Юрий РОСС (filibuster60) wrote,
Юрий РОСС
filibuster60

Categories:

Список прошедших СЗП

       Тут вот задали вопрос, так что выкладываю список прошедших Северо-Западным проходом на парусниках. Его мне в сентябре 2002-го дала капитан французской яхты "Nuage" Мишель Демэ:

       1. 1903-1906. шхуна "Йоа" (Gioa), 21 м. Капитан Руаль Амундсен (Норвегия). Первый, кто полностью прошёл СЗП с востока на запад, три зимовки.
       2. 1940-1942-1944. Шхуна "Сент-Рок" (St. Roch), 27 м. Капитан Генри Ларсен (Канада). Первый, кто прошёл СЗП с запада на восток.
       3. 1977. Шлюп "Уилливо" (Williwaw), 10 м. Капитан Вилли де Роос (Бельгия). Первый, кто прошёл СЗП с востока на запад в одну навигацию без зимовок, к тому же в одиночку.
       4. 1976-1978. Кеч "Жан-Этьен Бернье 2" (J. E. Bernier II), 10 м. Капитан Р. Бувье (Канада). Прошёл с востока на запад с зимовками.
       5. 1979-1982. Шлюп "Мермэйд" (Mermaid), 15 м. Капитан К. Хори (Япония). Прошёл с востока на запад с несколькими зимовками.
       6. 1982-1988. Шлюп "Вагабон 2" (Vagabond II), 15 м. Капитан В. Жакобсон (Франция). Прошёл в обе стороны с несколькими зимовками.
       7. 1983-1988. Шлюп "Бельведер" (Belveder), 18 м. Капитан Дж. Бокстос (США). Прошёл с запада на восток, пять сезонов в Арктике.
       8. 1988-1989. Шлюп "Нортэнджер" (Northanger). Капитан Р. Томас (Великобритания). Прошёл с востока на запад с зимовкой.
       9. 1990. Шлюп "Асма" (Asma), 13 м. Капитан К. Штееде (Германия). Прошёл с востока на запад с помощью корабля канадской Coast Guard "Марта".
       10. 1993. Шлюп "Дагмар Он" (Dagmar Aaen), 27 м. Капитан Арвед Фукс (Германия). Прошёл с востока на запад.
       11. 1995. Шлюп "Дав 3" (Dove III), 8 м. Капитан У. Башнелл (Канада). Второй прошедший СЗП в одну навигацию (с запада на восток), к тому же на самоя маленькой яхточке.
       12. 1995. Шлюп "Кроатиан Терн" (Croatian Tern), 18 м. Капитан Сютей (Хорватия). Прошёл с востока на запад.
       13. 1999. Шлюп "Оушн сёрч" (Ocean Search), 12 м. Капитан О. Питрас (Франция), экипаж британский. Прошёл с запада на восток за одну навигацию.
       14. 2001. Шлюп "Нортэбаут" (Northabout), 15 м. Капитан Дж. Каннэйн (Ирландия). Прошёл с востока на запад в одну навигацию.
       15. 2001-2002. Шлюп "Нуаж" (Nuage), 13 м. Капитан Мишель Демэ с дочерью Сабриной Тьери (Франция). Прошёл с запада на восток с зимовкой. Первые женщины под парусом в канадской Арктике.
       16. 2002. Кеч "Апостол Андрей", 16 м. Капитан Николай Литау (Россия). Прошёл с запада на восток за одну навигацию. Первые россияне в канадской Арктике.


       На этом список мадам Демэ (ей нравится, когда её называют Микки) обрывался. Дальше у меня сведений нет (просто не собирал их). Я могу только сказать, что в 2002 году с востока на запад также прошёл парусник "Sedna" (кажись, с зимовкой), и я что-то даже читал о них в Интернете. В 2003-м с запада на восток в одну навигацию прошли шлюпы "Вагабон 2" (Франция, капитан Эрик Броссье) и "Норвежиан Блю" (Norvegian Blue, Новая Зеландия, капитана не знаю). Было интересно помогать им советами по ледовой обстановке и навигации через Интернет (впрочем, я такой был не один). С Эриком я знаком лично, поил его камчатской наливкой из жимолости и даже парил берёзовыми веничками в баньке. Мишель Демэ и Сабрина Тьери - ну, это само собой, мы шли с ними вместе целую неделю, от пролива Белло и почти до Баффинова моря.
       Первым, кто сделал свой полный круг по Арктике, стал германец Арвед Фукс на своём неизменном деревянном гафельном шлюпе "Дагмар Он". Вторым - Николай Литау на "Апостоле Андрее". Фукс совсем немного опередил "апостолов" - у него в 2002 году была куда более благоприятная ледовая обстановка в российской Арктике, чем у Литау в канадской. Что, впрочем, вовсе не умаляет заслуг Арведа - отчаянного путешественника и прекрасного моряка, известного своими авантюрами. Им с Литау рекорды складывать некуда 8-)))
       Первыми, кто прошёл всю Арктику по периметру за одну навигацию, стала российская яхта "Пётр I" (2010).
       Канадскую Арктику яхты штурмуют каждый год в обоих направлениях; на российском же Севере яхтсмены постоянно сталкиваются с неимоверными трудностями оформления своих походов, поэтому у нас интенсивность много ниже.
       Предполагаю, что лет через 15 потепление сойдёт на нет, начнётся очередной "сверхмалый" Ледниковый период, и яхтам в Арктике придётся куда тяжелее.

Tags: Арктика, история, корабли, паруса, путешествия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments