Юрий РОСС (filibuster60) wrote,
Юрий РОСС
filibuster60

Categories:

Невидимые «длинные копья»

отрывок из интересной статьи у midnike

       После Первой Мировой фактическим стандартом для торпед надводных кораблей и подлодок во всём мире стал калибр 533-мм, то бишь 21 дюйм, но верные заветам дедушки Фрейда японские адмиралы скосили самурайский глаз на крайние не­мец­кие разработки и сказали: «Маловато будет!» И в 1920 году завели для своих будущих линкоров торпеды калибром 610 мм. С линкорами этими из-за Вашингтонского соглашения вышел, правда, небольшой облом, но разве это повод отказываться от та­ких замечательных игрушек – самых мощных на планете торпед?

Лёгкий крейсер «Нагара» был первым японским кораблём, вооружённым 610-мм торпедами. Ещё в 1923 году.

      Недолго думая, японцы начали вооружать ими все строящиеся крейсеры и эсминцы. И самоё смешное – в течении 20 лет ни­кто на свете этого в упор не замечал! А между тем японские конструкторы не стояли на месте и с помощью лома и какой-то матери смогли сделать то, на чём обломались их «белые» коллеги:  осилили торпедный парогазовый двигатель, который в ка­че­стве окислителя мог использовать не сжатый воздух, а гораздо более эффективный чистый кислород.
       Так появились знаменитые «длинные копья», 610-мм кислородные торпеды обр. 93, как бык овцу крывшие все зарубежные аналоги уже не только по мощности боевой части, но ещё и по скорости и дальности. С 1936 года все строившиеся японские крейсера и эсминцы вооружали этими торпедами сразу, а уже построенные по мере сил на них перевооружали. И опять все разведки мира это дело доблестно прохлопали…
       Хотя тут их трудно винить – что-что, а секретить всё и вся в Японии умели и любили не меньше, чем в краю родных осин. И в данном случае они оторвались по полной – в секретных инструкциях по эксплуатации новых торпед отсутствовало да­же само слово «кислород»: он там изящно именовался дай-ни куки – «воздух № 2».



       Лишь в самом конце 1930-х годов в германских справочниках появились, наконец, осторожные предположения, что че­ты­ре японских крейсера и пара десятков их эсминцев последних серий «возможно вооружены 609-мм торпедами». Хотя к тому времени японцы успели наштамповать уже 38 крейсеров и более 80 эсминцев, нёсших торпеды «для больших мальчиков» – как обычные, так и кислородные, про которые всё ещё никто ничего не знал.
       Весной 1940 года у военно-морского атташе посольства США в Токио капитана 2 ранга Генри Смит-Хаттона появился шанс проверить эти слухи – его информатору удалось побывать на новейшем японском «суперэсминце». Он не только под­твер­дил, что калибр торпед на глаз «ближе к 25 дюймам», но ещё и пересказал хвастливые слова проводившего экскурсию офи­цера о самых крутых на свете кислородных торпедах.
       Бесценная информация немедленно ушла в Вашингтон, где… благополучно легла «под сукно». Американские спе­ци­а­лис­ты просто не поверили, что «отсталые азиаты» смогли реализовать то, что оказалось не под силу конструкторам из «циви­ли­зо­ван­ных стран». И не они одни…

Полтонны тротил-гексогена боевой части «длинного копья» – очень неприятная штука. Эти внезапно ставшие курносыми тяжёлые крейсера «Новый Орлеан» и «Миннеаполис» не дадут соврать. А ведь им ещё очень повезло.

      Между тем началась война, и только за первый её год при активном участии «длинных копий» на дно отправились 10 крей­се­ров и 7 эсминцев союзников, а ещё 6 крейсеров получили тяжёлые повреждения. Доходило до курьёзов, когда корабли со­юз­ни­ков начинали судорожно искать несуществующие подлодки. Им и в голову не приходило, что торпедный залп мог при­ле­теть с японских кораблей, маячивших далеко на горизонте.
       И только 20 апреля 1943 года в сводке разведуправления ВМС США было впервые упомянуто, что «часть японских эс­мин­цев, возможно, вооружены 24-дюймовыми торпедами», но никаких сведений о кислородных двигателях они так и не нарыли. С момента «первого звоночка» от Генри Смит-Хаттона к тому времени прошло уже ровно три года.

Страница из «Руководства по опознаванию 41-42», вышедшего весной 1943 года. Все крейсера и эсминцы Японского флота в этом справочнике всё ещё вооружены 21-дюймовыми (533-мм) торпедными аппаратами.

======
       От себя.
       Понятно, что точность выработки данных для стрельбы на таких дистанциях не могла быть приемлемой. Даже весьма совершенные и новаторские немецкие приборы управления торпедной стрельбой не обеспечивали нужную точность, плюс брак, неминуемый при изготовлении самих торпед. Поэтому платой за дистанцию неизбежно должно было стать несусветное увеличение количества торпед в залпе (я не специалист по морской войне на Тихом океане, так что поправьте, если я вру). А каждая торпеда стоит очень больших денежек... Но зато уже если попадёт, то... то дааааааааа.
       Там в статье по ссылке ещё интересное про знаменитые японские линкоры и истребители-бомбардировщики "Зеро".
Tags: история, оружие, флот
Subscribe

  • Про поисковиков МО

    Приятно сознавать свою маленькую, но таки причастность к результату.

  • Ещё один пук в форточку

    Я про ЖЖ-пользователя Олега Матвеичева, есличо. Про Камчатку и оборону Петропавловска в 1854-55 гг. Ну вот есть такие люди - выставил задницу в…

  • Редкостный бред

    Уважаемый Lot1959 прислал ссылку на очередной махровый бред про оборону Петропавловска в 1854 году, выложенный хрен знает кем на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

  • Про поисковиков МО

    Приятно сознавать свою маленькую, но таки причастность к результату.

  • Ещё один пук в форточку

    Я про ЖЖ-пользователя Олега Матвеичева, есличо. Про Камчатку и оборону Петропавловска в 1854-55 гг. Ну вот есть такие люди - выставил задницу в…

  • Редкостный бред

    Уважаемый Lot1959 прислал ссылку на очередной махровый бред про оборону Петропавловска в 1854 году, выложенный хрен знает кем на…