Юрий РОСС (filibuster60) wrote,
Юрий РОСС
filibuster60

Categories:

Судьба одного корабля...

       Оригинал - у p_i_f в "Загадочная история эсминца "Уильям Д. Портер", а потырено (с незначительным редактированием) у Моряка Украины.


эм USS DD579 "William D. Porter"
      

Более 60 лет назад в составе военно морских сил США нёс службу двухтрубный эсминец с названием "Уильям Д. Портер" (DD 579). Корабль ничем не отличался от десятков строившихся серийно в годы Второй мировой войны эсминцев типа "Флетчер". Вошёл в строй в 1943 году; его командиром был назначен опытный офицер капитан-лейтенант Уилфред Уолтер.
       В ноябре 1943 года "Вилли Ди" (как фамильярно нарекли в моряцких кругах эсминец) получил приказ покинуть военно морскую базу в Норфолке и присоединиться к эскорту линейного корабля "Айова", на котором президент США Франклин Делано Рузвельт отправлялся во главе американской делегации на Тегеранскую конференцию.
       Отходя от причала, "Вилли Ди" столкнулся с однотипным эсминцем и, со скрежетом продвигаясь вдоль соседского борта, сорвал своим якорем его леера, шлюпку, тралы и спасательные плоты.
       Подкрасив ободранный борт, "Уильям Д. Портер", наконец, присоединился к эскорту линкора, и соединение ("Айова" и три эсминца) вышло в Атлантику. С учётом угрозы со стороны немецких подводных лодок было приказано соблюдать радиомолчание. Внезапно спокойное плавание походного ордера было нарушено сильным взрывом.
       Корабли охранения перешли на противолодочный зигзаг. Противоторпедные манёвры продолжались до тех пор, пока "Вилли Ди" не просемафорил, что это всего навсего одна из его глубинных бомб, которая, случайно сорвавшись со стеллажа, выпала за борт и взорвалась. Поднятая взрывом волна смыла с кормы всё, что не было надлежащим образом закреплено, а также одного из моряков, спасти которого не удалось.
       Потом по неизвестной причине произошла авария в машине. Спустя какое то время упало давление пара в одном из котлов и т.д. и т.п. Чуть ли не каждый час с борта "Вилли Ди" на флагман поступали доклады о всё новых авариях.
       Это был форменный крестный путь, и, наверное, никто бы не осудил командира соединения, если бы он отослал злополучный эсминец назад в Норфолк.
       Утро 14 ноября 1943 года выдалось солнечным и тёплым. Океан спокойно катил свои волны под безоблачным небом. Когда "Айова" с эскортом миновала Бермуды, президент Рузвельт и его сопровождающие изъявили желание увидеть, как выглядело бы отражение налёта неприятельской авиации.
       Командир линкора распорядился запустить в воздух метеозонды, баллоны которых должны были послужить целями для зенитчиков. Как вспоминали очевидцы, зрелище получилось впечатляющим. Ещё бы – по воздушным шарам палило более сотни орудий разного калибра. Наблюдавший за ходом учений президент вполне мог гордиться мощью своего флота.
       С борта "Уильяма Д. Портера" капитан-лейтенант Уолтер следил за противовоздушными учениями, напряжённо размышляя над тем, как сгладить неблагоприятное впечатление, вызванное взрывом глубинной бомбы. Чтобы показать себя с наилучшей стороны, он тоже объявил боевую тревогу.
       Артиллеристы эсминца открыли огонь по воздушным шарам, а остальной экипаж начал готовиться к имитации торпедной атаки на линкор "Айова", величественно рассекавший океанскую гладь в нескольких милях от "Вилли Ди".
       Двум торпедистам было приказано вынуть из торпедных аппаратов пусковые заряды (праймеры). Однако злой рок упорно не хотел оставлять эсминец в покое: один из моряков по совершенно необъяснимой причине забыл убрать праймер из одного торпедного аппарата. Тем временем командир минно-торпедной боевой части отдал приказ произвести залп и начал отсчёт: "Первая – пли! Вторая – пли! Третья – пли!" Он не успел скомандовать "Четвёртая – пли!", как все услышали характерный хлопок выстрела и увидели вылетевшую из торпедного аппарата смертоносную сигару.


лк USS BB61 "Iowa"

       Наблюдавший за всем происходящим с верхнего мостика лейтенант Сьюард Льюис срывающимся от волнения голосом осведомился у командира, не он ли отдал приказ на боевую торпедную стрельбу. Капитан-лейтенант застыл, охваченный ужасом, увидев белопенный бурун торпеды, как ни в чём ни бывало устремившийся к линкору, на борту которого находился президент. На мостике "Вилли Ди" вспыхнула паника.
       Посыпались хаотичные, противоречащие одна другой команды. Все понимали, что главное сейчас – предупредить линкор о надвигающейся опасности. Решили нарушить приказ о радиомолчании, однако радист на "Айове" не работал на приём. А драгоценные секунды уходили. Наконец с линкора поступило подтверждение в приёме радиограммы. Громадный корабль увеличил скорость и изменил курс.
       Весть о торпедной атаке достигла ушей президента Рузвельта, который даже попросил адъютанта придвинуть его инвалидную коляску к леерам, чтобы иметь возможность лично наблюдать за развитием событий...
       Тем временем совершающий циркуляцию линкор развернул все свои орудия на несчастного "Уильяма Д. Портера", поскольку у командования возникла мысль, что экипаж эсминца, возможно, оказался втянутым в заговор, целью которого было покушение на жизнь президента США.
       Минутой позже за кормой линкора прогремел взрыв: торпеда взорвалась во вспененной винтами воде кильватерного следа "Айовы". Все находившиеся на её мостике с облегчением перевели дух.
       Кризис, грозивший трудно предсказуемыми последствиями, закончился, а с ним и несколько выглядевших весьма перспективными моряцких карьер.
       На настойчивые запросы с линкора капитан-лейтенант Уолтер сокрушённо признался, что ответственность за едва не закончившийся трагедией инцидент ложится на него и его корабль. Эсминец вместе с командиром и всем экипажем был объявлен арестованным и отправлен в порт Гамильтон на Бермудах, где виновников рокового происшествия ожидал военный суд. Это был первый в истории американских ВМС случай наложения ареста на корабль и весь его экипаж, находящийся в открытом море.


эм USS DD579 "William D. Porter"

       Прибывший в порт назначения "Вилли Ди" был тут же окружён кордоном морской пехоты, а военный суд на своих закрытых заседаниях приступил к выяснению того, что же происходило на борту эсминца в памятный день 14 ноября. После нескольких допросов торпедист Лоутон Доусон сознался, что по ошибке оставил в торпедном аппарате вышибной заряд, воспламенение которого и привело к пуску торпеды. Когда правда была, наконец, выяснена, следственная комиссия признала всё происшедшее итогом невероятного стечения обстоятельств и на всякий случай засекретила как результаты расследования, так и сам факт инцидента. Капитан-лейтенанта Уолтера, его помощника и ещё нескольких офицеров эсминца перевели в порядке наказания на заштатные береговые должности, а Доусона уволили из военно-морских сил и приговорили к 14 годам каторжной тюрьмы. Однако вмешался президент Рузвельт, и осуждённого помиловали.
       К сожалению, и дальнейшая история эсминца "Уильям Д. Портер" изобиловала необъяснимыми происшествиями и несчастными случаями.
       Когда корабль послали на патрулирование в воды, омывающие Алеутский архипелаг, он, прежде чем заступить на боевую вахту, по ошибке (но с большой меткостью) угодил снарядом своего главного калибра в расположение штаба американского гарнизона на одном из островов.
       Прибыв потом в район Окинавы, "Вилли Ди" в качестве корабля ПВО десантных сил сбил несколько японских и... три своих самолёта.
       После этого американские лётчики во избежание несчастья предпочитали обходить стороной роковой эсминец. В том, что это была весьма нелишняя предосторожность, на себе убедился экипаж однотипного корабля "Льюис" (DD522), чей борт и надстройки "Вилли Ди" изрешетил огнём своей зенитной артиллерии, пытаясь сбить японский самолёт.
       10 июня 1945 года, когда "Уильям Д. Портер" нёс дежурство ПВО, японский пикирующий бомбардировщик прорвался сквозь линию дальней обороны. Это был загруженный бомбами камикадзе, выбравший в качестве цели крупный транспорт, находившийся рядом с эсминцем. Поражённый зенитным огнём самолёт в последний момент сбился с курса и упал в море у борта "Вилли Ди". Однако не успели моряки поздравить друг друга с небывалым везением, как точно под килём эсминца прогремел мощный взрыв: сбитый японский лётчик всё-таки сумел отомстить за свою смерть.


эм USS DD579 "William D. Porter", последние минуты жизни корабля...

       "Уильям Д. Портер" начал быстро заполняться водой, кренясь на правый борт. Три часа спустя командир повреждённого эсминца вместе с экипажем перешёл на борт подошедшей десантной баржи. Корабль, который едва не изменил ход мировой истории, затонул на глубине примерно 800 метров у берегов далёкого острова Окинава.
       Так закончилась невероятная, полная неразрешённых загадок история эсминца "Уильям Д. Портер"...

Tags: история, корабли, флот
Subscribe

  • О разноцветных маршрутах

    В журналах боевых действий немецких подводных лодок, базировавшихся на Вильгельмсхафен, всё время упоминаются какие-то разноцветные маршруты. Вот…

  • Какое насыщение рынка...

    ...гражданского оружия: Жаждущие и страждущие всё побросали и поперёд собственного визга наперегонки бросились в оружейные магазины.…

  • U-156 - 4-й поход ("Лакония" и пр.)

    U-156 и U-506 во время спасательной операции по "Лаконии". Положил в сундук полностью переведённый на русский, снабжённый…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • О разноцветных маршрутах

    В журналах боевых действий немецких подводных лодок, базировавшихся на Вильгельмсхафен, всё время упоминаются какие-то разноцветные маршруты. Вот…

  • Какое насыщение рынка...

    ...гражданского оружия: Жаждущие и страждущие всё побросали и поперёд собственного визга наперегонки бросились в оружейные магазины.…

  • U-156 - 4-й поход ("Лакония" и пр.)

    U-156 и U-506 во время спасательной операции по "Лаконии". Положил в сундук полностью переведённый на русский, снабжённый…