Юрий РОСС (filibuster60) wrote,
Юрий РОСС
filibuster60

Categories:
  • Mood:
  • Music:

БЗЖ как она есть. Часть 1.

Выкладываю повествование капитана 1 ранга запаса Николая Курьянчика ©.

БОРЬБА ЗА ЖИВУЧЕСТЬ КАК ОНА ЕСТЬ

     1. ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ

В жизни всегда есть место подвигу.
тема школьного сочинения

     БЗЖ ПЛ – дело тонкое. С одной стороны – это комплекс мероприятий, направленный на теоретическое изучение и практическую отработку (до автоматизма) приёмов и элементов БЗЖ для спасения корабля и экипажа в экстремальных условиях…
     С другой стороны – это шахматная блиц-партия вслепую с завязанными глазами, где о ходах противника можно только догадываться. Цена этой партии – жизнь! Может статься, и твоя персональная – единственная и неповторимая, а может статься – и всего корабля с экипажем. БЗЖ – это высшая степень профессионализма, мерило воинского мастерства. Но она неуловима, непонятна и не поддаётся учету и контролю. Можно выучить назубок все статьи «Руководств…», «Наставлений…», «Правил…» и «Инструкций…», на «хорошо» и «отлично» отработать все первичные мероприятия и учения, а случится чего – и погибнешь ни за грош.
     Умение вести БЗЖ – это талант, бесценный Божий дар, тесно связанный с Судьбой и знанием специальности. Одним словом – это мастерство. Его не пропьёшь – оно либо есть, либо его нет. Оно сродни ясновидению. Нужно сквозь толщу отсечных переборок видеть, что происходит в аварийных отсеках, и не просто видеть, а предвидеть, что произойдёт в следующий момент. И не только в аварийном отсеке, а на всем корабле. Только предвидение и упреждение аварийных событий сможет принести победу в этой сверхтрудной борьбе. Этот Дар особенно важен и необходим для ГКП – командир, старпом, механик. Если никто из них этим качеством не обладает, если они «безнадежные слепцы», то – кранты: надо сворачивать телогрейку и уходить в другой экипаж или на берег.
     Наши лодки обладают как огромным потенциалом взрывопожароопасности, так и огромным потенциалом живучести, и сами тонут очень редко (К-8 11.04.70 г., 627 проект). Куда чаще их топят люди своей безграмотностью, неорганизованностью и неумением вести БЗЖ (это К-219 06.10.86 г. проекта 667а и К-278 07.0489 г. «Комсомолец»). Иногда бывает и так, что – несмотря на «неожиданную» аварию – и лодка, и экипаж могли бы сохранить свою жизнь, если бы вовремя смогли остановиться и прекратить действия по БЗЖ (К-278 «Комсомолец»)!
     Все аварии начинаются «вдруг», «неожиданно», чаще ночью, в конце автономки и в неблагоприятные дни, причём грешат на начало апреля. Но всё это – чушь собачья. Ничего «вдруг» не бывает. Предаварийная ситуация накапливается постепенно, исподволь, её можно обнаружить и предотвратить!
     Ну и, в конце концов, БЗЖ – дело героическое: сам погибай, а корабль спасай. Но – опять же – этот героизм неуловим и необъективен. Дело в том, что грамотный экипаж с настоящими Мастерами на ГКП (в центральном) просто никогда аварии не допустят, никогда не уступят истерике начальства, и в результате так и прослужат в середнячках, а то и в «разгильдяях». К-56, попав под таранный удар рефрижератора «Академик Берг» и получив пробоину в двух смежных отсеках (II и III), заблокировала аварийную защиту реакторов и на полном ходу выбросилась на ближайшую Находкинскую отмель летом 1973 года. Это был единственный (и нестандартный!) шанс спасения, и командир им воспользовался… но в герои не попал. А вот настоящие разгильдяи (люди, несомненно, грамотные, но разгильдяи) аварию допустят, но справятся, вывернутся и будут ещё и в героях ходить. Хотя их мастерство на порядок ниже.
     Ну и – третья категория – «бездарная серость». Эти и допустят, и не справятся… и будет по ним рыдать семья и вся страна, правительство с Министерством обороны и обороноспособность Родины…
     Однако, как говорил Мопассан, «ближе к телу».

     2. Приём-передача

 
Tags: Николай Курьянчик, подводные лодки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments