?

Log in

No account? Create an account
капитан корвета "Чёрная барабулька"
курс - к горизонту
filibuster60 — история — ЖЖ 
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА БОРТ!
Да-да, добро пожаловать на борт, медуза в глотку!



Все дуэли-мордобои - только на берегу; и уважаем дам: изъясняющиеся на верхней палубе по латыни матом сразу выкидываются за борт. Карты с кладами, несомненно, приветствуются. Из выпивки ртом – исключительно ром (ну, и всё прочее). Что? Абордаж? НА АБОРДАЖ!!!
Водолазик
       ...Петропавловский бой 1854 года.
       На этот раз предлагается вот этот малюнок (не знаю, чьей кисти принадлежит, и знать не хочу):



       Слегка кликабельно, так что вполне возможно разглядеть и оценить детали.
       Ну-с? С чего начнём? Я аж теряюсь в поисках отправной точки. Видно, что полная фигня нарисована, а вот от чего оттолкнуться, сразу и не придумаешь...
       Тогда оттолкнёмся от ландшафта. Я понимаю, что бывают фотографы, которые при съёмке наклоняют фотоаппарат, и горизонт получается заваленным. Оно бывает нечаянно, бывает (у некоторых) систематически, а иногда это делается специально для какой-нибудь ракурсной съёмки, "для что-то подчеркнуть". Однако придумать причину, по которой художник наклоняет мольберт, у меня пока не получается. На этой "работе" горизонт завален вправо, а вот за каким чёртом или по какой случайности, я не в состоянии сказать. Просто завален, и всё. И ура, что дальние сопки где-то как-то на месте, включая даже Вилючинский вулкан. Он, конечно, раза в полтора больше, чем надо, но спасибо хотя бы за более-менее верную локализацию.
       Время суток - что-то после обеда, часов 16 примерно. Однако на фоне прочего этой неточностью можно спокойно пренебречь.
       То ли Петропавловская гавань маленькая (минимум вдвое меньше, чем по факту), то ли корабли здоровенные. Прикинув соотношение высоты мачт и высоты гребня Сигнального мыса, делаем однозначный вывод: на всех кораблях сидят бробдингнеги. Что на русских, что на супостатских, что на купеческом "утюге", который стоит в гавани (ага, да это ж американский "Noble"!). Кстати, куда делся из гавани второй купец ("St. Magdalene"), - загадка, и все вопросы к маляру, нарисовавшему эту хню. Корабли как минимум вдвое (а то и в 2,5 раза) больше, чем надо, так что нужно либо размеры гавани на два умножать, либо размеры кораблей на два делить.
       Теперь собственно гавань. Это всё равно что, рисуя Красную площадь, перенести собор Василия Блаженного метров на стописят к NW. Или Исторический музей на те же стописят метров к SOst. И говорить, "шо так и було". Вся гавань смещена куда-то на юг, не там начинается и не там кончается. Лужа какая-то, а не гавань. Вернее, бассейн с вертикальными стенками, потому что корабли стоят прямо у краёв водоёма.
       Соответственно, и в домах этих огромных тоже бробдингнеги живут. Перед рисованием малюнка художник стопроцентно читал Свифта и жевал кактусы. Мескалито найти не удалось (дифцыт!), поэтому жрал опунцию. Попутно выясняется склонность художника к пиромании. У него везде всё горит. Горит чего-то на оконечности Сигнального мыса (чересчур здоровенной, понятно), горит на 2-й батарее, горит на 3-й, горят домищи, горит что-то на видимом нам склоне Сигнальной сопки и на самом её гребне, горят "Аврора" и "Двина" (разумеется, с полным рангоутом и парусами на реях). Дым, само собой, белый и бело-серый, как от дымовых шашек. Обе воюющие стороны ставят дымзавесы и стреляют дымовыми снарядами. Такая война.
       В художественной школе (я в 6-м классе тогда был) мой первый и единственный учитель Виталий Александрович Шохин на первом же занятии объяснял, что такое китайская перспектива. Её ещё называют обратной. Это "чем дальше, тем больше". Наглядной иллюстрацией китайской перспективы служат нарисованные здесь корабли, особенно бриг... ой!.. пардон!.. это ж не бриг! У него просто бизань-мачту пополам сломало! А мы и не знали.
       То есть переходим к собственно боевым действиям, показанным на картинке. Какой момент и какого дня боя - сложно сказать. Положение кораблей не соответствует вообще ничему, причём это не неточность, а какой-то выдуманный бред. Похоже, опунция таки тоже содержит алкалоиды-галлюциногены. Ясно одно: все куда-то стреляют. Отовсюду. Хер пойми куда, в том числе и по своим (я про бриг, который небриг со сломанной бизанью). Чьи это ядра упали в гавань с такими всплесками, откуда они могли прилететь? Нет, ну в самом деле, куда стреляет самый дальний француз (предположим, что это корвет "Эвридика")?
       Про флаги на кораблях уже и не говорим - одновременно и на гафелях, и на кормовых флагштоках, и на топах мачт. Что у кораблей имеющих ход, что у стоящих на якоре... а на грот-мачте "Авроры" ещё и "рубль" развевается, длиной метров пятнадцать. Трёхцветный, ёршик в ухо вашей бабушке.
       Попробуем идентифицировать намалёванные корабли. Два французских, четыре британских, в сумме шесть, ура, общее число соответствует, и это вселяет уверенность в завтрашнем дне. Откуда взялся ещё один британец и куда делся французский бриг "Облигадо" - вопросы к маляру. Он "так видит". Да, можно вычленить взглядом пароход "Вираго" (по торчащей трубе и гребным колёсам), но остальные корабли опознанию не подлежат. Все огроменные, все трёхмачтовые, все бабахают в белый свет, как в копеечку.
       И да, лодочки, лодочки там куда-то вбок плывут. Куда? Что там могло быть такого на месте нынешнего Мехзавода?
       Ну и вишенка на торт: над НП Завойко (смотрим на Сигнальный мыс) развевается российский триколор. Спасибо, что не флаг Камчатского края.
       Резюме: малюнок ффтопку, художнику низачод. Будем надеяться, что нарисовать Цусиму ему не закажут. А то можно себе представить, что у него в итоге получится...
Водолазик
       Сразу дам ссылочку на исходничек. Это какая-то РГ, по непонятному совпадению ассоциирующаяся у читателя с "Российской газетой". Я не могу поверить, что действительная Российская газета может опуститься до такого качества подаваемого материала. Если таки да, то тушите свет, ибо ниже плинтуса только половицы.
       Автором текста является некто Артём Локалов. Где он учился (если учился вообще), я, конечно, не знаю, да и не интересуюсь. Поголовная безграмотность и неспособность к познанию есть характерная черта нашего сегодняшнего общества. Я вполне отдаю себе отчёт, что современный российский журналист считает ниже своего достоинства ознакомиться с материалом, про который пишет. А и в самом деле, на хрена? Всё равно никто читать не будет, с их точки зрения читатель ещё глупее, чем они сами. Поэтому и появляются перлы вроде Петропавловской губы, которой нет и не было никогда. Была и есть Авачинская губа; была и есть Петропавловская гавань, она же Ниакина губа (название вышло из употребления задолго до Петропавловского боя, зато устаканилось Малая губа и Большая губа, то есть Авачинская). И да, он пишет, что эта Петропавловская губа "закрыта от глаз" - это как? Тщусь понять, но не получается... А ещё у него коса Кошка. Аффтар не в силах охватить моском, что это то же самое, что деревня Деревенька, город Городок, сопка Сопочка и бухта Бухточка. Что Кошка - это не название косы, а ласкательное от слова "коса", ставшее практически именем собственным. Поэтому он смело лепит масло масляное, потирая ручонки в предвкушении гонорара. Посчитать пушки - тоже труд неподъёмный. Это мода у нас такая - у англо-французов посчитать все пушки до единой, а у защитников - выборочно. Почему так? А потому что задача стоит показать, что мы бедные, малочисленные, сирые и убогие, но всё-таки мы непонятно как победили. Поднапружились, крякнули - и победили. 926 солдат у него, ишь ты. Эй, аффтар! Солдат не было вообще! Были матросы 47-го флотского экипажа, были мальчики-кантонисты, были члены экипажа "Авроры", были ополченцы. Были офицеры и унтер-офицеры. А солдат не было, дятел. И назвать Перешеечную батарею соседней с Кошечной - это, кгм, как минимум, выдаёт человека "слегка не в теме". Не говоря уж о манере подачи информации - это уровень агитатора в сибирском селе 1920 года. С образованием два класса ЦПШ.
       Но главное не это. Главное то, что у него князь Александр Максутов 1829 года рождения вдруг становится младшим братом, а Дмитрий 1832 года рождения - старшим... Артёмка, скажи-ка мне, КТО ТЕБЕ, БЛИН, ВООБЩЕ ПРАВО ДАЛ СТАТЬИ ПРО ИСТОРИЮ ПИСАТЬ??? А?! "Братья не виделись три года. Встреча 17 августа оказалась последней..." Перл на перле. Почему это встреча 17 августа оказалось последней? Как врубиться в этот немыслимый пассаж? С какой стороны ни зайду - не получается понять, хрень какая-то. Почему именно 17 августа? Почему последняя? Шо за бред? Зачем ты это куришь, Артём? Брось каку!!!
       Ладно, хрен с ним, с автором. Глянем-ка на картинку, выбранную в качестве иллюстрации:




А знаете, что я вам скажу? Он вполне достойны друг друга - рассказ этого Артёма Локалова и картина П. Куянцева "Бой 18 августа 1854 года на батарее под командованием А. Максутова". Они примерно одного уровня деятели. Художник не знает, когда состоялся бой, который он взялся рисовать. На картинке нарисована батарея Кошки, то есть 2-я (по нашей привычной нумерации), которой командовал Дмитрий Максутов. А Александр командовал 3-й, которая на Лаперузовом перешейке. Подумаешь, фигня какая, двух Максутовых перепутал, бывает, чо. Художник же, а не историк. Ладно, смотрим на картину. Изображена Кошечная батарея, которая вообще-то имела фас-бруствер, сделанный по всем правилам. А у него всё открыто; на батарее какой-то кавардак, всё навалено - бочка, какой-то ржавый якорь с прислонютым к нему ружжом (не иначе, в конце должно выстрелить); две шлюпки зачем-то (одна кверху килем в прибое плавает). Пушки без талей, без брюков, готовы при первом же выстреле убить канониров и улететь от отдачи куда-то назад. Про то, что батарея была не на самой косе (и никак не могла на ней быть), это, понятно, высший пилотаж, в это врубиться могут не только лишь все. Расчёт пушки - два человека вместо четырнадцати. А чо там... подвинул слегка ручонкой, чего-то подкрутил, навёл, крякнул, пальник сунул, бабах... делов-то. На "Авроре" аж два флага развеваются - один на гафеле, другой на штоке фок-мачты. Ну, понятно, кто ж будет в камчатской тьмутаракани Корабельный устав чтить и исполнять... как же не показать наш "традиционный флотский бардак", хотя бы и по незнанию. "Аврора", заметим, стоит вооружённая (в смысле рангоута и такелажа), хотя по факту реи и стеньги были спущены. А на реях ещё и взятые на гитовы паруса. Она что, назаватра уплывать куда-то собиралась? О... фрегаты же наступают! Как же я сразу-то не заметил... Наверно, привык, что до них на самом деле 1600 метров было. Смотрим на фрегаты. Там есть на что посмотреть. Такой здоровенный фор-марсель не каждый день увидишь. Главные паруса, конечно, не подобраны, англо-французы такие же раздолбаи, как и русские моряки. Ну и флажки, конечно, трепыхаются, и тоже где попало. Они ж чисто для красоты, флажки эти, кто этого не знает? И таки да, десант. Десант! На батарею косы. На 2-ю. Которой Александр Максутов командовал. 18 августа по хер пойми какому стилю. То есть всё в куче, замешано на клюкве, с перчиком и лаврушечкой. И с российским триколором вместо крепостного гюйса. Десант, заметим, китайский. Почему китайский? ДА ПОТОМУ ЧТО ДОХЕРИЩА, вот почему! Когда такой десант на фореграунде, на бэкграунд внимания даже как-то не обращаешь... А мы обратим. Что там на бэкграунде? А там традиционно Вилючинский вулкан, который художники на своих картинках двигают произвольно по всей зюйд-вестовой четверти горизонта, кому как в голову треснет. В данном случае он градусов на сорок с лишним со штатного пеленга уехал. Ну и фигура командира батареи, конечно. Что он ещё может делать, кроме как пальцем на кого-то показывать? Командиры батарей всегда пальцем показывают. И сразу Чапаев вспоминается.
       Кстати, а сказать вам, как бы этот художник Чапаева нарисовал? В бурке и папахе, в кальсонах (среди ночи же разбудили), одной рукой строчит из пулемёта, другой сам себе показывает, куда стрелять. И не только себе, но и Петьке с Анкой, они по обе стороны от него, однако почему-то одетые. Анка косынку повязывает отчаянно, а Петька сгребает в казанок картошку, которую с вечера использовали для занятий по тактике. А Фурманов чуть сзади, в тетрадку записывает для потомков фразу Василия Ивановича "Врёшь! Не возьмёшь!" А со всех сторон каппелевцы, деникинцы, махновцы и прочие интервенты, причём все сразу. И кумачовый флаг на фоне. Вот серьёзно, попросите его Чапаева нарисовать, а потом сравните с тем, что я тут написал.
       Братский союз кирпичей какой-то... ((((((( самое убийственное, что вот за это вот за всё им ещё и деньги платят.
       А в качестве бонуса вот вам абзац из любимой и обцелованной, боготворимой всеми википедии.
       «Артиллерийская дуэль началась 18 августа меткими выстрелами командира береговой батареи Попова из восьми орудий, стоявших на сопке Никольской. Существуют разные версии гибели в этот же день командующего неприятельской армии Дэвида Прайса. Последовавшие затем попытки десанта 20 августа оказались неудачными. Вторичная атака была 23 августа[5] с высадкой 926 пехотинцев Гибралтарского полка, отражавшегося силами не более 300 русских. Десант закончился гибелью всего полка и его командира капитана Паркера»[6].
       Такую вот
хуйню в 2007 году написал некто Глеб Удинцев в журнале "Москва", № 8. И никто с него трусы до сих пор не снял, никто не нахлестал ими, обоссаными, ему по морде. Да там вся вики-статья - полная дичь, глаза на лоб лезут. А ведь по ней всякие хипстеры Петропавловский бой ффтыкают, а потом картинки рисуют и статьи в СМИ пишут... и да, повторюсь: за деньги.
корсар
       "Забыть адмирала!" то есть.
       Клик тута! - это на Прозе. Клик здеся! - PDFка.
       И если кто-то думает,то там опять внесены правки (замеченные ошибки, опечатки, улучшение стиля, добавления и пр.), то он-таки в верном направлении думает.
       Кому-то удобней на Прозе читать, кому-то в ПДФе. На Прозе картинок шиш разместишь, увы.
       О... картинки же! Чуть не забыл про КДПВ. А ведь их есть у нас, притом тех, что раньше как-то не попадались. Держите:



       В следующем посте я по ней проедусь. На танке, блин, проедусь. У-у, проедусь! И не только по ней.
       Потому что выбешивать уже начинает (((((
crazy
       Ну, я ж обещал. Слегка кликабельно (в воцапчик прислали):





       Само собой, это не "суровые камчатские реконы". Это участники театрального шоу (привлечённая городская молодёжь, а раньше было модно и весьма выгодно привлекать военнослужащих срочной службы). Постановщики шоу, ясен пень, о событиях тех дней имеют понятие самое приближённое и обобщённое; шоу финансируется через госзакупки и т.д. Поэтому радуюсь, что я это не видел. Я на фестивале "Камчатская гитара" был. Который, кстати, с этого года имеет право называться международным (выступал приезжий камрад из Гамбурга).
феолософ
       А то зря арифметику изучали, что ли?

https://statehistory.ru/img_lib2/2014/11/1415143504_fe45.jpg

       Отбросим в сторону данные, которые нам сообщают The Illustrated London News от 16 декабря 1854 г. (107 человек на британской эскадре; данных по французам нет), The Times от  26 декабря 1854 г. (данные слишком расплывчаты) и Джон Дж. Стефан в работе «Крымская война на Дальнем Востоке» (у него там 209 только убитых и минимум ~250-270 ранено, если я не накосячил с переводом в те ещё времена, текста под рукой сейчас нет, потом проверю). Оставим то, что ниже (считаем всех вместе, убитых и раненых):
       Томас Редмэйн Хьюм, капеллан фрегата «Президент» (письмо): ~200 человек.
       Эдмунд С. П. Гроув, лейтенант фрегата «Пик» (письмо): 6 человек при первой атаке и 190 по результатам второй.
       The Times от 23 ноября 1854 г.: ~240 человек.
       The Illustrated London News от 9 декабря 1854 г.: 209 человек.
       The Illustrated London News от 28 ноября 1854 г.: 209 человек.
       Род Робинсон, «Простит ли меня Бог?» Англо-французское нападение на Петропавловск, 1854 год»: 215 человек.
       Robert O’Byrne’s Naval Annual for 1855: 209 человек.
       Эд. дю Айи, старший офицер брига «Облигадо»: до 230 человек (если под словами «наших людей» понимать чисто состав десанта).
       Анри Геро, помощник врача корвета «Эвридика»: 231 человек.
       Генри Треван, врач парового шлюпа «Вираго» (дневник): 192 человека.
       Томас Дик, помощник врача фрегата «Президент» (дневник): до 300 человек.
       Если полагать наиболее точным среднее арифметическое, то таки оно вот: 221 человек. Убитых 50-52, остальные ранены. Вот так и следует ответствовать при спросе, делая при этом строгого лица.
       На фреску, вынесенную в начало, внимания обращать не надо, бо це всего лишь одна из безумных фантазий на тему Петропавловского боя, рождённых в результате передоза (возможно, красной икрой). Просто КДПВ, поэтому не надо рефлексировать. Я ж не могу вам показать фотографии с прошедшего в Петропавловске празднования 165-летия боя; вдруг у вас там период полураспада случится, а я потом отвечай...
       Или таки показать? А? Не боитесь?
5 сент. 2019 - Крейсера
феолософ
ПАМЯТИ ОФИЦЕРОВ,
погибших в Русско-японской войне




В синем океане пусть волна умоет
Пенистой слезою наши корабли –
И, мигнув огнями, вздрогнут за кормою
Маяки далёкой ласковой земли.
       Ну, вот и всё! Подняли якоря,
       И за кормой бурлит вода, искрясь.
       Из гавани уходят крейсера –
       Вы смотрите на них в последний раз.
            Ну, вот и всё! Кого теперь винить,
            Что не дано дорогу выбирать?
            Ну, вот и всё! Минуло время жить.
            Пришла пора платить – и умирать.

Но тлеет память, словно уголёк:
Шампанское… сиянье эполет…
И пусть на свете множество дорог,
Для них теперь иной дороги нет.
    К чему слова? Какой теперь в них прок?
    Сквозь дым, сквозь грохот залпов и атак
    Лишь слышится: «Ребята! С нами Бог!
    Все по местам! Равнение на Флаг!»

Прощайтесь же! Они сейчас уйдут!
Строй крейсеров, как журавлиный клин…
Пролёг на карте гибельный маршрут:
Цусима, Порт-Артур и Сахалин.
    Не ждёт огонь в пылающей дали –
    Холодная волна и вечный мрак!
    Но всё равно – уходят корабли.
    «Все по местам! Равнение на Флаг!»

Не верьте женским клятвам и слезам!
Не верьте тем, кто утонул в вине!
Не занимайте деньги морякам:
Когда-нибудь им всем лежать на дне!
    Но вот опять, во тьму махнув рукой,
    От этой милой, ласковой земли,
    Забыв про дом, веселье и покой,
    В пустую ночь уходят корабли…

Будут чёрными дни, будут белыми ночи,
Материнские слёзы на тысячу лет.
Будут белые чайки разлуку пророчить,
Будет вздрагивать берег огнями вослед.
    Эта вечная тема для песен и судеб.
    Не надейся, что чайки пророчат обман!
    Но прости, дорогая. Если будет – то будет.
    А сегодня меня снова ждёт океан.

В синем океане пусть волна умоет
Пенистой слезою наши корабли.
И, мигнув огнями, вздрогнут за кормою
Маяки далёкой, ласковой земли...

© Олег Тельпов
~1995


феолософ

Вахтенный журнал H.M.S. President, 31.08.1854 (фактически 01.09.1854)

       Редакция 3-я, 2019; формат PDF, 19,6 Мб.
       Изменений груда. Сколько там раз Булгаков "Мастера и Маргариту" переписывал? Надеюсь, больше не придётся ему уподобляться (хоть оно и почётно как бы). Главные выводы сделаны; всё, баста. Переписывать историю - дело увлекательное, но...
       Завтра 165-я годовщина Петропавловского боя.
       На Прозе.Ру изменения ещё не внесены, там пока что висит прежняя версия (2-я). Внесу на следующей неделе и сообщу.


Вахтенный журнал H.M.S. Pique, 04.09.1854 (фактически 05.09.1854).
cool

Французский фрегат "Форт" (La Forte)

       Англо-французская эскадра входит в Авачинскую губу, становится на якорь.
       Адмиралам понятно, что русские сдаваться не собираются, и что попытка уничтожить «Аврору» методом взятия Петропавловского порта приведёт к неприемлемому урону эскадре – и к большим потерям в людях, и к сильным повреждениям кораблей.
       Поэтому, посовещавшись, эскадра снимается с якорей, выходит в Авачинский залив и демонстративно ложится на курс ExS – типа куда-то к Ванкуверу (ну, примем, что они не знают разницу между локсодромией и ортодромией*). В общем, ложится на какой-то остовый курс.
   * А кстати, да; интересно, в каких годах научились плавать по дуге большого круга? Я вот, например, пока не знаю.
       Едва скрываются на горизонте камчатские горы, эскадра проходит ещё миль десять-пятнадцать прямо, потом резко ворочает на зюйд, а через полсотни миль делает ещё поворот, на вест, возвращаясь, таким образом, к побережью Камчатки – примерно к мысу Поворотному, то есть на дальнюю границу видимости с Петропавловского (Дальнего) маяка. Пользуясь ближайшим ухудшением видимости, эскадра тихонько входит в бухту Русскую, устраивая там банальную засаду. С момента выхода из Авачинской губы прошли всего лишь сутки, максимум полтора-два дня.
       В бухте союзники пополняют запасы пресной воды и дров, ловят рыбу, стреляют нерп, зайцев и куропаток, жрут ягоду (попутно выясняя коэффициенты съедобности камчатской ботаники), грибы... впрочем, грибы европейцы не жрут – это ж не цивилизованные шампиньоны... Словом, отдыхают, балдеют, играют на скрипке, пляшут джигу и набираются сил. Погода вполне шепчет, ибо конец лета, не сезон штормов.
       Два корабля (бриг «Облигадо» и корвет «Эвридика», как более маневренные) несут посменную брандвахту, наблюдая за зюйдовыми подходами к Авачинскому заливу и за самим заливом.
       И вскоре (вернее, очень вскоре) их добычей становятся как минимум:
       – бот № 1;
       – шхуны «Восток» и «Анадырь»;
       – транспорты «Байкал» и «Ситха»;
       – фрегат «Аврора» (как только он по замыслу Изыльметьева выйдет в море);
       – корвет «Оливуца» (13 сентября был бы перехвачен).
       Итого шесть вымпелов Камчатской флотилии из девяти плюс «Ситха». А если считать и транспорт «Двина», который станет добычей либо в порту, либо по выходу, то семь (в сумме восемь). Плюс Петропавловский порт, который был блокирован (то есть в соответствующей графе уже поставлено «вып.»), а теперь без «Авроры» защищён куда слабее, так что его можно безнаказанно разграбить. И до кучи бот № 2 «Авача» утопить, кстати. Счёт по кораблям неприятеля – минус девять. На всё про всё – полмесяца, а такая добыча. Все задачи выполнены, за своё судоходство можно быть спокойным. Можно идти в Ванкувер или Сан-Франциско с чувством выполненного долга, а оттуда бравурно рапортовать своим величествам о грандиозной победе, после чего устроить себе небольшие каникулы: там тепло, там яблоки... потом не спеша «Диану» искать...
=====
       И тут такой подзатыльник – БАЦ!!! Оборачиваюсь – а это Клио... богиня истории... «Слышь, ты! Я сослагательных наклонений не терплю!»
       Итишкин свет... всё; понял; осознал; молчу и не вякаю...
crazy


       Если его посыпать сахарком, будет пикантно.
       А если потом ещё и молотым чёрным перчиком, то вдвойне пикантно.
       А если сверху ещё и посолить, то уж совсем пикантно.
       А если потом ещё и красным перцем, то ващще пикантно, просто пикантиссимо.
       А если ещё и горчичкой сверху помазать, то блеванёшь прямо на стол.
       Что, собственно, с теми негритосами афроевроамериканцами и случилось. В аэропорту.
       Мы, курсанты-пятикурсники, летели во Владивосток на стажировку, и нас по погоде посадили-задержали в Тюмени. Было скучно, мы шарахались по всему аэровокзалу тудой-сюдой и, разумеется (тайком от старшего офицера), вполне предсказуемо зарулили в ресторацию. Эти эфиопские ребята там уже сидели, и мы заметили, что они за нами во всём обезьянничают. Поэтому поставили экскремент эксперимент.
       Вот.
       Это ещё при СССРе было, очень давно, конец января 1982 года (или начало февраля, не помню уже), так что ничего я тут не разжигаю, и не надо мне тут предъявлять.
Берингия


       Хотите? Ныряйте. Всё для вас за ваши деньги.
       Только аккуратнее там. И осторожнее. Туунбак - он такой, может и хищным тюленем обернуться, не только белым медведем. Вмиг жопу отгрызёт. Прямо под водой.
       Я совершенно серьёзно.

феолософ


       Королевский флот уходит на Крымскую войну.
       Спитхэд, 1854. Реальное фото Роджера Фентона (Roger Fenton).
       Потрясающе...
      (прислал сегодня утрецом вконтактик Энди Тешнер - Andy Teschner)
феолософ
       Небольшой рассказ, интересный, наверное, только специалистам и любителям флота.
       Неоднократно в своих правдивых байках описывал ситуации самовольства командиров различного уровня, которые ничем, кроме как придурью левого пальца задней ноги, никак объяснить не получалось.
       Более подобающей аналогии этого «праздника непослушания», чем мультфильм «Маша больше не лентяйка», я не нашёл. Это когда частично нарушается причинно-следственная связь между своим «Я», боевым приказом, обстановкой и просто дуростью.
       «Да, я не хозяйка своих ног и рук...» и с радостью стану жрать ложками хрен с горчицей... или как мыши, которые плакали, но грызли кактус.
       Итак, в 80-х годах прошлого века получили мы, наконец, долгожданные дизельные подводные лодки проекта 877, ещё называемые «варшавянками». В плане Генерального штаба СССР после пяти лет эксплуатации эти лодки должны были быть переданы морским силам стран Варшавского договора. Б-260, Б-404, Б-405, Б-229 и прочие.
       Лодки поступили в 182-ю бригаду*, которая базировалась в бухте Бечевинская. В посёлке Финвал.
   * 182-я обрпл (отдельная бригада подводных лодок).
       Создание там пункта базирования было идеей Главкома ВМФ адмирала Горшкова. Стратегически идея была оправдана; минус – отвратительный выход из бухты. Его постоянно приходилось чистить. Всё закончилось после сильного землетрясения в начале 90-х, после которого поднявшееся дно пролива стало невозможно углубить. Последние лодки, выводимые в Завойко, продирались буквально на брюхе.

 []

дальше... >>>Свернуть )
13 авг. 2019 - Элиз Христиани
cool


       Элиз Христиани – знаменитая виолончелистка, побывавшая на Камчатке в середине XIX века.
       Лиз имела репутацию прекрасной исполнительницы, звание первой виолончелистки короля Дании, а швейцарцы называли её Сесиль Франс (святая, покровительница музыкантов).
       В Петропавловский порт она попала во время своего годичного путешествия по России в 1849–1850 годах. После успешных гастролей в Москве и Петербурге она отважилась отправиться сначала в Тобольск, затем в Иркутск, где познакомилась с семьей Н. Н. Муравьёва-Амурского (губернатора Восточной Сибири) и приняла предложение совершить путешествие на Камчатку. Ей было двадцать лет, но она объездила почти всю Европу, была знакома со многими знаменитыми артистами, писателями, политическими деятелями, со свойственным ей остроумием и живостью и со своими рассказами о Европе она была замечательной попутчицей.
       В начале июля 1849 года на транспорте «Иртыш» она прибыла в Петропавловск. Её путевые заметки, опубликованные в одном из журналов во Франции, сохранили подробные описания жизни далёкой окраины России.
       В романе Н. Задорнова «Адмирал Невельской» оставлен нам реальный образ молодой виолончелистки. Это была высокая красивая женщина с чёрными, полными живости глазами, с пышными светлыми волосами и замечательным цветом кожи.
       Элиз страстно любила музыку, даже в Охотском море, по пути в Петропавловск, она по вечерам играла на своём верном Страдивари трогательные мелодии. За время своего путешествия до Камчатки она посетила 15 городов Сибири, дала около 40 публичных концертов, не считая частных вечеров и случаев, когда играла для собственного удовольствия.
       Эта удивительная молодая женщина встретила на всём длинном пути отзывчивую публику. Наивная отвага молодой виртуозки была оплачена симпатией тех, кто услышал её игру. Она писала: «Я была услышана в таких местах, где ещё никогда не видели артистов... Я получила гостеприимство среди калмыков, киргизов, казаков, остяков, китайцев, тунгусов, якутов, бурят, камчадалов...».
       Струны её виолончели звучали страстно и нежно, эти звуки неведомой силы напоминали далёкое и близкое одновременно. В самой высокой степени экспрессивно и гармонично она извлекала из одного из труднейших инструментов – виолончели – звуки, схожие с человеческим голосом. Иногда на концертах она пела своим низким, почти мужским голосом романсы, русские песни – с удалью, чувствуя их, и почти без акцента.
       Элиз была настоящей артисткой и великой труженицей. Казалось, сама судьба послала её на далекий берег океана пробудить в русских людях какие-то высшие чувства и напомнить им об ином, прекрасном, мире, близости которого они давно не ощущали. Элиз со своим Страдивари была здесь землепроходцем, первооткрывателем, и это тоже подвиг.

       Камчатская краевая библиотека
=========

       Это всё равно что Блэкмор с Кэндис в Вилючинск сейчас приехали бы... %))))) и даже много круче.
Jurgen von Saur

В первом ряду: 2-й вахтенный офицер, штурман Крихбаум, боцман Берманн ("Первый номер")...

       Сначала слово гросс-адмиралу Карлу Дёницу (на момент написания этих слов уже экс-гросс-адмиралу и сидельцу тюрьмы Шпандау): "...подводная лодка U-21, принимавшая участие в поиске кораблей, села на мель в районе юго-восточнее Мандаля и была интернирована норвежскими властями. До этого времени ни одна немецкая подводная лодка не садилась на мель из-за ошибки штурмана. Подобных случаев не наблюдалось и в дальнейшем".
       Не знаю; возможно, U-21 села на мель из-за ошибки именно штурмана, и слова Дёница следует понимать буквально. Мол, не был виноват ни командир, ни вахтенный офицер, а вот конкретно он, этот штурман такой-сякой... Но случаи всё же наблюдались, и не один. Навскидку приведу три (один до посадки U-21 и один после), и если читать слова Дёница не буквально (понимая под "ошибкой штурмана" навигационное происшествие, и ниже объясню почему) то есть что ему возразить.
[посадки на мель >>>]       7 ноября 1939 г. U-46 (Золер) села на мель в Малом Бельте, снялась своими силами.
       26 марта 1940 г. U-21 (Штиблер) села на мель в Скагерраке, была интернирована норвежскими властями.
       21 августа 1944 г. U-230 (Эбербах) села на мель у Тулона (квадрат CH 3385, к S от п-ова Сен-Мандрьер-Сюр-Мер), взорвана экипажем.

       Вполне вероятно, что список ещё не полон.
       Имею наглость предположить, что в навигационном происшествии (и неважно, достигло ли оно уровня аварии или даже катастрофы, т.е. с гибелью людей) всегда виноваты трое: командир, вахтенный офицер, штурман. Свою ответственность они могут поделить в различной пропорции (2:3:5, 6:4:2, 8:1:1 и т.д.) - это определит комиссия, которая будет дотошно разбираться, рыться в кальках, прокладках и вахтенном журнале, опрашивать/допрашивать всех членов экипажа и свидетелей со стороны... Но это всегда три человека. Иначе и быть не может. Кто отвечает за безопасность кораблевождения? Штурман, вахтенный офицер и, разумеется, командир...
       Можно подискутировать о том, как готовили штурманов в немецком флоте тех лет; можно сравнить с нашим флотом; можно попробовать вывести процентное соотношение навигационных происшествий/аварий/катастроф и приблизительно определить, где дела обстояли лучше - даже с учётом размеров районов плавания. Это была бы очень интересная и монументальная работа... кто б ею занялся...
       Навигационные происшествия - это не только посадки на мель. Это ещё и столкновения, и вот списочек на 21 позицию (тоже наверняка не полный):
[столкновения >>>]       30 января 1940 г. U-15 (Фрам) столкнулась в Гельголандской бухте с эсминцем «Илтис», погибла со всем экипажем.
       3 сентября 1940 г. U-57 (Топп) в Кильской бухте у Брюнсбюттеля столкнулась с норвежским пароходом «Рона», погибло 6 человек.
       11 ноября 1941 г. U-580 (Кульманн) в квадрате AO 9382 при выполнении учебной задачи столкнулась с кораблём-мишенью «Ангельбург» и затонула; 12 погибших.
       15 ноября 1941 г. при выполнении учебных задач в Балтийском море столкнулись U-583 (Ратш) и U-153 (Райхманн); экипаж U-583 погиб.
       6 августа 1942 г. U-612 (Дик) в квадрате AO 7559 столкнулась с U-444 (Лангфельд) и затонула, 2 погибших.
       2 сентября 1942 г. U-626 (Баде) столкнулась с U-222 (фон Йессен) к SW от Пиллау; погибшие и раненые.
       12 ноября 1942 г. U-272 (Хепп) в квадрате AO 9572 столкнулась с U-634 (Брозин), много погибших, лодка затонула.
       8 декабря 1942 г. U-221 (Тройер) в квадрате AK 2546 (посреди Северной Атлантики!) столкнулась с U-254 (Гилардоне), которая затонула мгновенно вместе с командиром, спасено 4 человека; U-221 прекратила поход и вернулась в Сен-Назер с повреждениями.
       24 февраля 1943 г. U-232 (Цим) в квадрате AO 9418 столкнулась с U-649 (Тислер), были раненые.
       5 мая 1943 г. U-406 (Дитерихс) в квадрате CG 1775 столкнулась с U-600 (Цурмюлен); обе лодки имели повреждения и были вынуждены вернуться в базу.
       4 мая 1943 г. в квадрате CE 2243 U-659 (Шток) столкнулась с U-439 (фон Типпельскирх); погибло 84 моряка из 96, в т.ч. оба командира.
       5 августа 1943 г. U-34 (Ауст) в квадрате AO 9391 столкнулась с плавбазой «Лек» и затонула; 4 погибших.
       20 августа 1943 г. U-670 (Хиронимус) в квадрате AO 9582 столкнулась с судном-мишенью «Болькобург» и затонула; 21 погибший.
       8 сентября 1943 г. U-983 (Раймерс) в квадрате AO 9448 столкнулась с U-988 (Добберштайн) и затонула; 5 погибших.
       18 ноября 1943 г. U-476 (Нитманн) столкнулось с U-718 (Видувильт) во время учений на Балтике.
       20 ноября 1943 г. на рейде Данцига U-768 (Бюттьер) столкнулась с U-745 (фон Тротта). U-745 затонула, весь экипаж погиб.
       14 февраля 1944 г. на внешнем рейде Готенхафена столкнулись пароход «Эрна» и U-738 (Хоффманн); 22 погибших, в т.ч. командир лодки.
       17 марта 1944 г. у острова Рюген U-1013 (Линк) столкнулась с U-286 (Дитрих); 25 погибших, в т.ч. Линк.
       8 апреля 1944 г. U-2 (Шварцкопф) столкнулась с траулером «Хельми Сёле» к N от Пиллау у самого берега; 17 погибших.
       19 декабря 1944 г. U-737 (Грёйс) столкнулась в Вест-фиорде (квадрат AF 3389) с минным заградителем MRS25 и затонула; 31 погибший.
       18 февраля 1945 г. U-2344 (Эллерлаге) возле Халигендамма столкнулась с U-2336 (Фоккель) и затонула; 11 погибших.

       Значительная доля этих столкновений приходится на Балтику (квадрат AO 0000, Данциг, Пиллау и пр.) - это учебные лодки либо лодки, только входящие в линию боевых лодок. И приходится признать, что у них на борту не нашлось места опытным наставникам. Очень интересный подход к делу, не правда ли? Впрочем, U-57, например, была вполне себе боевой лодкой, хоть катастрофа также произошла на Балтике, а Эрих Топп на тот момент был уже достаточно опытный командир и вовсе не новичок.
       Всегда ли виноват штурман? Тоже неплохая тема для диспута. Понятно, что вахтенный офицер, а тем более командир виноваты всегда. А штурман? Он-то не всегда на мостике... Но если он не виноват, то на фига его с собой по морям возить? Не лишним, кстати, будет вспомнить, что если командир лодки и первый/второй вахтенные офицеры на немецких лодках были офицерами цур зее, то штурман был старшим унтер-офицером, то бишь фельдфебелем. Это, наверно, уходит корнями в традиции Королевского флота, который, как известно, длительное время ruled the waves. И подготовка их, штурманов (впрочем, как и офицеров), в разное время была слегка разной даже по срокам.
       А может, с учётом числа немецких лодок и обычного для Кригсмарине коэффициента оперативного напряжения вот эти вот приведённые цифры - это тьфу, на грани статистической погрешности?
       Такая вот тема для поговорить.
феолософ
       Ну так вот.
       Мыса Станицкого не существует.
       Доказательства? Их есть у нас:

[нате вам :)))]

       Видите? Его тю-тю. Это карта ГШ ВС СССР 1935 года. Мыс Средний есть, а мыса Станицкого нету. Отсутствует как ващще.
       Поэтому пойдём танцевать, что называется, от печки.
поехали! >>>Свернуть )
Загружено , : m GMT.