Юрий РОСС (filibuster60) wrote,
Юрий РОСС
filibuster60

Categories:

"Terra Nova"

Terra_Nova_1910

       В середине лета 2012 года у берегов Гренландии были обнаружены останки "Терра Нова" - судна, на котором британец Роберт Скотт сто с небольшим лет назад отправился покорять Южный полюс. Возможно, эта находка всколыхнёт новую волну интереса к истории гонки за достижение одного из самых труднодоступных мест земли - гонки, которая закончилась для Скотта трагически.

       В начале XX века на карте мира оставалось только два обширных белых пятна - рядом с Южным и рядом с Северным полюсами. Их покорением должна была закончиться эра Великих географических открытий: дальше для путешественников оставался только один путь - наверх, в космос.
       Казалось, что право стереть последние белые пятна на карте мира по умолчанию должно было достаться Великобритании - сверхдержаве XIX века, чьи судна и корабли ходили по всему миру, от Индии до Северной Америки. Только у британцев были деньги, достаточные для формирования дорогостоящих экспедиций, только у них офицеры флота готовы были выполнять и исследовательские задачи. Да и по влиятельности с Королевским географическим обществом Великобритании не могла сравниться ни одна подобная институция в мире.
       Тем не менее, в конце XIX - начале XX века выяснилось, что притязания на славу последних первопроходцев в мировой истории есть и у многих других государств. Антарктические и арктические экспедиции в то время начали устраивать едва ли не все уважающие себя страны, имеющие выход к морю - и Италия, и Российская империя (по большей части, неудачные), и даже совсем уж экзотическая Япония. И всё же главными конкурентами британцев на море оказались не они, а ещё не так давно бывшие британской колонией США и Норвегия, только в 1905 году появившаяся на карте мира как отдельное государство.
       Норвежцы начали активно изучать северные воды ещё в конце XIX века, а во время экспедиции 1893-1896 годов Фритьоф Нансен совершил революцию в деле покорения Северного полюса: он позволил своему кораблю "Фрам" вмёрзнуть в лед и подчинить движение течениям. В результате Нансену удалось достичь отметки 86 градусов и 13 минут - к сожалению норвежца, околополярные течения не проходили через "нулевую точку", а для длинного санного похода у него не было ресурсов.
       Тем не менее, экспедиция Нансена показала, что путь к Северному полюсу открыт, и уже через 12-13 лет после окончания его экспедиции он был действительно покорён: то ли американцем Робертом Пири, то ли его соотечественником Фредериком Куком (споры на этот счёт не утихают до сих пор, соответственно, неизвестна и точная дата его открытия).
       Если выход к Северному полюсу Королевское географическое общество проспало (его руководитель Клемент Маркэм, участвовавший в британской арктической экспедиции 1875-1876 годов был уверен, что "нулевая точка" просто недостижима), то покорение Южного полюса было британцами практически монополизировано. Во время национальной антарктической экспедиции 1901-04 годов именно офицерам британского флота удалось достичь отметки 82'11 градуса южной широты, а в 1909 году Эрнест Шеклтон, поначалу коллега, а затем соперник Роберта Скотта, не дошёл до полюса всего 180 километров, остановившись около 88'23 градуса.

       Гонка за полюс
       Следующая экспедиция - путешествие Роберта Скотта на "Терра Нова" - должна была закрепить за Великобританией открытие Южного полюса. Уже направляясь на юг, Скотт узнал, что у него будет соперник: норвежец Руаль Амундсен на нансеновском "Фраме" втайне ото всех отправился на покорение Южного полюса. Амундсен, опасаясь общественного порицания и, как следствие, потери финансирования, обставил всё дело так, что даже большая часть его команды полагала, что "Фрам" пойдёт к Северному полюсу.
       В итоге именно Амундсен и победил в гонке за полюс, опередив Скотта более чем на месяц. При этом норвежцы смогли вернуться к себе на корабль без потерь (если не считать собак), а вот "Терра Нова" своего капитана и нескольких его помощников не дождалась: на обратном пути Скотт замёрз, страдая от недоедания, цинги и истощения.
       Ученые до сих пор спорят о том, виноват ли Амундсен в гибели экспедиции Скотта: норвежский флаг на полюсе нанёс по британцам страшный психологический удар, от которого недалеко и до апатии, самоубийственной в условиях Антарктики. Однако даже если Амундсен и провинился перед британцами, то уж точно не больше, чем они сами - Скотт по ходу экспедиции сам допустил несколько роковых ошибок.
       Например, британец сделал ставку на механизированные сани и пони в качестве тягловой силы, но ни те, ни другие надежд не оправдали - сани оказались неадаптированными к особенностям снега и льда в Антарктике, а пони своими копытами проваливались в снег и практически не могли передвигаться. В результате Скотту и его команде пришлось застрелить пони и тянуть сани на себе. Амундсен же использовал для экспедиции собак, прекрасно справившихся с холодами - они позволили норвежцам делать по несколько десятков километров в день даже при плохой погоде.
       Кроме того, Амундсен, в отличие от Скотта, был искусным лыжником, а его система складов с запасами оказалась намного эффективнее британской: норвежцы во время экспедиции практически не болели, а вот Скотт и его команда сразу стали недоедать, что стало причиной истощения и цинги. Снаряжение норвежцев также оказалось лучше: оно было и легче, и надёжнее, и теплее, чем у британцев.
       И всё же Скотт вошёл в историю Великих географических открытий, потому что сложно придумать образ благороднее и романтичнее, а судьбу - трагичнее, чем у британца. Скотт стал олицетворением мужества и выдержки, на которую способен человек. Его путешествие - это памятник человеческим возможностям: идти сотни километров по ледяной пустыне, впрягшись в сани и постоянно недоедая, в любую стужу и ветер, идти, несмотря на поражение в деле всей своей жизни, идти и не дойти до лагеря с запасами всего около 17 километров - готовый сюжет для книги или фильма про героя-неудачника.
       Скотт стал одной из последних знаменитых жертв, на которые человечество пошло ради освоения земли: уже в 20-х - 30-х годах XX века столь длительные и изнурительные путешествия не понадобились бы. Саня Григорьев из "Двух капитанов" Каверина, размышляя об Амундсене, сожалеет, что у путешественника не было самолётов: с ними покорить полюс можно за несколько часов. Скотт же остался со стихией один на один, и от этого его история кажется ещё героичнее.
       В Великобритании Скотт воспринимается не так, как во всём мире. Для британцев он ещё и национальный герой, а его поход - это памятник не только человеческим возможностям, но и отдельно викторианской эпохе с её убежденностью в безграничных силах подданных Империи, которые умирают, но выполняют свой долг. На последнем письме Скотта (он не прекращал писать до самой смерти) супруге Кэтлин Брюс написано: "Моей жене", а потом переправлено на "Моей вдове" - только истинный джентльмен мог бы всего в нескольких словах выразить своё отчаяние и безысходность.

       Такие разные судьбы
       В каком-то смысле истории "Терры Новы" и "Фрама" повторяют истории их владельцев: на базе норвежского судна создан один из главных музеев Осло, британское - лежит на дне океана.
       Так было далеко не всегда: "Фрам" начал разрушаться практически сразу после экспедиции Амудсена, тем более что сам норвежец решил строить новое судно - "Мод", на которое ему было разрешено взять все необходимое оборудование с "Фрама". В итоге долгое время "Фрам" стоял, никому не нужный, пока в середине 1920-х годов не был сформирован Комитет по спасению "Фрама".
       Если норвежское судно изначально строилось для полярных экспедиций, то трёхмачтовый барк "Терра нова" до путешествия на юг занимался китобойным промыслом и добычей тюленей. Сразу же после возвращения в Великобританию без своего капитана в 1913 году (видео этого события можно посмотреть тут) он вернулся к своим прямым обязанностям, а через пять лет стал простым транспортником и перевозил уголь в северных широтах.
       В 1943 году, через 30 лет после возвращения из Антарктики, "Терра Нова" затонула в другом конце света - у берегов Гренландии. Экипаж судна был спасён, а вот "Терра Нова" ушла под воду.
       В годы Второй мировой Великобритании было не до обнаружения затонувшего судна, а потом о нём как-то забыли. Район, в котором затонул корабль, был известен, но снаряжение экспедиции для его поисков требовало научного обоснования, а с ним как раз могли возникнуть сложности: за 30 лет тяжёлой работы на нём вряд ли что осталось от экспедиции Скотта.
       Из-за этого "Терру Нову" нашли во многом благодаря случаю: для тестирования оборудования в 2012 году американские исследователи выбрали именно район, где затонуло судно. Оборудование в итоге и помогло найти "Терру Нову" - во всяком случае, по видеозаписи нет сомнений в том, что это именно корабль, а его длина составляет ровно столько же, сколько и "Терры Новы".
       Пока непонятно, будут ли доставать судно со дна, и сможет ли дать такое затратное мероприятие отдачу в виде новых научных открытий или создания нового музея. Тем не менее, если кто-нибудь всё же решится на подъём судна, к последним годам эпохи Великих географических открытий вновь будет приковано общественное внимание, а достижения Роберта Скотта и Руаля Амундсена в очередной раз будут переосмыслены.

http://www.lenta.ru/articles/2012/08/21/terranova/

взято здесь

Tags: Антарктика, Арктика, история, капитаны, корабли, путешествия
Subscribe

  • Вкратце о ПЗРК

    Довольно редкий кадр: при переходе советской атомной подводной лодки в надводном положении возле неё летает супостат в виде базового патрульного…

  • Ура, Рувики!

    Как была днищем википедия (уж во всяком случае по части обороны Петропавловского порта в 1854 году и по части фрегата "Аврора"), таким же…

  • Пусть будет здесь пока

    . Вокруг да около... хоть и очень близко к "около", да всё равно вокруг. Прошлись по касательной: например, манёвры "Океан"…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments