Юрий РОСС (filibuster60) wrote,
Юрий РОСС
filibuster60

  • Mood:

Полёт по волнам

    Это маленькое повествование также принадлежит перу моего друга Макса Токарева (с). Из всего разнообразия военно-морской тематики и боевой техники Макс предпочитает палубную авиацию времён Второй мировой и, естественно, авианосцы. Но этот рассказик не совсем об авианосце. Он - о Духе Корабля…

ПОЛЁТ ПО ВОЛНАМ

    Если человеку случилось в жизни долго командовать кораблём – неважно, какого типа и размера – этот человек всегда уверен: у корабля есть душа. Он – живой. Раскрывается она долго и медленно, долго и непросто идет притирка человека к кораблю. Но если они начали понимать друг друга, это уже больше, чем дружба. Старые Командиры часто бывают одинокими. Старые капитаны торгового флота – ещё чаще. Корабль или судно значат для них всё.
    Конечно, это далеко не самая лучшая реализация исконно многогранной человеческой натуры. К слову, отличные командиры кораблей редко становятся такими же отличными флотоводцами – у них по-другому строятся отношения. Однолюбы обычно интровертны полностью. Командир – это призвание, его корабль – его дом и семья. Таких людей совсем немного.
    И очень часто случается – подсознательно понимая, что им не жить друг без друга, корабль и командир исподволь, долго и ненахраписто формируют себе Экипаж, каждый из членов которого, опять-таки подсознательно, вписывается в отведённые ему почти семейные роли. Долгий процесс, очень непростой. Но когда (если) он окончен, как раз и получается тот самый сплав людей и железа, который так привлекает в море мальчишек из портовых городов, которые прекрасно знают, что такое реальная романтика и чем она отличается от книжной.
    Ведь если тебе повезло включиться в такой Экипаж, ты получаешь Родовое Племя – и запуск глубинных инстинктов, которым гораздо больше лет, чем любым философиям и религиям.
    Поэтому французское слово «экипаж» – совсем не пустой звук для таких людей.
    Ну и, конечно, сами корабли. Понимаете, в некоторых из них живёт дух born to be free, этакий весёлый и оторванный призрак резвящихся в открытом море альбатросов. Этот дух редко посещал тяжёлые, мощные корабли. Линкоры, например.
    Но зато очень часто его можно было обнаружить на кораблях с открытой, «летящей» архитектурой – на крейсерах, на всех без исключения клиперах чайных и пряных маршрутов. Может, дело в этом подобии птицам открытого моря – ведь и «крейсер», и «крузер» (океанская яхта) происходят от голландского «крюйс» – галс на курсе 90 градусов от ветра? Так можно ходить только вдали от берегов… Таким кораблям нечего делать у стенок и на тесных рейдах. Их место – в море, в океане. И если повезёт с Командиром, а потом и Экипажем – получается имя, которое входит в историю.



USS CV6 Enterprise

    Таким кораблем был USS CV6 «Enterprise» (1936-1958), который амеры называют Самым Прославленным Кораблём Ю. С. Нэйви. Интересно, что это был не крейсер. А самое интересное, что это был и шестой авианосец американского флота, и шестой корабль с таким названием. Но только он заработал такое количество боевых наград и немыслимое количество кличек, которыми американе, как дети, наделяли каждую его ипостась: «Большой Э», «Скачущий Призрак», «Энтерпрайз Бей», «Королева Джипов» (ship – корабль, в английском языке слово женского рода)… Каждая из них отражала то или иное состояние Духа Корабля и его Команды.
    И дело именно в сплаве железа и экипажа. Два других корабля, построенных по этому проекту, «Йорктаун» и «Хорнет», таких командиров и команд от судьбы не получили и оба погибли в 1942-м. Сами корабли очень долго боролись за жизнь, даже когда их крушили свои же – они, лишённые энергии и убиваемые торпедами в упор, пылая от носа до кормы, яростно держались на поверхности. Но их экипажи не смогли стать для них ангелами--хранителями… Не повезло.
    «Энтерпрайз» же, уродуемый японскими бомбами, раз за разом возвращался в строй, потому как кэптен Джордж Мюррей, под командованием которого корабль вошёл в войну, и его Команда, однажды перестали делить себя на «живое» и «железное».
    «Скачущий Призрак» окончил войну в мае 1945-го, получив очень тёжелое попадание камикадзе в носовой самолётоподъёмник и отправившись на ремонт.
    Амеры сами не очень любят рассказывать про то, что было потом. В 1947-м корабль вывели в резерв, и с этого самого времени началась война между Командой и бюрократической машиной Минобороны за превращение «Биг Э» в мемориал. Не вышло. Причём сейчас отставные чиновники, которые приняли решение о разделке корабля на металлолом в 1958-м, посыпают и без того седые головы пеплом. Прошедшая через весь Тихий океан Команда не смогла спасти свой Корабль… И в доках долго горели костры из орегонской сосны, которой была устлана полётная палуба Призрака.



    Знатоки говорят, что атомный слон CVN65 «Энтерпрайз» (1961), невзирая на все заклинания имиджмейкеров в погонах, гордый дух «Призрака» не унаследовал. И он, этот Дух, воспарил, неприкаянный, над верфями атлантического побережья, в надежде найти летящий даже на стапеле корпус, команда которого станет для него Семьёй.
    Присматривайтесь к американским кораблям. Кто-то из них окажется явно удачливее, красивее и счастливее своих близнецов.
    А случится быть частью толпы при посещении какого-нибудь «берка» или «тикондероги» – не обращая внимание на пеструю мишуру официальных и прочих визитов, тихонько отойдя в сторону, позовите «Galloping Ghost’а». Если повезёт, в этот момент корабль подаст вам знак, и вы поймёте, о чем я рассказываю.
    Follow the sign.

 
Tags: Макс Токарев, корабли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments