Юрий РОСС (filibuster60) wrote,
Юрий РОСС
filibuster60

Category:

Тибури

       Или, по-старинному, тибуруи.
       Это своеобразное движение мечом, присутствующее в том или ином виде почти в любом ката иайдо между завершающим резом и вкладыванием меча в ножны. Новичку всегда объясняют, что это стряхивание крови с клинка, однако так ли это? В некоторых рунетовских источниках изредка попадаются поясняющие высказывания великих мастеров, но это редкость, и, на мой взгляд, хорошим разъяснением станет переведённая мной заметка Ричарда Стоунелла, которую в конце я проиллюстрирую несколькими видеокадрами.
       Напомню значение некоторых терминов, появляющихся в тексте:
       - дзансин - состояние концентрации и готовности к действию, пик которого совпадает с окончанием решающего реза катаной;
       - ното - вкладывание меча в ножны;
       - сая - собственно ножны;
       - рю, рю-ха - школы японских боевых искусств и соответствующие им стили и их ответвления; ко-рю - старинные рю;
       - ката - формализованный комплекс упражнений;
       - иай (то же что и батто) - мгновенное извлечение меча из ножен с нанесением удара или серии ударов;
       - хабаки - муфта, устанавливаемая на японский меч катана перед цубой (гардой);
       - дэнсё - описания техники - приёмов школы;
       - миги-кэса-гири - диагональный рез слева-сверху вправо-вниз.
       Итак,

ТИБУРИ – МИФ ИЛИ НЕТ?

       Во многих рю-ха иайдо тибури составляет обязательную часть ката. Тибури по-японски буквально означает «стряхивание крови» поверженного противника с клинка – искусное движение перед вкладыванием меча в ножны. Благодаря (главным образом) школам Мусо Синдэн-рю и Мусо Дзикидэн Эйсин-рю, многие люди уверены, что тибури – универсальный аспект иай. Однако многие рю-ха не практикуют тибури, и есть мнение – широко распространённое благодаря Интернету – что стряхивание крови с клинка вообще невозможно. Если это так, то для чего оно вообще – тибури? Зачем оно? Может, оно вообще бесцельно и бессмысленно? Почему одни рю-ха практикуют тибури, а другие – нет или не всегда? И действительно ли это стряхивание крови с лезвия меча?
       Тибури – это современное прочтение слова, пришедшего из терминологии Эйсин-рю. Оригинальное произношение этого слова – «тибуруи» (chiburui), и его можно найти в японском словаре, например в «Кодзиэн» Иванами Сётэн. Почтенный Ивата Норикадзу в своей книге «Ко-рю иай но Хондо» цитирует другого учителя Эйсин-рю, Морита Тадахи-ко, и справедливо замечает, что правильно говорить «тибуруи», и что «тибури» есть термин ошибочный (встречающееся в словаре слово «тибури» относится методу приготовления рыбы). Сэнсэй Ивата также указывает, что и Оэ Масамити, и его учитель Мори Сигэки называли это движение «тибуруи». Тем не менее, здесь далее будет использован термин «тибури», поскольку он более привычен большинству людей, особенно в кругах, имеющих отношение к иай.
       Большинству новичков в иайдо сразу разъясняют, что движение тибури предназначено для стряхивания крови с лезвия меча после удачно выполненного реза. Это написано и в большинстве книг по иайдо. Мусо Дзикидэн Эйсин-рю и Мусо Синдэн-рю также применяют тинугуи (вытирание клинка от крови платком, бумагой или пальцами) – в небольшом количестве техник начального уровня Омори-рю (Сёдэн/Сэйдза но бу). В Мусо Дзикидэн Эйсин-рю это вообще делалось просовыванием руки внутрь хакама с последующим вытиранием ими меча. На практике же лезвие о хакама не вытиралось. По Мори Сигэки, это потому, что Оэ-сэнсэй ежедневно смазывал меч маслом, и вообще незачем пачкать одежду.
       Вопреки существующему мнению, идея о том, что тибури в действительности не метод удаления крови с клинка, не столь распространена: это высказывалось японскими учителями в течение долгого времени. Коно Хиякурэн, 20-й сокэ школы Мусо Дзикидэн Эйсин-рю, писал в своей книге «Иайдо Синтэй»:
       «Тибуруи – это движение стряхивания крови с лезвия вашего меча на землю. Однако, по моему опыту, после реза на мече остаётся очень мало крови. Тем не менее, содержащаяся в этой фазе концентрация духа и внимания, дзансин, делает её очень нужным инструментом развития».
       Коно-сэнсэй был не единственным в своём понимании тибури как важного способа тренировки дзансин. Накаяма Хакудо писал:
nbsp;     «В батто тибури введён в каждое ката – перед вкладыванием меча в ножны. Это движение не может полностью убрать кровь с лезвия, но его следует рассматривать как действие, очищающее душу. Отрезок времени между тибури и ното очень важен в батто-дзюцу, ибо это манифестация дзансин в ката. Каждая школа иайдо имеет различные методы выполнения этого действия:
       – в Кансин-рю используется хранимый в кимоно лист бумаги (кайси), и им вытирается лезвие;
       – в
[Синдо] Мунэн-рю меч держится остриём вниз, и кровь стекает с кончика, а затем им описывается дуга в левую сторону для окончательного стряхивание крови;
       – в Хадзама-рю меч укладывается на левое плечо и вытирается об него;
       – в Футисин-рю кровь стирается большим и указательным пальцами от хабаки к кончику лезвия;
       – в Хаясидзаки Хон-рю меч, удерживаемый правой рукой, совершает лёгкое движение влево, а затем широкое и резкое движение вправо, после чего вкладывается в ножны…
       Другие школы, такие как Омори-рю, Кикусуи-рю, Кайси-рю, Тамия-рю, Синган-рю, Тэтту-рю, Хасэгава-рю (и т.д.) также применяют тибури по-разному. А кроме того, есть школы, которые не практикуют тибури вообще. Некоторые стили требуют отбрасывать сая назад, демонстрируя полное слияние человека и меча, готовность умереть в бою (сутэми): если уж меч обнажён, то он не вернётся в ножны. В Киото я видел, как один боец показывал этот способ тибури назвав свой стиль «Такаяма-рю». Само собой, я смотрю на это как на исключение из общего правила.
       Тацуми-рю не использует тибури, но перед выполнением ното они переводят меч в позицию тюдан, демонстрируя дзансин».

       Здесь Накаяма-сэнсэй подчёркивает, что хотя и не все школы практикуют то, что мы сегодня называем тибури, но все они так или иначе имеют фазу дзансин перед ното, и эта фаза позиционируется как очищение лезвия. Школы иай, практикующие тибури, по большей части растут из семейства рю-ха Хаясидзаки – такие, как Тамия-рю, Мугай-рю, Суйо-рю и Синмусо Хаясидзаки-рю. В школах, которые вышли не из семейства Хаясидзаки, мы часто находим иные формы очищения лезвия. Форма, не свойственная школам Хаясидзаки – кайтэн-тибури, когда меч крутится в руке вокруг самого себя (вдоль), и производится удар сверху по рукояти. Это можно видеть в почтенных старинных рю-ха – Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, Касима Синто-рю и в некоторых ветвях Такэноути-рю. Другие школы «не Хаясидзаки» (такие, как Сэйго-рю/Синкагэ-рю, Хоки-рю, Сосуиси-рю, Тацуми-рю и т.д.) могут полностью игнорировать тибури, применяя тинугуи или, как может показаться стороннему наблюдателю, не применяя его вовсе. Конечно, мнения третьих лиц могут завести не туда: например, при том, что практикующие Хоки-рю с виду не производят действий, выглядящих как очищение клинка, движения тинугуи на самом деле присутствуют в самом ното. Замечу: несмотря на множественные отличия в рю-ха, я пока не сталкивался со школой, которая бы не показывала чистый дзансин – во время очищения лезвия либо перед вкладыванием меча в ножны.
       Также следует отметить, что в процитированном выше отрывке Накаяма Хакудо использует слово «тибури» для обозначения того, что вообще-то именуется словом «тибуруи», и в том числе – отбрасывание ножен в Такаяма-рю: по Накаяма, это тоже тибури, как ни странно. Это служит подтверждением тому, что в прошлом слово «тибури» было общим термином, включающим все способы ритуального очищения клинка и духа, выражением дзансин перед вкладыванием меча в ножны. Если так, то это может быть вкладом в общий миф о тибури.
       Возвращаясь к рю-ха, с которыми я знаком несколько больше, я бы хотел разобрать тибури, котоые практикуют Мусо Дзикидэн Эйсин-рю и Мусо Синдэн-рю. В этих очень родственных школах тибури принимает две базовые формы (с некоторыми вариациями).
       Первый тип, с которым сталкиваются ученики, это тибури из Омори-рю. Чаще называемое «о-тибури» (большое тибури), оно выполняется поднесением рукояти меча к правому виску с последующей дугой, описываемой кончиком острия, как при резе вниз по линии миги-кэса-гири. Траектория лезвия и конечная точка варьируются от учителя к учителю, но в целом движение остаётся всё тем же.
       Другая форма тибури в общем называется йоко-тибури (тибури вбок), или ко-тибури (малое тибури), и выполняется движением параллельного полу меча вправо (лезвие также обращено вправо). Это движение обычно выполняется резко, хотя это также зависит от учителя и ветви школы. Несмотря на резкость движения, йоко-тибури делается явно не для стряхивания крови. О-тибури, в соответствии с вышеприведёнными цитатами, тоже, но оно более похоже на таковое, а вот йоко-тибури ну никак не может служить очищению лезвия от крови.
       Тогда почему же эти движения называются тибури? Правда состоит в том, что долгий взмах был назван «тибури» в Омори-рю из-за протяжённости его выполнения. Это следует из традиций Омори-рю, восходящих к периоду Эдо, и ветви Эйсин-рю Симомура-ха и Танимура-ха это подтверждают. Однако когда мы переходим к Хасэгава Эйсин-рю (Тюдэн и Оку-иай), слово неожиданно исчезает. В описаниях обеих школ Омори-рю (где появляется дважды) и Хасэгава Эйсин-рю (где присутствует в каждой технике) то, что сегодня известно как тибури, называется «открыванием», или «открыванием вправо». И нигде не говорится о тибури. Идея представить это движение как «стряхивание крови с клинка» могла родиться позже путём слияния двух идей. Масаока Кацутанэ, 18-й патриарх Мусо Дзикидэн Эйсин-рю Конгэн но Маки (Мэнкё Кайдэн), писал в своей книге «Мусо Дзикидэн Эйсин-рю Иай-хэйсё ти но Маки»:
       «В Омори-рю тибури перед ното выполняется в виде большого взмаха мечом над головой. В Эйсин-рю, однако, перед ното вы «открываетесь вправо», как в технике Яэ-гакэ стиля Омори-рю».
       «Это «открывание вправо» сегодня может быть названо «малым тибури». Однажды после войны, когда я обучал детей в Коти, один мальчик спросил: «Сэнсэй, разве так стряхнётся кровь с меча?» Я долго думал об этом, перерыл все дэнсё, которые имел, и нашёл, что нигде, ни в одном дэнсё это движение не понимается как тибури! Это «открывание вправо». Таким образом я пришёл к заключению, что тибури в Омори-рю есть комбинация стряхивания крови с клинка, проявления дзансин и подготовки к ното, а в Эйсин-рю – только движение с проявлением дзансин и подготовка к ното».
       Дальнейшее изучение дошедших до нас дэнсё Тоса Эйсин-рю показало, что наряду с явным недостатком упоминаний о тибури, некоторые части документов высокого уровня описывают специальные методы быстрой очистки лезвия, когда оно должно быть быстро вложено в ножны. Строго говоря, всё это – варианты тинугуи. Сказанное противоречит формам, использующимся в ката, где почти во всех случаях меч немедленно прячется в ножны вслед за тибури или «открыванием вправо». Тинугуи, как упоминалось выше, многими рассматривается как действительно очищение лезвия, и похоже, что фехтовальщики Эйсин-рю в период Эдо не имели иллюзий на этот счёт. Очень вероятно, что в Эйсин-рю тинугуи практиковали для очищения лезвия в реальных ситуациях, но просто не ввели в большинство ката. Прекращение повседневного ношения меча, а также последовавшие изменения в современной жизни и подходах к обучению в Мусо Дзикидэн Эйсин-рю и Мусо Синдэн-рю легко могли привести к тому, что это знание для большинства фехтовальщиков стало утерянным.
       Глядя на это свидетельство, можно сделать вывод: то, что мы сегодня называем тибури, вероятно, не подразумевало практический метод очищения клинка. Как склонны полагать процитированные мной выше сэнсэи, более чем вероятно, что формы тибури, которые входят в большинство техник иай, были разработаны для того, чтобы культивировать дзансин. Это подтверждается имеющимися историческими свидетельствами. В некоторых случаях, возможно, тибури является также и своего рода торжественным очищением или как бы заполнителем для тинугуи в контексте формальных приёмов. Конечно, этот вывод не удивителен – я уверен, что большинству людей это уже понятно. Однако мне думается, что, приоткрывая некоторые исторические аспекты, мы можем пройти чуть дальше на пути к пониманию истинной цели искусства, которое мы изучаем.

© Ричард Стоунелл. «Ричард изучает кэндо, иайдо и ко-рю в Осака и Кобе, Япония.
=======
       Теперь дозвольте пару слов без протокола немножко отсебятины. Понятно, что тибури - это не стряхивание крови с клинка. Пересмотрим "Семь самураев" Куросавы - я там не заметил ни тибури, ни тинугуи, а уж Куросаве-то можно верить, Куросава знал толк в культуре Японии вообще и в кэн-дзюцу в частности. Катана требует ухода, тщательного вытирания и смазывания лезвия, иначе она тут же ржавеет (особенно после пробной резки снопов свежих стеблей, всяких овощей-фруктов и бутылок с водой). Простым стряхиванием "крови" с клинка (или даже вытиранием) тут не обойдёшься. Поэтому лично для меня тибури - это как бы итоговая точка после решающего действия, время концентрации на действии и одновременно бездействии, медитация, очищение души от только что совершённого реза и его результатов.
       Теперь обещанные видеоиллюстрации.
       1. Карл Э. Лонг рассказывает (а Масаюки Симабукуро показывает) выполнение омори-тибури (оно же омори-рю-тибури, о-тибури, каса-но-сидзуку-о-харао, "стряхивание влаги с мокрого зонта") и йоко-тибури (эйсин-тибури, эйсин-рю-тибури, ко-тибури, катана-о-гаэсу, "стряхивание вбок"):



       2. Техника ката Сэйдза нанахон-мэ (Кайсяку, или Помощь при сэппуку), в котором выполняется ти-но-сидзукуо-отосу, когда буси "даёт возможность крови стечь с клинка" или "вытирает клинок об штанину хакама" (попутно заметим, что сие действо может выполняться как вправо, так и влево, притом - теоретически - на любой штанине, но чаще рукояткой влево на правой штанине):



       3. Техника ката Сэйдза хатихон-мэ (Цукэ-коми, или Преследование); тинугуи выполняется пальцами левой руки:



       4. Технику Катори Синто-рю демонстрирует Кёсо (Отакэ) Сигэтоси; каждое ката заканчивается выполнением кайтэн-тибури, которое характерно именно для школы Катори Синто-рю:



       5. Согэ Ёсихару (8 дан) демонстрирует кихон (технику движений из различных ката) и тамэсигири, а в самом конце выполняет то самое тинугуи, с которого всё и началось:



       Чистого вам лезвия, друзья! =)
Tags: иайдо
Subscribe

  • Их вгляды на стволы

  • Про free archery

    Охота с луком до недавнего времени была запрещена. Ну, вы понимаете почему. Приходишь ты такой в лес, а там из-под каждого куста стрелы летят.…

  • Надо же...

    Закон об оружии ужесточили, а они всё стреляют и стреляют. Я про Пермь, есличо. Может, пора бы уже понять, что дело совсем не в оружейном…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments