Но я не об этом. Я о военных фразах, и не только в этом фильме. Даже не о той, в которой Шубин обращает внимание юнги на то, что на подводной лодке "даже номера нет" (все номера на своих у-ботах немцы закрасили ещё в 1939-м).
Дело вот в чём. Военные вообще (и флотские в частности) предпочитают несколько иные формы докладов и команд, отличные от общепринятых в гражданской жизни и от представлений киносъёмщиков. Куда при этом смотрят консультанты - фиг их знает.
Например: "Стоп левый мотор!". Вариант: "Машины - полный вперёд!" Должно быть так: "Левый мотор - стоп!" и "Машины - вперёд полный!". Почему? Потому что сначала ЧТО, и лишь потом КУДА и КАК. Если пораскинуть мозгами, то можно понять заложенный великий смысл. Ибо счёт порой идёт на секунды и доли секунд.
То же и с докладами. "Справа тридцать - буй, расстояние десять кабельтовых!" - неправильно. Правильно: "Буй, справа тридцать, дистанция десять!" (расстояние - это когда путь по карте рассчитываешь, а до цели это всегда дистанция, и слово "кабельтовых", довольно длинное, сплошь и рядом можно опустить, потому что это могут быть только кабельтовы, не мили и не метры). То есть: сначала ЧТО, потом ГДЕ (пеленг/дистанция или пеленг/курсовой угол), и только потом КАК.
"Там слева, во-он там, что-то жёлтенькое синеет" - я утрирую, однако оно типично, и не только в нашем кино, но и в жизни, хотя бы у тех же яхтсменов и прочих маломерщиков. У того, кто принимает решения, нет времени крутить головой.
"Плавпредмет, слева на крамболе, дистанция пять кабельтовых!" И всё ясно. "Катер, справа на траверзе, дистанция - миля, пеленг не меняется, дистанция сокращается!"
Кто-то может возразить: а вот если скажут сначала ГДЕ, уже начинаешь сам смотреть, и сам всё видишь... Нет. У того, кто принимает решения, не всегда есть возможность самому глянуть в предлагаемом направлении, а в голове уже должен начаться быстрый процесс обработки информации.
Хорошо хоть, в кино не показывают командира подводной лодки, который командует "Пли, пятый торпедный аппарат!". И то дело.