Юрий РОСС (filibuster60) wrote,
Юрий РОСС
filibuster60

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Штурмана в студию!!!

     Книга Гиннеса плачет по капитану U-977 Хайнцу Шефферу. Рыдает слезьми.
     Навигаторы тут есть? В смысле - те, кто умеет кораблями управлять, есть такие? Точно знаю, что есть, и, несомненно, дело своё знающие. Вот их и спросим.
     Скажите, братья-навигаторы, а не слабо вам провести свой корабль по счислению из середины Северного моря к берегам Норвегии, там приблизиться на 1,5-2 мили к шхерному берегу (ночером и без обсервации), а потом всё так же вслепую, по счислению пересекнуть опять же Северное море на вест-норд-вест, просочиться в дырочку между Оркнейскими и Шетландскими островами (а хотя бы и обойти Шетландские с норда), а потом почти напрямую на зюйд-зюйд-вест - до тех самых пор, покуда Геркулесовые столбики не окажутся чуть в корму от левого траверза?
     Да не просто корабль - подводную лодку тех лет в подводном положении. А?
     Прикидываю свои скромные возможности и думаю, что у меня бы, наверно, не получилось. А у любезных френдов-штурманов?
     Дело тут вот в чём.
     Через пару дней после выхода из Кристиансанда на немецкой подводной лодке U-977 вышел из строя боевой перископ. Капитан лодки оберлейтенант Шеффер в своей же "мемуарной" книге пишет, что вспомогательным перископом (который был на каждой лодке типа VII) они могли пользоваться только для ночной торпедной атаки и больше ни для чего - в него ни черта не было видно из-за специализированной оптики, и что плавали они там фактически "без глаз". Кто не верит - проверьте меня по книге Шеффера. Он так и пишет: вслепую, без перископов и всплытий.



Маршрут U-977

     Лодка имела задание, как пишет Шеффер, по возможности пошухарить в акватории Саутгемптона (пунктирчик). Когда вышел из строя боевой перископ, капитан принял решение не возвращаться в базу, и вот тут мне решительно непонятно, на что он вообще рассчитывал. Он что, всерьёз думал пройти Па-де-Кале, а потом половину Ла-Манша вслепую, каким-то макаром ухитриться подобраться к Портсмуту и затем к Саутгемптону, всё так же вслепую отстреляться по кому-нибудь (ну, ночью же, ночью, через вспомогательный перископ!), а затем успешно смыться домой в Норвегию опять же через Па-де-Кале?
     Да, забыл напомнить: война как-никак идёт, 1945-й год, всё море вокруг Англии забито противолодочными силами, а сверху засилье противолодочной авиации. Только высунься из воды - огребёшь по-полной. В Па-де-Кале из-за глубин лодку видно даже с борта корабля, не говоря уж о самолётах. Ну и дальше в Канале особо не спрячешься - даже со шнорхелем, когда можно не всплывать на поздарядку батарей. Кто не верит - можно попробовать поиграть в Silent Hunter III, там неплохо всё это дело реализовано.
     Рядом со мной сидит пенсионный штурман-подводник Валерка (бывший старший преподаватель учебного центра в Рыбачьем) и громогласно требует в студию штурмана U-977 заодно с капитаном. Чтобы взять их паспортные данные и отправить Гиннесу.
     Кстати, штурманов в подводном флоте Германии готовили примерно полгода - раз-два-пять, и получите унтер-офицера, умеющего водить субмарины. Навигационные аварии у них там не были редкостью. Впрочем, так уж и быть, этот довод можно списать на теорию больших чисел, ибо на 1 200 подводных лодок даже 50 чисто навигационных аварий - не так уж много...
     А вообще-то U-977 была учебной. Соответственно, и офицеры/унтера там были ребята опытные, привыкшие других учить. Поэтому я тоже хочу у них научиться - мало ли, в жизни пригодится, буду вот, к примеру, в Москве, и случится мне пересекать проспект Вернадского с завязанными глазами...
     Потому что U-977 прошла (по Шефферу) под шнорхелем 66 суток из Северного моря (с подходом к норвежскому берегу) до точки, приблизительно отмеченной кружком, не всплывая и не используя перископ - а стало быть, и без обсерваций, то есть не определяя место. По счислению (!). Учитывая снос (поправку на течения) и всё прочее - нет, не на глаз (перископа ж нет), а как-то так интуитивно, на нюх и на слух.
     Сейчас я даже не буду рассматривать тот поход в Аргентину с точки зрения наличия на лодке достаточных запасов по топливу, пресной воде и провизии. Оставлю это дело на потом. Пока разберёмся со штурманией.
     Вот я и кричу, требую: "Штурмана в студию!!!"

     На всякий случай: это всё по теме заметки Игоря Петрова ([info]labas) о Шеффере и моей собственной - о нём же и об U-530.

     UPD. Я там налажал на картинке - U-977, по Шефферу, чтобы высадить не желающих идти в Аргентину, подходила к Норвегии где-то в районе Бергена. Мой промах, ага, да только это ещё больше вызывает восхищение навигаторским талантом штурмана лодки и капитана. Достаточно глянуть на карту фиордов и шхер в том районе.
 
Tags: подводные лодки, тайны
Subscribe

  • Остров Сахарин 2

    Возвращаясь к теме японской карты 1854 года: Итак, русские всегда знали, что Сахалин - остров. И на картах его всегда островом рисовали. С…

  • Путь Эрика Норденшельда

    В 1878-1879 гг. Эрик Норденшельд на "Веге" впервые в истории прошёл Северный морской путь насквозь. Правда, за две навигации (зимовал в…

  • Погрузимся во чтение

    Кругосветное плавание крейсера "Африка" в 1880-1883 годах. Изд. 1909 г. Автор: Всеволод Фёдорович Руднев, командир крейсера…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments

  • Остров Сахарин 2

    Возвращаясь к теме японской карты 1854 года: Итак, русские всегда знали, что Сахалин - остров. И на картах его всегда островом рисовали. С…

  • Путь Эрика Норденшельда

    В 1878-1879 гг. Эрик Норденшельд на "Веге" впервые в истории прошёл Северный морской путь насквозь. Правда, за две навигации (зимовал в…

  • Погрузимся во чтение

    Кругосветное плавание крейсера "Африка" в 1880-1883 годах. Изд. 1909 г. Автор: Всеволод Фёдорович Руднев, командир крейсера…