Юрий РОСС (filibuster60) wrote,
Юрий РОСС
filibuster60

Category:
  • Mood:
  • Music:

Первый яхтсмен в Арктике

20.09.2006
Первая яхта, прошедшая через Северо-Западный проход
Мишель и Джэйн ДеРиддер


    За последние годы Северо-Западным проходом прошла уже не одна яхта - возможно, теперь это сделать несколько проще, поскольку ледовая обстановка в Арктике стала полегче. Но первой яхтой, которая сумела сделать это, был 18-тонный тринадцатиметровый кеч "Уилливо" ("Williwaw")*, который конструктор Луи Ван де Виль спроектировал для Вилли де Рооса.
    Вилли де Роос был одним из той породы искателей приключений, которых вечно тянет попробовать себя в самых суровых условиях. К тому времени Вилли уже обошёл вокруг света с востока на запад, обогнув мыс Горн, а затем и мыс Доброй Надежды. Тщательный и скрупулёзный в подготовке к плаванию, он чётко вымерял и осознавал свои возможности; кстати, несколько этапов своей кругосветки он проделал в одиночку.



Вилли де Роос

    В 1975 году, после возвращения из кругосветки, Вилли начал подготовку к своему следующему трудному вояжу - в одиночку вдоль северных берегов континента Северная Америка, от Гренландии к Берингову морю, через Северо-Западный проход. Это возможно только в течение короткого полярного лета. В июне-августе средняя температура становится выше нуля, что вызывает взламывание паковых льдов - появляются каналы-разводья, которые то расходятся, то смыкаются вновь, а солнце не заходит вообще. Это как раз то время, когда в эти воды устремляются суда снабжения и Береговой охраны, полицейские катера и океанографические корабли - при поддержке вертолётов и ледоколов. До тех пор ещё ни одна яхта не совалась в Северо-Западный проход, но Вилли решил попробовать.
    Прежде всего ему предстояло как-то решить извечную проблему полярной навигации - ведь известно, что вблизи магнитного полюса компас начинает врать, и обычные меркаторские карты здесь тоже неприменимы. Он тщательно изучил маршруты своих предшественников, чьи имена теперь можно увидеть на картах - многие из них заплатили за это жизнями. Кабот, Фробишер, Дэвис, Баффин, Мелвилл, Амундсен, Гудзон**, Франклин... Все они искали в высоких северных широтах кратчайший морской путь из Европы в Индию и Катай - за золотом, серебром, драгоценными каменьями и пряностями.



Кеч "Уилливо" на якоре
    В отличие от, например, Колумба, Джон Кабот бесследно пропал в 1498 году вместе со своей второй экспедицией. Следующие экспедиции либо возвращались обратно, остановленные льдом, либо были им раздавлены. Некоторым искателям удавалось спастись на берегах, других выручали китобои. Очень многие погибли от цинги...
    Так было до 1906 года, пока Северо-Западный проход не был пройден знаменитым норвежцем Руалем Амундсеном. Его шхуна "Иоа" была семидесятифутовым, 47-тонным переделанным рыбацким судном с усиленным набором, дополнительными тремя дюймами дубовой обшивки и 13-сильным керосиновым двигателем. Чтобы добраться до Тихого океана, Амундсену понадобилось три года. Затем норвежцы дошли до Сан-Франциско, где "Иоа" стоит сегодня в музее "Золотые врата"***.
    В 1940 году сержант канадской Королевской конной полиции Ларсен сотоварищи успешно прошёл этим путём на специально построенной шхуне "Сен-Рок" - сначала с запада на восток, а затем и обратно. Они были зажаты льдами в течение одиннадцати месяцев на полпути зимой 1941-42 года. Спустя почти четверть века работы в арктических водах, шхуна "Сен-Рок" заняла своё место в Морском музее Ванкувера.
    Вилли предстояло проделать весь путь в одиночку на своём стальном оранжевом кече, на котором он отплыл из Англии в июне 1977 года. Два года ушло на подготовку яхты и самого себя к путешествию. "Уилливо" и без того уже был прекрасно оснащённым кораблём. Его эхолот работал на глубину 400 метров. У него был радар и несусветно большой для яхты автопилот "Декка" в массивном нактоузе, установленном в кокпите, и пультом управления в кормовой каюте. Как радиолюбитель-коротковолновик, Вилли связывался чуть ли не со всем миром ещё во время кругосветки. Навесной генератор дизеля обеспечивал всю яхту электроэнергией.



Ледовый зуб - усиленный форштевень "Уилливо"

    Для своей попытки Вилли дополнительно усаовершенствовал яхту. Он усилил форштевень, добавил особый "ледовый зуб", защищавший ватерштаг от повреждения при движении во льдах и смягчавший удары в нос. Он улучшил теплоизоляцию стального корпуса и палубы. Установил дополнительные керосиновые баки - как для двигателя, так и для приготовления пищи, поскольку соляр пр низких температурах становился чересчур вязким. Добавил электрический ветрогенератор и съёмные сани. Вилли отдавал себе отчёт в том, что ему, возможно, придётся зимовать в арктической пустыне, и даже не один раз, а полных три сезона, как Амундсену - покуда не будет найден путь среди замёрзших разводьев. Соответственно, на яхте было всё необходимое на три года вперёд.
    Вилли пересёк Северную Атлантику с помощью автопилота в компании обвчного голубя, которого потом всё же пришлось выпустить. Первые айсберги он встретил на север от Дэвисова пролива, между Гренландией и Баффиновой Землёй. Айсберги были хорошо видны на радаре, а вот их меньшие обломки отображались на экране далеко не всегда, и Вилли постоянно был настороже. Вымотавшись, он решил, что вдвоём будет легче; автопилот уже был бесполезен по причине арктической бесполезности компаса. По КВ-радиостанции Вилли вызвал в Гренландию своего друга. В Эгедесминде, во время первой остановки после 28-дневного трансатлантического перехода, к нему присоединился Жан-Луи Герлаш. Жан-Луи был сыном и внуком бельгийских полярных исследователей. До этого он никогда не выходил в море, но уже провёл какое-то время в Арктике. Забегая вперёд - он оставался с Вилли до прибытия в Иоа-Хавен (Северо-западные территории Канады, остров Кинг-Уильям), примерно до середины маршрута, где Амундсен зимовал дважды. Здесь Жан-Луи оставил Вилли де Рооса с тем, чтобы присоединиться к археологическим изысканиям в Понд-Инлет (северный берег острова Баффинова Земля).
    Ожидая в Эгедесминде возвращения Жана-Луи, Вилли неожиданно встретил канадскую яхту "Ж. Э. Бернье II". Пятеро молодых французских канадцев вышли из Монреаля с той же самой целью - быть первыми, кто прошёл Северо-Западный проход на яхте. После первого сезона в Арктике они оставили свой 11-тонный стальной шлюп в Гренландии на зимовку, а вернулись на борт. Мари-Ив, единственная дама на борту, от лица канадского экипажа подарила Вилли флаг с кленовым листом и канадскую лоцию, а заодно научила выпекать хлеб.



"Уилливо" зажат льдами в заливе Мелвилл

    Две яхты продолжали свой дальнейший путь вместе от Гренландии в канадскую Арктику; "Уилливо" несколько раз выполнял роль ледокола - в заливе Мелвилл, а также буксира - после того как на "Бернье" вышел из строя двигатель. Они были вместе, когда канадцы останавливались для ремонта - выявилась несовместимость установленного на резине двигателя с жёстким креплением гребного вала. Лучше подготовленный и лучше экипированный, Вилли мог продолжать свой путь и вести друзей, но, как он сказал себе, "Только один из нас может быть первым".
    Воодушевлённый сознанием того, что "Бернье" идёт позади, Вилли пробивался вперёд, радируя арьергарду состояние ледовой обстановки. Лето выдалось необычайное - льда было очень немного, и однажды ему удалось совершить дневной переход в 220 миль. Становилось понятно, что необходимо продвигаться как можно дальше, покуда есть такая возможность, и Вилли выжимал из себя и яхты всё, что мог. Он загонял себя, как эскимосская лайка, которая тянет, покуда не свалится с ног. Он решил, что если хочет добиться успеха, то должен поставить на карту всё и следовать жёсткой самодисциплине. Заставлял себя вести дневник, достаточно высыпаться, правильно питаться, содержать яхту в порядке и вовремя ремонтировать её, когда надо, а сверх того - вести её вперёд с величайшей осторожностью.



Напор льдов выдавливает "Уилливо", стоящий на ледовых якорях

    Несмотря на необычайное милосердие Арктики, Вилли всё же перенёс множество невзгод. Его зажимало льдами, и он был вынужден отходить назад. Его сносило штормовыми ветрами. Ослабленный недосыпанием, тревогами и обычным страхом, он всё же упрямо шёл вперёд. Отгоняя усталость, он не переставал восхищаться красотой полярных льдов, чёрной водой и багровыми отблесками низкого солнца. Он писал: "Паковый лёд, конечно, это проклятое препятствие, но ведь какая красота..." В течение всего пути он был на радиосвязи с Канадой и Бельгией, и даже находил время печь себе хлеб.
    В итоге 18 сентября 1977 года "Уилливо" прошёл в Тихий океан между Аляской и Россией - и это был истоический момент. Три месяца провёл он в Северо-Западном проходе. А чуть позже в Ванкувере Вилли де Рооса встретили как героя. Подготовленный к трёхлетним скитаниям в Арктике, он был готов прямо тут же идти в Антарктику - чтобы провизия не пропадала. И пошёл - проведя там несколько недель, взял курс на норд, пересёк Атлантику и в 1978 году завершил в Бельгии свою необычную кругосветку вокруг обеих Америк.



Книга Вилли де Рооса

    Книга Вилли де Рооса "Северо-Западный проход: от Гренландии к Берингову проливу" (Le Passage du Nord-Ouest du Groenland au detroit de Bering) вышла в Париже в 1979 году, украшенная шикарными цветными фотографиями и картами.

    После перевода добавлю от себя, что спустя ровно четверть века российская яхта "Апостол Андрей" стала второй, обошедшей вокруг обеих Америк (и первой российской яхтой в канадской Арктике), сотой в общем списке кораблей и судов, прошедших Северо-Западным проходом, и 16-й среди парусников. Свидетельствую, ибо видел всё собственными глазами.



Вилли де Роос и капитан яхты "Апостол Андрей" Николай Литау

    Безумству храбрых поём мы песню - Вилли де Роосу, Генри Ларсену, Руалю Амундсену и всем, кто ещё до них отважно шёл во льды.
* Уилливо - очень сильный ветер, характерный для острова Уналашка (Алеутские острова).
** Вообще-то, правильно произносить "Хадсон".
*** Что интересно, позади Музея полярных исследований в Осло тоже стоит "Иоа" Амундсена. Понятно, что одна из них - копия. Какая?
Tags: капитаны, паруса, путешествия
Subscribe

  • Цепные реакции

    Люблю смотреть такие штучки =))

  • О новостях экологии

    Смотрим ролик: И делаем простой вывод: Жора слился. Потому что, как мы помним, полгода назад он топил за гептил, который гады-военные…

  • Про uboat.net

    Странно сайт работает. Вот уже примерно года два или три - с 13.00 по 14.00 (плюс-минус минутки) по камчатскому времени, т.е. с 01.00 по 02.00…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments