Categories:

Прошёл год с того полёта...



       Я о рейсе ДЕ 251 "Петропавловск - Палана", который год назад выполнял Ан-26Б-100 RA-26085. В той авиакатастрофе погибло 22 пассажира и 6 членов экипажа.
       Бортмеханик того рейса Рюстем Завгаров - наш друг, добрый и надёжный товарищ. Прошёл год...
[далее >>>]        Вспоминаю, как сразу же, буквально на третий день всколыхнулись СМИ и интернеты: виноваты лётчики! человеческий фактор! летают как попало! правила не выполняют! диспетчеров нахер посылают! сами убились и людей поубивали!
       Ну а как же иначе, это традиция такая - сразу назначить виновными тех, кто уже ничего не ответит.
       Однако вопросов остаётся - ну просто груда. Ничего не понятно в том рейсе. Предварительный отчёт МАК появился 13 августа, чуть больше чем через месяц. Выводов там, понятно не особо много, а если точнее, то их нет вовсе. Остаётся неясным, что стало причиной авиакатастрофы.
       Криков было много: вот! летают как хотят и садятся как хотят! схемы захода и посадки не выполняют! Однако читаешь отчёт, анализируешь стенограмму переговоров борта с диспетчерами, смотришь схемы - и такое ощущение, будто присутствуешь в реальном театре абсурда. Потому что диспетчер навязал борту несуществующую схему захода и посадки, которую экипажу следовало выполнять хрен знает как, и началась импровизация, к тому же усложнённая ещё чем-то (об этом ниже).
       Стало интересно, и потому я задал вопрос в личку Денису Оканю, лётчику-инструктору международного класса, известному в ЖЖ и не только в ЖЖ: какими должны были быть действия экипажа в таких-то конкретных условиях при таких-то указаниях диспетчера? Проще говоря: как должен был заходить на посадку в UHPL (аэродром Паланы) RA-26085 6-го июля 2021 года? И, пожалуйста, пошагово: курс, разворот, высота, скорость, ещё разворот, механизация, шасси, посадочная... по большому счёту, в три недлинных предложения можно было бы уложиться. И знаете, что он ответил? Он ответил: а ничего сложного в той посадке я не вижу, на схеме всё указано-расписано, там всё просто и понятно, на сём точка, и читайте отчёт МАК, где вам разъяснено. То есть вместо того чтобы хотя бы вкратце что-то пояснить, просто взял и дёшево съехал со скользкой темы.
       При том, что в схеме ОПРС-А заход на полосу 29 отсутствует вообще. Нету его при заходе по ОПРС. На неё можно прийти в визуальном полёте (что и собирался сделать экипаж), но по итогам разговоров с диспетчершей на свет родился странный гибрид из двух взаимоисключающих схем. Вот так они и заходили - в плотном тумане (за окошками "молоко"), но по Правилам визуальных полётов, выполняя несуществующий заход по ОПРС, "как с курсом 114, но на полосу 294".
       Беседы с действующими лётчиками показали глубокую порочность схем захода и посадки в Палане, которые высосала из пальца разработала Росавиация (или кто там эти схемы выдумывает). Абсолютно ничего удивительного в том, что они там летают и садятся "как умеют".
       Если бы в том злополучном рейсе было всё так просто, то окончательный отчёт МАК был бы давно готов. Смотрим: когда там же, в Палане, 12 сентября 2012 года гробанулся Ан-28 RA-28715 (10 трупов, 4 серьёзно пострадавших), окончательный отчёт МАК опубликовали уже через полгода, 6 февраля. Казалось бы, чего тут - тот же аэропорт, тоже "ан", то же самое разгильдяйство лётчиков (которые внаглую нарушают всё, что можно), всё ясно... Верно? А вот фигу. Окончательного отчёта МАК нет, хотя прошёл год. Не могут разобраться. Это бездумной публике всё ясно с самого начала, а на самом деле там непонятного и невыясненого - тонна. Говоря простыми словами, диспетчер велел лётчикам садиться не пойми как - ну, они и начали заходить-садиться не пойми как. Только при этом случилось что-то ещё, совсем непонятное и очень серьёзное, из-за чего идущий со снижением самолёт в непосадочной конфигурации был вынужден добавлять газу (притом не только из-за ветра!)*, а потом ещё и потерял контроль высоты, но времени на исправление ситуации уже не оставалось. Что же там произошло - ответа как не было, так и нет...
      * Сначала у меня было написано "из-за встречного ветра", но, подумав, я убрал слово "встречного" и добавил "только".



       На одном из авиафорумов проскочила (и была замылена среди других сообщений) обрывочная информация, что, мол, речевой самописец таки быстро нашли, но когда послушали содержимое, то немедленно объявили, что не нашли. Просачивалось такое и ещё кое-где, в приватных разговорах, где вполголоса и с оглядкой.
       Виновата система. Ещё раз, капсом: СИСТЕМА. Порочная, бездушная и безликая.
       А людей обратно не вернёшь... Светлая им память.