Юрий РОСС (filibuster60) wrote,
Юрий РОСС
filibuster60

Categories:
  • Mood:
  • Music:

U-977 - что скрывал капитан лодки?

    И опять возвращаюсь к книге Хайнца Шеффера "U-boat 977".
    Кто не в курсе - это мемуары капитана немецкой подводной лодки типа VII.
    Во время войны эта лодка под командованием Ханса Лайлиха участвовала только в трёх тренировочных походах, и вышла в боевое патрулирование в мае 1945 года, когда её принял Хайнц Шеффер (Heinz Schaeffer).



Оберлейтенант цур зее Хайнц Шеффер

    И вот тут-то начинается самое интересное.
    Официальная версия гласит, что, получив от гросс-адмирала Дёница приказ сдаваться союзникам, капитан собрал экипаж на военный совет. Мнения разделились. Те, кто поддержал капитана в мысли об уходе в Южную Америку, остались на борту. 16 человек не захотело идти через океан, и они были тайком и с большими трудностями высажены на норвежский берег. С оставшимся экипажем U-977 совершила беспримерный трансатлантический переход, пройдя, не всплывая, 66 суток под шнорхелем. Для неофитов: шнорхель - это устройство для работы дизелей под водой, труба, через которую засасывается воздух и производится выхлоп; устройство по тем временам достаточно ненадёжное из-за несовершенства конструкции верхнего запирающего клапана с поплавком.
    Придя в Аргентину, лодка сдалась в Мар-дель-Плата 17 августа 1945 года, через месяц после того, как 10 июля там же сдалась U-530 под командованием Отто Вермута. Экипаж был интернирован и передан союзникам. Посидев в кутузке и заверив союзников, что никакого Гитлера в Аргентину он не доставлял, Хайнц Шеффер оказался на свободе и приступил к написанию мемуаров.
    Мемуарная версия Шеффера повторяет официальную (собственно, она и стала основой для официальной). С ней легко можно ознакомиться в Интернете, а я просто купил в магазине вот эту книжку:



    Прочитал её один раз, потом другой, третий... И не оставляет меня смутное сомнение в правдивости шефферовских слов. И вот почему.
    Вначале - вкратце про Базу-211 в Антарктиде.
    Она, конечно, ещё не найдена (если будет найдена вообще), и о ней тоже много всякого противоречивого в Интернете. По слухам, именно туда, на Землю Королевы Мод были свезены ценности Третьего рейха в виде документов и партийной казны; там же оказались и новейшие технологии, созданные с помощью разработок таинственной организации СС "Анненербе", там же оказался и генофонд нации, множество инженеров, рабочих и рабов. Многие исследователи уверяют, что перед сдачей аргентинцам лодки U-530 и U-977 совершили рейс в Антарктиду, а вот что и (или) кого они туда доставили - вопрос вопросов.
     Кроме того, в том же Интернете можно легко найти загадочную информацию о таинственном и секретном аргентинском городке, где проживают беглые военные преступники. Там же якобы теряются следы Гитлера с Евой Браун, Генриха Мюллера, Мартина Борманна, Эйхмана, Гесса и прочих заправил Третьего рейха. Их финансов и влияния, мол, и до сих пор достаточно, чтоб о существовании этого поселения не знал никто, а дело их живёт и по сей день.
    ЖЖ - неплохое место для дискуссий, и поговорить об этом лишним не будет. Но меня интересует содержание книжки Хайнца Шеффера.
    Я ему не верю.
    Прежде всего - не странное ли время выхода U-977 в море на боевое патрулирование (а хотя бы и на учебное)? Чего делать в океане боевой подводной лодке с полным запасом торпед на борту в несомненном преддверии полной капитуляции? Лодка вышла из Кристиансанда (или Кристанссуна, неважно) 2 мая 1945 года. До этого она за восемь дней перешла из Киля в Хортен, ещё через два дня была в Кристиансанде, став уже боевой лодкой и получив боевую задачу. Можно, конечно, списать всё на неразбериху, охватившую все гитлеровские штабы в начале мая - ведь получается, что её отправили в боевой поход, а через два дня все лодки получили приказ Дёница о сдаче союзникам. Ещё через три дня был подписан акт о безоговорочной капитуляции. Какой был смысл отправлять её в море? 2 мая Дёниц заявил своим "серым волкам" о неизбежном поражении, хотя и добавил, что речь о сдаче не идёт. Ладно, будем считать этот мой довод притянутым за уши, хотя в свете последующих выкладок он, возможно, и не кажется таковым.
    Дальность плавания подводной лодки типа VIIC - 8 500 миль в надводном положении 10-узловым ходом. Мне думается, что с учётом особенностей движения U-977 имеет смысл сбросить тысячу миль, а то и больше. Проделаем всё умозрительно. Берём глобус и ниточку, тянем её от Норвегии до Мар-дель-Платы по прямой (пардон, по локсодромии), прямо по океану и по суше. И получается у нас почти в два раза больше радиуса глобуса, а радиус Земли, если не ошибаюсь - 6 400 км или (грубо) 3 200 миль. Сделав поправку на режим движения лодки и на то, что океанский путь по суше (по Бразилии) не проходил, а также на то, что в самом начале лодка вышла в океан, потом вернулась к норвежскому берегу и пошла оттуда снова, придём к выводу, что вопрос о запасах топлива должен был быть для Шеффера определяющим. Однако в его книжке нет ничего на этот счёт - просто пошли в Аргентину, и всё, проблема достаточности топлива его совсем не волновала. Вот просто пошли и дошли. В любом случае для экипажа был реальнейший риск остаться без солярки в каких-нибудь пятистах милях от южного побережья Бразилии. Авантюристы?
    Остальные запасы. У них хватило провизии на три месяца с лишним! Что-то я с трудом представляю себе, что "семёрку" выгоняли в обычный патруль, доверху забив провизией на такой срок. Особенно с учётом начавшейся в Рейхе голодухи. И того, что средний срок жизни подводной лодки был суток сорок. Нагружать в неё столько провизии означало бы просто утопить драгоценный харч. А им не просто хватило - они уже в Мар-дель-Плате перед сдачей весело кормили чаек консервированными сардинами и изголодавшимися ни фига не выглядели. Шеффер не упоминает о проблеме экономии жратвы и лишь замечает, что довольно быстро кончилось мыло.
    Карты. Шеффер, как и прочие офицеры Кригсмарине, был грамотным моряком и не мог считаться ничего не смыслящим в кораблевождении. Штурманами на немецких лодках были унтер-офицеры, которых готовили не больше полугода, а то и меньше (почему и было столько навигационных аварий U-Boote). Так что он не мог не понимать серьёзность отсутствия на борту карт Южной Америки. Он пишет, что они просто знали координаты южноамериканских портов из всяких разных книжек, и им этого хватило. У нас такое называется "плавать по пачке "Беломора". Конечно, шанс есть, но куда более реален шанс где-нибудь у вожделенных берегов Аргентины сесть на рифы, не дойдя до заветной цели какую-нибудь пару миль. Это тоже маленький процентик сомнений в общий ход повествования Шеффера.
    Мало ли портов в Южной Америке? В Бразилии, Аргентине, Уругвае... Десятки! Тем не менее, сразу две лодки пошли сдаваться именно в Мар-дель-Плата, и больше никуда. Пошли, не сговариваясь. Шеффер пишет, как они услышали по радио о сдавшейся U-530, но ничего больше не поняли, потому что не знали испанского. Ага... главное поняли, а остальное нет? Избирательное какое-то незнание языка... И больше никто не сдался в Южной Америке - ни в Рио, ни в Ресифи, ни в Буэнос-Айресе, ни в Монтевидео. Совпадение? А ведь U-530 - лодка не простая. Она, в отличие от U-977 была действующей, боевой. Под командованием капитан-лейтенанта Курта Ланге она совершила семь боевых выходов в море, потопила два судна и одно повредила. Кроме того, в мае 1944-го именно она вышла из Лориана с весьма деликатной миссией - 23 июня в просторах Атлантики она встретилась с японской лодкой I-52, передав на неё две тонны золота в 146 слитках, а также ценные технические металлы (поговаривают об уране) и документацию на кое-какие технологии Третьего рейха. U-530 удалось улизнуть восвояси, а вот I-52 была выслежена американцами и потоплена (найдена только в 1995 году). Так что - непростая это была лодка. Отто Вермут принял её в Хортене в январе 1945-го, а в марте (3-го) вышел в свой единственный поход сроком (внимание!) на четыре с половиной месяца, финишировав в Мар-дель-Плата. Никого не утопил - вот где его черти носили? Более того - на знаменитом сайте uboat.net про оберлейтенанта цур зее Отто Вермута написано: "Decorations and ranks information is in many cases not complete. If you can help on any of those missing that would be great". Это означает, что его награды и послужной список до сих пор загадка. Вот что это был за подводник такой?



Оберлейтенант цур зее Отто Вермут

    Но главное всё же не это. Главное - другое.
    Полистаем мемуары других участников войны - что наших, что американцев-англичан, что немцев. Мемуары - от слова "memoir", память. Оно для памяти, чтоб не забыть и другим рассказать. А главная память всегда - не столько сами события, а люди, в них участвовавшие, с которыми довелось пережить то-то и то-то. Так вот: в мемуарах Хайнца Шеффера фамилии людей встречаются только до того момента, когда он принял U-977. После выхода из Хортена все его соплаватели упоминаются исключительно сообразно занимаемой в экипаже должности - первый помощник, второй помощник, штурман, радист, торпедист, механик... Как же так? Кто эти люди, которые легко могли бы подтвердить либо опровергнуть изложение Шеффера? Спор о судьбе Гитлера и о тайной миссии двух лодок тянется вот уже десятилетия, а все участники, некоторые из которых, несомненно, ещё живы, молчат, как рыба об лёд, и спросить не у кого.
    Разве так может быть, да ещё с подводниками? Своим повествованием Хайнц Шеффер старательно уводит читателя в сторону, и в части последнего похода U-977 никакие это не мемуары, а попытка сокрытия истины. Тем более что знаменитому и беспримерному 66-дневному плаванию через Атлантику уделено всего 30 страниц из 250. Не странно ли? Не могу отделаться от убеждения, что бывший капитан U-977 в своей книжке нещадно врёт. А коли врёт, то, значит, что-то тщательно скрывает. Что же?

    Куда же могли на самом деле ходить эти лодки? С каким грузом? А может, и с пассажирами?
    Вернёмся к Базе-211. Антарктида - место для мореплавания непростое. Холодно там, ветра жуткие, а главное - лёд. Допустим, База-211 действительно была и функционировала (непонятно, правда, где они топливо брали для жизнеобеспечения). Но! Паковый лёд не пустит к Земле Королевы Мод в период с мая по октябрь. И уж тем более - припай... Это главный довод против посещения теми лодками Антарктиды - пусть даже с самыми полнейшими запасами провизии и топлива. А если не в Антарктиду, то куда?
    Склоняюсь к мысли, что всё же куда-то туда, в Южную Америку, в Аргентину. Выполнив миссии по доставке в Аргентину бежавших бонз Третьего рейха (с золотом, документами и прочим), лодки сдались в Мар-дель-Плата по причине пустых топливных цистерн. Да и некуда им было идти, сами понимаете... Где сейчас всё это золото, бонзы и прочее, и какую роль сыграло в новейшей истории - остаётся большим и интересным вопросом...
Tags: подводные лодки, тайны
Subscribe

  • Eternal Father, Strong to Save

    с подачи Хухоли, напомнившей о Eternal Father, strong to save, Whose arm hath bound the restless wave, Who bid'st the mighty ocean deep Its…

  • Кок 80 лвл

    Однажды в конце 1920-х один парусник возвращался через Атлантику домой. Внезапно на борту случился пожар, при тушении которого сильно пострадал кок.…

  • Остров Сахарин 2

    Возвращаясь к теме японской карты 1854 года: Итак, русские всегда знали, что Сахалин - остров. И на картах его всегда островом рисовали. С…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments

  • Eternal Father, Strong to Save

    с подачи Хухоли, напомнившей о Eternal Father, strong to save, Whose arm hath bound the restless wave, Who bid'st the mighty ocean deep Its…

  • Кок 80 лвл

    Однажды в конце 1920-х один парусник возвращался через Атлантику домой. Внезапно на борту случился пожар, при тушении которого сильно пострадал кок.…

  • Остров Сахарин 2

    Возвращаясь к теме японской карты 1854 года: Итак, русские всегда знали, что Сахалин - остров. И на картах его всегда островом рисовали. С…