Юрий РОСС (filibuster60) wrote,
Юрий РОСС
filibuster60

Categories:

Так кто ты, "Испаньола"?

       Тут вот заходил в гости к Синьорите с окном, выходящим на море, и она рассказала про мистера Крузо, который размышлял, на чём же, в самом-то деле, плавали к острову Сокровищ герои Стивенсона.
       Размышления его мне очень понравились, равно как и комменты френдов, но, продолжая придерживаться своей точки зрения, я мистеру Крузо всё ж таки возразил.

       Вовсе не удивительно, что изначально Стивенсон хотел посадить своих героев на борт брига. Почему?
       Да потому что небольшой бриг во времена, относящиеся к повествованию, был бы самым удачным типом корабля, на котором можно отправиться в такое путешествие. К примеру, "Endevour" капитана Джеймса Кука был бы для сквайра Трелони и капитана Смоллетта сотоварищи несколько великоват.
       Косое вооружение в те времена, конечно, уже появилось (да, собственно, оно появилось задолго до того) и помаленьку начало отвоёвывать свои места на рангоуте европейских кораблей. В первую очередь это были кормовые косые паруса - крюйсы, со временем превратившиеся в гафельные бизани, а также кливера и апсели-стаксели-топсели, время от времени использовавшиеся то тут, то там. Однако хождение против ветра (точнее, круто к ветру) продолжало оставаться проблемой, поскольку основное парусное вооружение продолжало оставаться прямым, а ещё потому, что обводы корпуса тогдашних кораблей не были, что называется, "заточены" под острые галсы. Корабль и без того имел достаточно большое сопротивление воды, чтобы добавлять к нему ещё силу сопротивления ветру и ветровому течению. Тем не менее, стоит заметить, что карибские флибустьеры всё больше предпочитали шлюпы и шхуны, о которых мы и поговорим.
       Понятно, что у шлюпа или шхуны куда больше шансов в скоротечном манёвренном морском бою, чем у брига - в силу возможности куда более успешно использовать полветра и острые галсы.
       И вот здесь следует остановиться на терминологии. Она, терминология, тоже не стоит на месте и изменяется. Когда мы говорим "бриг" или "баркентина", мы пользуемся современными понятиями, забывая подчас о том, что когда-то принципы классификации кораблей были несколько другими. А кроме того, бывают парусники, имеющие признаки кораблей двух и даже более классов.
       Бриг - это двухмачтовый корабль с прямым вооружением. Бригантина отличается от брига тем, что её кормовая мачта несёт косые паруса. А если мы видим типичный бриг, но с крюйселем? Крюйсель - парус косой... Или с гафельной бизанью плюс топсель. Давайте считать такой кораблик всё же бригом, потому что всё же основные паруса на нём прямые, хотя элементы, присущие бригантине налицо.
       Шлюп - одномачтовый корабль с косым вооружением (в те времена, конечно, гафельным); при наличии двух и более парусов в переднем парусном треугольнике он нынче называется тендером (cutter), но в те времена он оставался шлюпом. Флибустьерам было не до классификаций, у них стояла задача грабить всех подряд, а не разбираться, что на чём поднимают/спускают*. К тому же на шлюпах того времени сплошь и рядом имелся и один прямой парус - марсель. Или даже прямой грот, который ставился по необходимости.
       То же и со шхунами. Чисто косое вооружение для описываемых Стивенсоном времён было, мягко говоря, нехарактерно - понадобилось ещё сто лет, чтобы косые паруса окончательно вытеснили прямые, но это уже было начало эры корабельных силовых установок. Марсельная шхуна - это действительный выбор Стивенсона.
       Мистер Крузо в своих размышлениях показывает, почему он решил, что "Испаньола" была трёхмачтовой шхуной: а) потому что Джим Хокинс использует термин "фок", характерный для фок-мачты, и б) потому что тот же Джим говорит о крюйс-салинге, характерном для бизань-мачты. Ну а, как известно, если есть фок-мачта и бизань-мачта, то между ними непременно должна быть и грот-мачта.
       Я позволил себе с мистером Крузо не согласиться, и вот почему. Если мы рассматриваем двухмачтовую марсельную шхуну, то вполне резонно по старинке назвать грота-салинг крюйс-салингом - ибо всем известен английский консерватизм, а моряки, кроме того, и вовсе обожают использовать более старые термины. Согласимся, что 200-тонная трёхмачтовая шхуна - это перебор. Двухмачтовая - совсем другое дело. Эту картинку я содрал уж не помню на каком английском сайте, посвящённом творчеству Стивенсона, она была там вместе с картой острова Сокровищ, авторство которой вроде как приписывается Стивенсону:


       Что мы тут видим? А видим мы тут фок-мачту с гафельным фоком, фор-марселем и тремя кливерами на бушприт; видим и грот-мачту, которая выше фок-мачты (как и положено шхуне), несущую опять же гафельный грот и марсель. Заметим сразу, что у грота здесь функции не только грота, но и бизани - всё ж кормовая мачта, как-никак. Салинги на рисунке не показаны, но мы понимаем, что их просто не может не быть. Хочешь - обзови салинг кормовой мачты грота-салингом. Хочешь - крюйс-салингом. Разницы особой нет, как нет и особой ошибки. "Грота-салинг" - правильно, "крюйс-салинг" - красиво и романтично.
       Если порыться в Интернете и во всяких яхтенных журналах, то можно легко найти кучу таких "испаньол", которые по сей день с успехом бороздят моря и океаны. У них, понятно, уже нет грота-марселя, зато есть топсели на обеих мачтах и даже может быть апсель (между мачтами же). Ну и форма корпуса посовременнее, конечно. Фор-марсель используется на попутных галсах не круче галфвинда, об этом даже можно было бы и не упоминать.
       У мистера Крузо есть очень интересное открытие (для меня во всяком случае) - оказывается, Стивенсон, озадачившись выбором типа корабля для своих героев, опасался, что ему не хватит познаний в парусной навигации - не хотел допустить ни единого ляпа в книге. Поэтому остановился на шхуне, ибо опыт общения со шхуной у него имелся. Другое дело, что перевод Чуковского, который мы обожаем с детства, грешит множеством неточностей и тех самых ляпов, которых сумел избежать Стивенсон...
       При съёмках фильма "Остров Сокровищ" 1971 года (моей любимой экранизации романа) использовался специально построенный корабль, марсельная шхуна "Испаньола". Её можно было видеть ещё в нескольких фильмах, а можно увидеть и сейчас - взойти на палубу "за пятачок", "в пушку затолкать бычок" (именно о ней пел Андрей Макаревич), "в трюме посетить кафе и винный зал"... ибо из чудесного корабля давным-давно сделали ресторан... Был там и я (в 1981-м), и на толпу глазея, с болью в душе понял я вещь одну... понял на всю жизнь.

       * Кстати: прямые паруса всегда ставят и убирают, а косые - поднимают и спускают. Ну, так принято говорить.
 





       Кто как - а я перед сном сяду, рубану везде свет, плесну маленько в бокальчик и посмотрю свой любимый фильм с любимой музыкой Рыбникова.
Tags: корабли, паруса, пираты
Subscribe

  • Цепные реакции

    Люблю смотреть такие штучки =))

  • Два сапога пара.

    Познер: "Подавляющее большинство наших зрителей не знает, кто такой Маринеско..."* * Не иначе, по себе судит - ибо не возразил по…

  • Парус! Зашили парус!..

    Прикольная ирландская песенка (вообще люблю ирландский фолк). В каментах к видео там пару раз уверяют, что это такой алкотест. Ну... может быть.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Цепные реакции

    Люблю смотреть такие штучки =))

  • Два сапога пара.

    Познер: "Подавляющее большинство наших зрителей не знает, кто такой Маринеско..."* * Не иначе, по себе судит - ибо не возразил по…

  • Парус! Зашили парус!..

    Прикольная ирландская песенка (вообще люблю ирландский фолк). В каментах к видео там пару раз уверяют, что это такой алкотест. Ну... может быть.…