Юрий РОСС (filibuster60) wrote,
Юрий РОСС
filibuster60

Categories:

Кайсяку

       Это седьмое ката - нанахон-мэ - из набора сёдэн батто-хо тати-вадза.
       Кайсяку - это помощь при сэппуку. Каждый самурай был готов в любой момент расстаться с жизнью путём ритуального самовзрезания живота. Обычно говорят хара-кири (буквально "рез живота"), но это характеризует только метод, а весь процесс правильно именуется сэппуку. Не будем вдаваться в тонкости, их есть в рунетах предостаточно (и очень интересно), отметим лишь, что весьма желательным при сэппуку было присутствие ассистента, который назывался кайсяку-нин. Это был либо близкий друг саморежущегося, либо специально назначаемый умелец, прекрасно владеющий искусством точного кэса-гири. Кстати, в слове "харакири" звук "к" должен бы меняться на "г", чего практически никто не делает.
       Существует ката Кайсяку, выполняющееся из положения сэйдза (сидя на коленях), но в тати-вадза батто-хо ката выполняется в положении стоя, в реале оно было по-разному, в зависимости от многих факторов.
       Кайсяку 介錯袈裟斬り - помощь при сэппуку.    



       Совершающий сэппуку сидит на коленях и стянул с плеч кимоно, обнажив живот. Он держит в сжатых кулаках свой танто, обёрнутый рисовой бумагой, держит за лезвие, оставляя свободным только нужную длину клинка, чтобы случайно не повредить себе позвоночник и не превратить достойный уход из жизни в чёрт те что. Свидетели сидят рядом, а слева и чуть позади находится кайсяку-нин. Он находится на грани периферийного зрения совершающего сэппуку, чтобы не отвлекать его, а тот смотрит вперёд и в никуда, освобождая своё сознание. Кайсяку-нин обернул цука (рукоять меча) белым платком и стянул одежды с правого плеча. Отказ от кайсяку был бесчестием - ведь если уж пригласили, то, стало быть, не сомневаются в твоём искусстве владения мечом... кстати, не своим, а мечом того, кто готовится взрезать себе живот. Или же меч брался специально у своего даймё (то есть у своего господина).
       Завершающий рез следовало наносить не абы когда. Не слишком рано, но и не слишком поздно. Уходящий из жизни не должен был получить излишние физические страдания, но он должен был успеть вскрыть своё "хранилище ки" самостоятельно. В разные времена и в разных кланах существовали разные критерии выбора момента для действия кайсяку. Умирающий не должен бы позорно упасть лицом вперёд на землю; в то же время голова его не должна была отлететь и укатиться в сторону.
       Кайсяку-нин с полушагом вперёд правой ногой обнажает меч, а затем, отшагивая правой же ногой назад, заносит его для решающего реза. Клинок должен быть параллелен земле и находиться за затылком, примерно в пяти сантиметрах. В нужный момент кайсяку-нин делает шаг правой ногой вперёд и выполняет косой вертикальный рез справа налево - о-кэса-гири ("монашеский плащ"). Фактически рез выполняется только правой рукой; левая рука служит для точной остановке меча в момент, когда голова уже отсечена, но останется висеть на тонком лоскутке кожи шеи и не укатится. Если кайсяку-нин плохо справлялся со свей работой, то помощники-секунданты добивали уходящего из жизни сами, тут же, на месте, а для незадачливого кайсяку наступало время позора со всеми вытекающими.
       После удачного отсечения головы кайсяку-нин выполнял тибури методом ти-но-сидзуку-о-отосо - давал крови стечь с клинка на землю. Клинок при этом направлен вправо-вниз, рукоятью влево-вверх. Далее следует перехват и укладывание меча в ножны (ното) методом гяку-тэ-ното, то есть обратным хватом меча. Всё это время кайсяку находится в состоянии дзансин, не отвлекаясь ни на что - он полностью сконцентрирован на выполняемом движении, а сознание его освобождено и присутствует в Вечности вместе с сознанием того, кто совершает сэппуку.
       На You Tube достаточно много видеороликов с исполнением ката Кайсяку в различных школах и ответвлениях школ. Ката кажется несложным, но лишь до тех пор, пока кайсяку-нин не добирётся до непосредственно о-кэса-гири. Здесь нужна искусная, сильная и точная рука, нужно чёткое согласование действий обеих рук; нужна особая красота движений, ибо речь идёт о ритуале прощания самурая с жизнью, и неважно, преступил ли он закон, нарушил ли кодекс Буси-до, приговорён ли судом или сам решил уйти из жизни. Это не имеет значения для того, кто призван на выполнение обязанностей кайсяку.

http://forums.corsairs-harbour.ru/images_f/raznoe/swords/228.png

http://www.yudik.org/wp-content/uploads/2012/06/yudik.org_seppuku_03w.jpg

http://cs419620.vk.me/v419620207/4ee3/gIAqEt6sICI.jpg

http://cs309425.vk.me/v309425020/8bd7/atl-ZhM9D-U.jpg
Tags: иайдо, история, их нравы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments