Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

cool

Карты-схемы в книшку

       По многочисленным просьбам трудящихся нарисовал для наглядности и облегчения восприятия текста семь карт-схем в книжку "Забыть адмирала!", после чего она заиграла новыми яркими красками.
       И да, ещё одну фотографию добавил. Ну и там ещё небольшие правки и уточнения - местами существенные, местами не очень.
       Нет предела совершенствованию; однако сказал бы мне кто в 2000-м году, когда я сдуру вознамерился одну маленькую статейку в местную газетку тиснуть, что эта статейка превратится в книгу, которая пишется, переписывается и дописывается вот уже 20 лет, я бы только пальцем по лбу постучал и взоржал, аки бабуин...
       А если этим летом благополучно завершится эпопея с памятником, то придётся опять правки вносить. Я на этой Крымско-Камчатской войне скоро вообще кукухой поеду.
Водолазик

Википедисты про "Аврору"

       Возвращаясь к обожаемой мной теме перевирания истории, тыкаем мышью в викистатью про фрегат "Аврора".


иллюстрация к викистатье, якобы изображающая фрегат "Аврора"

       Не вдаваясь в содержание прочих пунктов и подпунктов, читаем касающееся обороны Петропавловска в 1854-55 гг. и сотрясаемся в ахуе:
Collapse )
Водолазик

Про бомбардировку Колы в 1854 году

       Ещё раз смотрю потрясающий "документальный" сериал про Крымскую войну, который называется "Нулевая мировая". Режиссёр - Денис Беспалый, но вопросы, в общем-то, не к нему, а к авторам сценария и консультантам. Что - режиссёр? Режиссёр снимает кино по сценарию, традиционно руководствуясь киноправилом "а я там вижу". Режиссёры - люди святые, потому-то им и положено придавать консультантов, которые будут следить, чтобы он врал, да не завирался. В данном случае на консультантах, похоже, здорово сэкономили.



       Не касаясь пока рассказа об обороне Петропавловска (там вообще днище; наверно, чуть позже сподоблюсь полностью разобрать), коснусь только одного момента - саги о зажигательном оружии.
       Авторы сценария (а это некто Андрей Назаров, Андрей Буровский и Василий Шевцов) посредством режиссёра и его компьютерной графики рассказали нам закадровым голосом Даниила Эльдарова про то, что винтовой пароходо-фрегат "Миранда"* обстрелял Колу калёными ядрами и зажигательными пулями (не вру, так произнесено в фильме!).
       * Вообще-то не пароходо-фрегат, а винтовой паровой шлюп.
       Мне стало интересно, откуда дровишки растут. Оказалось, что знамо откуда - из википедий, чёрт бы их подрал (вот ссылка):
       "11 августа началась бомбардировка города калёными ядрами, гранатами и небольшими коническими свинцовыми пулями с приделанными к ним коробками с горючим составом..."
       Сходить по ссылке и почитать про калёные ядра этим ребятам, видимо, было недосуг. Точно так же, как и тем, кто написал в википедиях этот бред. Бреда в википедиях, увы, хватает (мягко скажем).
       Ну ладно граната. Граната - это то же самое, что и бомба, только меньшего калибра (поначалу был так: до 18 фунтов - граната, 18 и больше - бомба, потом границей разделения стал пуд). Это разрывной снаряд. Может и зажечь, притом ещё как. К "стрельбе гранатами" у меня вопросов, в общем-то, нет, потому что пушки на "Миранде" стояли 24-фунтовые.
       Но зажигательные пули... Вот что в голове у людей, а? Как можно лезть в освещение военных вопросов истории с таким пещерным уровнем? Пуля - это то, чем стреляют из ручного стрелкового оружия. Пистолет, ружьё (ну там - мушкет, штуцер... да хоть аркебуза, бляха-муха)... Ручного стрелкового! Дальность стрельбы пулей они себе представляют, не? А пулями они, оказывается, обозвали конгревовы ракеты (тыц here и насладитесь видом этих "пуль"). "Небольшие свинцовые пули с приделанными к ним коробками с горючим составом"... етишкин свет...
       И калёные ядра. Не будем уподобляться википисателям и попробуем копнуть вопрос поглубже. И выясняется (внезапно так), что по состоянию на то время калёные ядра применялись с береговых батарей по кораблям, но не наоборот. Почему? А ответ они там написали сами, рассказав, как готовятся и применяются калёные ядра. И что, блин, на борту "Миранды" (четырнадцать 32-фунтовок) были ядрокалительные печи с решётками, что ли? Смотрите, что такое ядрокалительная печь на самом деле. Нет, история знает, конечно, попытки сделать плавучую батарею, стреляющую, кроме прочего, ещё и калёными ядрами. Но: именно что попытки. Фрегат (а тем более шлюп) Королевского флота представляет собой нечто иное. Сами прикиньте, сколько надо спалить дров, чтобы разогреть 34-килограммовую чугунную чушку до красного каления, притом не одну, сколько для этого надо времени и да-да, места (на парусном корабле!), да каковы должны быть меры предосторожности. Даже если шлюп паровой; подача 16-килограммового раскалённого снаряда от топки к пушке - не хухры-мухры, куда проще применять бомбы и брандскугели.
       А им чо? Ляпнули, деньгу получили (с аплодисментами от таких же неучей) - и хоть трава не расти.
       Кстати, о траве. Что-то такое они всё-таки курили при изготовлении фильма, хотя это так, личное персональное мнение, не более.
       Я прекрасно понимаю, что нельзя знать всё на свете сразу. Но берусь заявить, что при съёмках фильма, рассчитанного на широчайшую аудиторию, уж лучше совсем промолчать, чем прилюдно обосраться.
       К обороне Петропавловска по версии этих "публицистов от истории" мы ещё вернёмся.
феолософ

Командорские острова, 1883 г.



       Вот раньше-то, а? Это ж надо! Не то что. А всё почему? А патамушта. Так-то вот. Не хухры-мухры.
       (карта попячена у Одинокого)
       Восторгаюсь я картографами тех времён. Ибо есть отчего.
       И вспоминаю, как Входной риф огибали, заходя на Никольский рейд. И как Арий камень обходили - там даже при пяти баллах зрелище то ещё. И как на мели сидели между "м. Северозападный" и "м. Юшинъ", а неподалёку в море танкер штормовал - у-у, как его шпыняло!.. И как проходили с норда Северное лежбище... хм, какая хорошая фраза, можно подумать, его можно обойти под парусом с какой-то другой стороны :)) и как шторм пережидали ночью на якоре в одной из северных бухточек, с оборванной вантиной правого борта, и якорь у нас тогда разогнуло; и хрен его знает, почему мы с Олежкой живые до сих пор, Олежка сейчас в Португалии, фамилию сменил; а Сергей Уматыч Каргинов через три года погиб вместе с яхтой "Арго" где-то в Курильских проливах... А до острова Медного мы тогда не дошли (вантину ж оборвало, и фиг ты её починишь в такую погоду), пришлось возвращаться в Никольское, рискуя сломать мачту...
       В общем... м-да.
корсар

Петропавловск



       Вернее, не столько собственно Петропавловск интересует (хотя тоже весьма), сколько очертания Култушного озера, которые здесь видны неплохо.
       Сто с лишним лет тому назад.
       Вот бы в таком же разрешении, только полтора километра вправо точку съёмки сместить...
корсар

James Thirlwell



       Фрегат Королевского флота "Пик", 17 июня 1854 года. Личная карта матроса (сертификат найма).
       Джеймс Тёрлуэлл.
       Дата рождения: 30 июня 1835 года. Место рождения: Норт-Шилдз, Норт-Хамберлэнд.
       Рост: 5 футов 8,5 дюймов. Сложение: прекрасное. Волосы: шатен. Глаза: голубые. Татуировки: не имеет.
       Нанят на "Пик" 11 февраля 1854 года; чин/должность - опытный матрос. Дата найма в должности: 17 июня 1854 г. Срок найма: десять лет.*
       * "Пик" находился в Портсмуте, готовясь к переходу на Тихий океан в состав Pacific Station. Джеймс Тёрлуэлл нанялся в феврале на более низшую должность (наверное, на матроса, Ordinary Seaman), а 17 июня личная карта была перезаведена уже как на опытного матроса при заключении контракта после сдачи экзаменов.
       Награды: не имеет. Специальность пушкаря: не имеет.
       Предыдущая служба: два года на торговых кораблях.
       "Сим удостоверяется, что вышеуказанная персона экзаменована на предмет службы в Королевском флоте; при этом выявлено: прекрасное здоровье, отсутствие физических изъянов, активен и умён, годен к службе в Королевском флоте. Командир корабля Фредерик Николсон, врачи Томас Нельсон и Уильям Крюс".
       "Сим подтверждаю своё согласие честно служить Королевскому флоту непрерывно в течение десяти лет... 17 июня 1854 года, подпись: Джеймс Тёрлуэлл. Засвидетельствовано: Джеймс Мак-Эвой, клерк".
       От имени Королевского флота сертификат подписал сэр Фредерик Уильям Эрскин Николсон. Баронет, кэптен и командир фрегата "Пик". И пошёл отсчёт десяти лет...
       Сверху размашистая надпись наискосок: "Дата смерти - 4 сентября 1854 года, "Пик".
       Эх, парень...
       Ты поплавал пару лет на "купцах", а потом соблазнился службой в военном флоте. Ты прошёл полмира от Портсмута до Гавайских островов и в свои 19 лет сумел сдать экзамены на опытного матроса. Ты был хороший моряк, да.
       Ты пришёл на Камчатку, ты увидел необъятную ширь Авачинской губы и заснеженные вершины вулканов. Ты участвовал в первом штурме Петропавловска, и русское ядро с 4-й батареи не зацепило тебя.
       А 4 сентября (правильнее, конечно, 5-го) ты был назначен в отряд моряков, входящий в состав десанта. Тобой командовал 1-й лейтенант Эллейн Блэнд. А может, 2-й лейтенант Джордж Мэнселл. Или совсем молодой мичман Луис Чичестер. Вы высадились со шлюпок на пляже у Никольской сопки, лихо подбадривая друг друга: "Вперёд, "Пик"!". Вы рвались в бой, вы хотели победить и были уверены в своей победе.
       Тебя нашли после боя. Может, ты был убит русской пулей на склоне Никольской сопки. Или заколот русским штыком на её вершине. Или разбился, падая по ужасному каменистому склону, и остался на нём. Твоё тело подобрали русские и с воинскими почестями похоронили в братской могиле. Ты лежишь под Никольской сопкой, а над вами белый крест...
       А может, твоё тело сумели забрать с берега и шлюпкой привезли на фрегат. И ты лежал на шкафуте, накрытый парусиной, вместе с ещё двумя твоими товарищами. Понятно, что это был уже не ты, это было всего лишь твоё тело. Ваши тела погрузили на паровой шлюп "Вираго" и похоронили на красивом уютном мысу в Тарьинской бухте. Крест над братской могилой мы скоро восстановим.
       А может, ты не погиб, а был тяжело ранен и попал в русский плен, но не сумел дожить до 1855 года, скончавшись от ран. Мы не знаем, потому что для твоих начальников ты был всего лишь боевой единицей, которую следовало поставить на довольствие, а потом снять. Для них твоя судьба всего лишь статистика, плюс один или минус один, и они не утрудили себя пометкой, проясняющей твою судьбу. Просто списали тебя, подав в Адмиралтейство соответствующую докладную, список потерь, в котором был и ты, девятнадцатилетний голубоглазый шатен Джеймс Тёрлуэлл, опытный матрос фрегата Королевского флота "Пик".
       Для нас ты тоже статистика. Но почему-то я закрываю глаза и пытаюсь представить себе твоё лицо.
       Эх, парень...
феолософ

Про бонбу

       Про авиационную. Фугасную.
       В центре Петропавловска.
       Ржавую, ничего на ней не разобрать.
       За домом № 34 по ул. Ленинградской. Считай, что центр. Вот ссылка, а ссылкам у нас принято верить.
       Нашлась в земле.
       Откуда? А хрен её знает. Разбираются. Краведы и историки наперегонки ринулись рыть историю и устанавливать, в какой период времени Петропавловск-Камчатский подвергся вражескому авианалёту и бомбёжке. Как минимум одна из бомб не взорвалась (поскольку нашлась), могут быть и другие, потому что при налёте бонбы по одной не кидают.
       Злые языки высказали нелепое предположение, что эту бомбу кто-то когда-то где-то стырил и припрятал на чёрный день, а потом почему-то забыл.
       Пока ясно одно: к героической обороне 1854 года найденный предмет имеет отношение навряд ли.
       Ждём очередных интересных находок и сообщений о них.