-433-1 капитан 1 ранга Валерий Николаевский (справа), старпом капитан 1 ранга Анатолий Малашевский (в центре; мы, головастики, за глаза называли его Пиратом и Флибустьером) и помощник командира Кучма (наверное, капитан-лейтенант; я с ним знаком не был, поэтому не знаю, как его зовут):



       Кто посмеет сказать, что эти люди проиграли холодную войну? На их фронте никогда не было затишья, но они не сдали врагу ни пяди.


фото из архива Сергея Чухонцева (миниатюра "Index finger")
Берингия

Никита Шалауров

источник: "Никита Шалауров"

       Каких первооткрывателей земель мы знаем? Колумб, Магеллан, Васко да Гама. Ещё Чириков, Беринг, Беллинсгаузен, Кук, Лаперуз. Это всё мореплаватели, они открывали для нашей цивилизации новые материки и острова.
       А что в России? Ермака знают все, но он скорее был военный человек, завоеватель. Многие ли помнят из скудной школьной программы, что сделали Хабаров, Атласов, Крашенинников? А Семён Дежнёв, Харитон Лаптев, Василий и Мария Прончищевы? А после них – Врангель, Черский, Толль...


Таинственно исчезнувшие экспедиции

      Север требовал жертв. Ещё можно найти старые могилы – Прончищевых на суровом таймырском берегу, Черского – в низовьях Колымы. Во время перехода с острова Беннетта на Новую Сибирь пропал во льдах барон Толль.
       Но куда больше безвестных исследователей. Первым кораблём, вошедшим в Чаунскую губу, на берегу которой сейчас стоит город Певек, был галиот великоустюгского купца Никиты Павловича Шалаурова.
       Во время работы на Чукотке Олег Куваев собирал материал об экспедициях Шалаурова. Он не был историком и не издал это в специальной работе, но отдельные фрагменты, которые я привожу ниже, можно найти в разных его рассказах. Данный материал не вымышлен – краткая история путешествий Шалаурова имеется и в других источниках.
Collapse )
cool

Карты-схемы в книшку

       По многочисленным просьбам трудящихся нарисовал для наглядности и облегчения восприятия текста семь карт-схем в книжку "Забыть адмирала!", после чего она заиграла новыми яркими красками.
       И да, ещё одну фотографию добавил. Ну и там ещё небольшие правки и уточнения - местами существенные, местами не очень.
       Нет предела совершенствованию; однако сказал бы мне кто в 2000-м году, когда я сдуру вознамерился одну маленькую статейку в местную газетку тиснуть, что эта статейка превратится в книгу, которая пишется, переписывается и дописывается вот уже 20 лет, я бы только пальцем по лбу постучал и взоржал, аки бабуин...
       А если этим летом благополучно завершится эпопея с памятником, то придётся опять правки вносить. Я на этой Крымско-Камчатской войне скоро вообще кукухой поеду.
Водолазик

Википедисты про "Аврору"

       Возвращаясь к обожаемой мной теме перевирания истории, тыкаем мышью в викистатью про фрегат "Аврора".


иллюстрация к викистатье, якобы изображающая фрегат "Аврора"

       Не вдаваясь в содержание прочих пунктов и подпунктов, читаем касающееся обороны Петропавловска в 1854-55 гг. и сотрясаемся в ахуе:
Collapse )
Водолазик

Про бомбардировку Колы в 1854 году

       Ещё раз смотрю потрясающий "документальный" сериал про Крымскую войну, который называется "Нулевая мировая". Режиссёр - Денис Беспалый, но вопросы, в общем-то, не к нему, а к авторам сценария и консультантам. Что - режиссёр? Режиссёр снимает кино по сценарию, традиционно руководствуясь киноправилом "а я там вижу". Режиссёры - люди святые, потому-то им и положено придавать консультантов, которые будут следить, чтобы он врал, да не завирался. В данном случае на консультантах, похоже, здорово сэкономили.



       Не касаясь пока рассказа об обороне Петропавловска (там вообще днище; наверно, чуть позже сподоблюсь полностью разобрать), коснусь только одного момента - саги о зажигательном оружии.
       Авторы сценария (а это некто Андрей Назаров, Андрей Буровский и Василий Шевцов) посредством режиссёра и его компьютерной графики рассказали нам закадровым голосом Даниила Эльдарова про то, что винтовой пароходо-фрегат "Миранда"* обстрелял Колу калёными ядрами и зажигательными пулями (не вру, так произнесено в фильме!).
       * Вообще-то не пароходо-фрегат, а винтовой паровой шлюп.
       Мне стало интересно, откуда дровишки растут. Оказалось, что знамо откуда - из википедий, чёрт бы их подрал (вот ссылка):
       "11 августа началась бомбардировка города калёными ядрами, гранатами и небольшими коническими свинцовыми пулями с приделанными к ним коробками с горючим составом..."
       Сходить по ссылке и почитать про калёные ядра этим ребятам, видимо, было недосуг. Точно так же, как и тем, кто написал в википедиях этот бред. Бреда в википедиях, увы, хватает (мягко скажем).
       Ну ладно граната. Граната - это то же самое, что и бомба, только меньшего калибра (поначалу был так: до 18 фунтов - граната, 18 и больше - бомба, потом границей разделения стал пуд). Это разрывной снаряд. Может и зажечь, притом ещё как. К "стрельбе гранатами" у меня вопросов, в общем-то, нет, потому что пушки на "Миранде" стояли 24-фунтовые.
       Но зажигательные пули... Вот что в голове у людей, а? Как можно лезть в освещение военных вопросов истории с таким пещерным уровнем? Пуля - это то, чем стреляют из ручного стрелкового оружия. Пистолет, ружьё (ну там - мушкет, штуцер... да хоть аркебуза, бляха-муха)... Ручного стрелкового! Дальность стрельбы пулей они себе представляют, не? А пулями они, оказывается, обозвали конгревовы ракеты (тыц here и насладитесь видом этих "пуль"). "Небольшие свинцовые пули с приделанными к ним коробками с горючим составом"... етишкин свет...
       И калёные ядра. Не будем уподобляться википисателям и попробуем копнуть вопрос поглубже. И выясняется (внезапно так), что по состоянию на то время калёные ядра применялись с береговых батарей по кораблям, но не наоборот. Почему? А ответ они там написали сами, рассказав, как готовятся и применяются калёные ядра. И что, блин, на борту "Миранды" (четырнадцать 32-фунтовок) были ядрокалительные печи с решётками, что ли? Смотрите, что такое ядрокалительная печь на самом деле. Нет, история знает, конечно, попытки сделать плавучую батарею, стреляющую, кроме прочего, ещё и калёными ядрами. Но: именно что попытки. Фрегат (а тем более шлюп) Королевского флота представляет собой нечто иное. Сами прикиньте, сколько надо спалить дров, чтобы разогреть 34-килограммовую чугунную чушку до красного каления, притом не одну, сколько для этого надо времени и да-да, места (на парусном корабле!), да каковы должны быть меры предосторожности. Даже если шлюп паровой; подача 16-килограммового раскалённого снаряда от топки к пушке - не хухры-мухры, куда проще применять бомбы и брандскугели.
       А им чо? Ляпнули, деньгу получили (с аплодисментами от таких же неучей) - и хоть трава не расти.
       Кстати, о траве. Что-то такое они всё-таки курили при изготовлении фильма, хотя это так, личное персональное мнение, не более.
       Я прекрасно понимаю, что нельзя знать всё на свете сразу. Но берусь заявить, что при съёмках фильма, рассчитанного на широчайшую аудиторию, уж лучше совсем промолчать, чем прилюдно обосраться.
       К обороне Петропавловска по версии этих "публицистов от истории" мы ещё вернёмся.
феолософ

Командорские острова, 1883 г.



       Вот раньше-то, а? Это ж надо! Не то что. А всё почему? А патамушта. Так-то вот. Не хухры-мухры.
       (карта попячена у Одинокого)
       Восторгаюсь я картографами тех времён. Ибо есть отчего.
       И вспоминаю, как Входной риф огибали, заходя на Никольский рейд. И как Арий камень обходили - там даже при пяти баллах зрелище то ещё. И как на мели сидели между "м. Северозападный" и "м. Юшинъ", а неподалёку в море танкер штормовал - у-у, как его шпыняло!.. И как проходили с норда Северное лежбище... хм, какая хорошая фраза, можно подумать, его можно обойти под парусом с какой-то другой стороны :)) и как шторм пережидали ночью на якоре в одной из северных бухточек, с оборванной вантиной правого борта, и якорь у нас тогда разогнуло; и хрен его знает, почему мы с Олежкой живые до сих пор, Олежка сейчас в Португалии, фамилию сменил; а Сергей Уматыч Каргинов через три года погиб вместе с яхтой "Арго" где-то в Курильских проливах... А до острова Медного мы тогда не дошли (вантину ж оборвало, и фиг ты её починишь в такую погоду), пришлось возвращаться в Никольское, рискуя сломать мачту...
       В общем... м-да.
корсар

Петропавловск



       Вернее, не столько собственно Петропавловск интересует (хотя тоже весьма), сколько очертания Култушного озера, которые здесь видны неплохо.
       Сто с лишним лет тому назад.
       Вот бы в таком же разрешении, только полтора километра вправо точку съёмки сместить...