Юрий РОСС (filibuster60) wrote,
Юрий РОСС
filibuster60

Categories:

Аси-вадза

       При отсутствии сэнсэя более-менее достаточного уровня занятия любым боевым искусством становятся лишь физическими упражнениями, к тому же и ошибки некому подсказать, не говоря уж о вещах, которые передаются не словами. Однако тем не менее. Самоучитель никогда не помешает, ибо он хорош хотя бы потому, что развивает собственное мышление обучающегося. Вопросы встают, а задать их некому... приходится рыскать в поисках источников информации и думать - это прежде всего. А рыскать, даже в современных условиях, при наличии тырнетов, это изрядная трата времени. Спасибо тем, кто собрал и выложил в одном месте хоть что-то.
       То, что будет постепенно выкладываться здесь, вместе пока не выложено нигде (я, во всяком случае, не нашёл). Поэтому просто скомпилирую, ибо дело нехитрое - описания плюс картинки плюс видео. Это Дзэн Ниппон батто-хо-вадза с пояснениями и в демонстрации ханси Масаюки Симабукуро, VIII дан каратэ, дзю, айки, кэн и иай. К нашему сожалению, в сентябре 2012 года ханси сменил этот мир на более лучший...
       Начинать, понятно, нужно с рэйхо - ритуала уважения к мечу, к додзё и тем, кто в нём собрался, к соперникам-напарникам и, конечно же, учителю-сэнсэю. Об этом в тырнетах написано и выложено достаточно много, поэтому не будем останавливаться, хотя это, на мой взгляд, очень важная часть батто/иай (если вообще не важнейшая).
  Итак, аси-вадза в тати-но-бу - техника перемещений при работе стоя (традиционное батто, или иай, включает в себя и сэйдза-но-бу, т.е. технику работы сидя на коленях, и татэхидза-но-бу, т.е. технику работы сидя в хитрой позе на одном колене).
       Прежде всего, тати-вадза включает в себя всего три стойки (с точки зрения положения ног). Это известные из каратэ передняя стойка (дзэнкуцу-дати), стойка "самурай с мечом" (сико-дати) и свободная боевая стойка камаэ. Такая терминология привычна для каратэка, но не совсем привычна для иайдока. В тати-иай буси почти всегда стоит в передней боевой стойке, которая всё же имеет различия с традиционной дзэнкуцу-дати: во-первых, в иай не нужно сдерживать мощь атаки путём постановки жёстких блоков, а во-вторых, сила движения (удара) в иай рождается, хоть и посредством бёдер, но несколько по-другому. Соответственно, в передней стойке просто перераспределяется вес тела (75% на переднюю), вот и всё; ноги даже могут быть почти на одной прямой с линией атаки. Стойка сико-дати используется вообще редко - например, в ката Нуки-ути (сёдэн-дзюиппон-мэ). Или её можно отнести к тому, что в каратэ называется камаэ, только корпус развёрнут вправо или влево - такая равновесно-произвольная боевая стойка. Остальные являются либо стойками исходной и конечной готовности (с них начинается и ими заканчивается), либо переходными,а посему особых пояснений не требуют. А вообще понятие "стойка" в иай характеризуется не положением ног, а положением рук и катаны.
       У кого хорошо с английским - слушайте внимательно комментарии Карла Э. Лонга, партнёра Масаюки Симабукуро (учебный видеофильм снят в 2006 году и выложен много где).
       1. Тай-сабаки - обычный скользящий шаг, известный по прочим японским боевым традициям. Это даже не столько шаг, сколько принцип движения всем телом: корпус прямо, бёдра на одном уровне по высоте, ноги чуть согнуты; нога, с которой убран вес тела, перемещается к другой, затем ею делается шаг с последующим переносом части веса тела - вперёд, назад или вбок. Всё быстро, но точно, плавно, ровно. На движения рук в видео этого поста внимание не обращаем, они здесь для иллюстрации. Разъяснять смысл шага тай-сабаки особо не будем, об этом везде полным-полно.



       2. Тора-басири - поступь тигра. Применяется для быстрого и неожиданного сокращения дистанции (или ложного сокращения дистанции), например, в Ой-кадзэ, ката сёдэн-дзюппон-мэ. Выглядит вот так:



       3. Соэ-аси - подшагивание. То же, что и тай-сабаки, только шагающая нога приставляется, и вес тела переносится на неё, а дальше следует шаг другой ногой. В самурайском искусстве меча оказалось благодаря старинной рю Симомура-ха и с тех пор применяется сплошь и рядом:




       Дальнейшие термины хорошо известны тем, кто занимается айкидо. И неудивительно, ибо эти принципы пришли в айки именно из иай.
       4. Тэнкай - поворот на 180 градусов без изменения стойки (если не считать того, что левая стойка становится правой и наоборот), выполняется за счёт мощного и энергичного движения бёдрами:



       5. Тэнкан - "вхождение в атаку противника" по кругу, как бы "обкатывая" его атаку. Если в айкидо тэнкан обычно выполняется практически на 180 градусов, то в иай это незачем:



       6. Тэнсин - пришедшее из школы Юхи-рю простое и экономное "вхождение", выполняемое методом уклонения, ухода с линии атаки:



       7. Ирими-тэнсин - "вхождение" с поворотом - уход-вхождение-контратака, притом всё в одном. Ирими - категория, обратная по смыслу понятию "тэнкан"; это прямое действие, не круговое:



       На этом о базовой технике перемещений всё..

продолжение следует
Tags: иайдо
Subscribe

  • Про смартЪ

    С помощью смарт-часов можно найти, где в доме валяется телефон, а потом с его помощью найти, где в доме валяются смарт-часы. Профит, откуда ни…

  • Голосуем про Тарзана

    А поднять руку, кто смотрел "Тарзана" - того самого, 1934 г., с Джонни Вайссмюллером:

  • Вилючинский вулкан, 1907 г.

    Считается, что последнее извержение вулкана Вилючинская сопка имело место быть в 8050 г. до нашей эры. Вулкан считается потухшим, хотя учёные…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments