В наборе Дзэн-ниппон-батто-хо сёдэн-тати-вадза они выполняются из положения стоя.
Бункай для первых четырёх ката практически одинаков и различается лишь стороной, в которой относительно буси находится его враг. Буси предугадывает направленную против него атаку, обнажает меч (в случае миги, хидари и усиро он это делает с поворотом) и одновременно наносит горизонтальный рез йоко-ути по горлу или по глазам врага, а затем добивает его вертикальным ударом кири-отоси. Сохраняя дзансин, буси тщательно выполняет омори-тибури и вкладывает меч в ножны с достоинством (сёдэн-ното). Сёдэн-ното отличается тем, что меч быстро приводится в положение "перед вкладыванием", но вводится медленно. Великие мастера всегда учили беречь свои ножны и режущую кромку клинка. Опять же - сохранение дзансин.
1. Иппон-мэ. Маэ 前 - враг спереди.
2. Нихон-мэ. Миги 右 - враг слева.
Здесь тонкость. "Миги" по-японски означает "справа", "правый", "вправо", но враг находится слева. В данном случае (и в следующем) сторона, дающая название ката, означает сторону, в которую повёрнут буси при демонстрации ката. Вообще-то, конечно, эти ката рождены для исполнения из одного и того же исходного положения, но для удобства демонстрации (вернее, созерцания ката) их выполняют, изначально повернувшись в сторону, противоположную стороне нанесения завершающего реза. Поначалу очень легко запутаться =)))
3. Самбон-мэ. Хидари 左 - враг справа.
"Хидари" означает "влево", то есть перед демонстрацией ката буси поворачивается на 90 градусов влево, ибо враг будет нападать справа.
4. Йонхон-мэ. Усиро 後 - враг сзади.
А в случае с усиро всё соответствует - и враг сзади, и поворачиваться перед демонстрацией задом к наблюдающим. Хотя, повторюсь, все эти ката могут нормально выполняться из одного и того же исходного положения, и рождены они именно так.
Маэ и усиро, выполняемые из положения сэйдза, также входят в набор сэйтэй-иай-гата, но о нём потом. Когда-нибудь доберёмся.