23-е августа. В 6 часов утра прапорщиком Можайским исправлено на батарее № 4 два станка, расклёпаны две пушки и положены на станки, а к 11 часам эта батарея приведена была в готовность к действию.
Тогда с нашего фрегата откомандировали на оную 2 артиллерийских кондукторов, из которых Дементьев – командиром батареи.
24-е августа. В 4 часа утра, заметив движение неприятельского парохода, ударили тревогу и приготовились к бою.
В 6 часов явились на фрегат выписавшиеся из госпиталя унтер-офицер 1, рядовой 1. На фрегате находились офицеры, гардемарины и юнкеры тоже. Унтер-офицеров 13, музыкантов 5, нижних чинов 235, нестроевых 7, рабочего экипажа 7, морской артиллерии кондукторов 2. В командировке на батарее № 1 офицер 1 и гардемарин 1, на батарее № 2 гардемарин 1, на батарее № 3 обер-офицер 1, для наблюдения за высадкою десанта и вообще движения неприятеля обер-офицер 1, при главном командире гардемарин 1, юнкер 1, в госпитале для перевязки раненных фельдшер 1 и за болезнью 6 рядовых.
В 1/2 7 часа пароход, взяв на буксир английский и французский контр-адмиральские фрегаты, начал буксировать их к батарее № 3.
В 1/2 8 часа с батареи № 3 начали стрелять по неприятельским фрегатам, на что с них было отвечено ядрами и бомбами.
В 8 часов пароход, поравнявшись с батареею № 3, отдал буксир английского фрегата, который и стал тут на якорь в 2 кабельтовых от батареи и продолжал осыпать ее ядрами, кои вредили и нашему рангоуту и такелажу. Другой же фрегат пароход отбуксировал к батарее № 7.
Все суда находились в следующей позиции:

В 1/4 9 часа главный командир потребовал от нас на озеро стрелковую партию, почему и послан был туда лейтенант Анкудинов с гардемарином Кайсаровым, 1 унтер-офицером, 1 горнистом и 33-мя рядовыми. Вскоре у командира батареи № 3 лейтенанта князя Максутова 2-го оторвало неприятельским ядром руку; почему был отнесён в госпиталь, а на место его был послан с фрегата мичман Фесун и в помощь к нему боцман Суровцов; но как неприятельскими ядрами батарея уже была приведена в неспособность действовать, то убрали с неё порох.
В 1/2 9 часа главный командир потребовал с фрегата стрелковую партию; почему и был послан мичман Фесун с 1 унтер-офицером, 1 горнистом и 31 рядовым, которых он повёл на Никольскую гору правее гребня. На батарее же № 3 оставлен был боцман Суровцов. Вскоре от нас послан был прапорщик Жилкин, который взял прислугу с батареи № 3, повёл её на Никольскую гору левее гребня. В 9 часов услышали ружейную пальбу на озере.
В 1/4 10 часа с батареи № 2 послана была в город партия под начальством гардемарина Давыдова.
В 10 часов заметили неприятельских стрелков на вершине горы, близ фрегата. Тогда от нас послана была 3-я стрелковая партия под начальством лейтенанта Пилкина с 1 унтер-офицером, писарем и 30 рядовыми, которых они повели на гребень горы.
В 11 часов французский бриг подошёл к батарее № 3 и впереди фрегата «Президент» стал на якорь. В то время от нас послан был лейтенант Скандраков с партиею при 2 унтер-офицерах и 33 рядовых для подкрепления 3-й стрелковой партии. Вскоре неприятельский десант уже отступал и в беспорядке бросался в шлюпки и переправлялся на пароход.
В 3/4 12 часа пароход взял на буксир контр-адмиральский фрегат «Форт» и повёл по направлению к Тарьинской губе, а гребные суда с десантом следовали за ним, некоторые на буксире, а другие на вёслах. Между тем, стоящие против нас английский контр-адмиральский фрегат и бриг обстреливали берег.
В 12 часов фрегат и бриг снялись с якоря и прекратили канонаду, пошли по направлению к Тарьинской губе.
На фрегате сего числа повреждено неприятелем:
1. Грот-мачта на 1/3 высоты от палубы прострелена ядром навылет.
2. Перебиты четыре пары грота-вант, огон лось-штага и стень-вынтреп.
3. Грота- и крюйс-брам-стенги с громоотводами, и правые шкафутные сетки.
4. Фор-марсовая железная путень ванта, стень-фордун с правой и стень-штаг.
5. Повреждён во многих местах брам-такелаж.
В 1/4 1 часа лейтенант Пилкин воротился с своею партиею.
В 1 час лейтенант Анкудинов возвратился с партиею, из которой раненые матросы Алексей Церковников, Иван Киселёв, Василий Егоров отправлены в госпиталь, а Алексей Степанов, тоже раненный, явился на фрегат.
В начале 2 часа мичман Фесун возвратился с своею партиею, из коей раненные горнист Малофей Суриков, матросы Феофан Иванов, Иосиф Сапенко, Степан Белавин отправлены в госпиталь, а Василий Попов, тоже раненный, явился на фрегат.
В 3 часа неприятель, отойдя к средине бухты, занял следующую позицию:

По окончании действия главный командир, подойдя к фрегату, позвал командира фрегата и благодарил его за действие против неприятеля, и велел передать свою благодарность офицерам и команде.
В 4 часа лейтенант Скандраков и прапорщик Жилкин, сдав свой пост береговым стрелкам, возвратились на фрегат.
Сего числа на английском контр-адмиральском фрегате проводилась на вантах работа.
Пароль был дан «Бородино».
В 8 часов от нас послан был на батарею № 3 артиллерийский прапорщик Можайский с кондуктором и командою фрегата «Аврора» и транспорта «Двина», в числе 50 человек для исправления батареи № 3, и сделать фашинный бруствер с амбразурами.
В 9 часов от нас отправлены на оную батарею запасный станок и пару пушечных талей.
25-е августа. В 7 часов утра английский пароход отправился в Тарьинскую губу, имея на буксире три барказа.
На французском контр-адмиральском фрегате спущена была фока-рея, и происходила работа на вантах. На английском контр-адмиральском фрегате спущена крюйс-стеньга и гафель.
В 7 1/2 часов батарея № 3 прапорщиком Можайским приведена в готовность действовать.
Насыпано патронов ружейных до 4000.
Пароль отдан был «Фр. Аврора».
26-е августа. В ночи пароход возвратился к эскадре. Поутру неприятель поднял в ростры большие гребные суда.
В исходе 8 часа изрубленный портовый бот отпущен был пустой по ветру.
На французском контр-адмиральском фрегате подняли фока-рею, на английском контр адмиральском фрегате подняли крюйс-стеньгу а ввечеру крюйс-брам-стеньгу и гафель.
Пароль был дан «Наварин».
27 августа. В 1/2 9 часа неприятельская эскадра стала сниматься с якоря и в 9 часов скрылась из Авачинской губы.
В 11 часов у нас служили благодарственный молебен за победу.
Ввечеру пароль дан был «Г. Киев».
Во время осады неприятелем повреждено на береговых батареях принадлежащих фрегатской артиллерии:
1. На батарее № 2 у одной 24-фунтовой длинной пушки сколото у дульной части при начале канала.
2. На батарее № 3 у одной 24-фунтовой длинной пушки за № 23796 отбита дульная часть, а у другой за № 23944 расколот тарельной пояс, разбиты два станка и перебита одна пара талей.
3. На батарее № 4 у двух станков подрублены оси, у третьего изломаны совсем, попорчена станина, разбиты два пороховых ящика, изломаны все прицелы и ударники, и нет трёх кожаных кокаров.
4. На батарее № 7 у одной 24-фунтовой короткой пушки за № 31127 разбита дульная часть, изрублены все тали и брюки, у трёх станков изрублены части станин и две задние подставки, разбит один пороховой ящик, нет трёх кожаных кокаров, и сломаны все прицелы и ударники.
Капитан-лейтенант Изыльметьев