Всё же пришлось посмотреть эту беседу. Не досмотрел до конца. Надоело.
Да, я согласен, что Морозову и в самом деле весело от идиотизма голливудских киношников, и что он зацепил ещё даже не все ляпы этого "кина". Лично мне хватило трейлера, где показан горизонтально расположенный индикатор кругового обзора (на манер тех, что в 1960-х начали применяться в БИУСах и стрельбовых станциях) и кадров, где показаны собственно сами немецкие подводные лодки. Я плюнул и даже не досмотрел тот трейлер, потому что ежу понятно: ахинея какая-то, чушь и дичь, хуё-маё, зюйд-вест и каменные пули.
Но вот тут мне надоел вовсе не Морозов (хотя он и сам допускает ляпы, о чём ниже). Мне надоел вот этот бодренький журналист типа ведущий, который Михаил Тимин. Видать, из молодых, да ранний. Ладно Морозов - он в теме (и ещё как в теме) и потому имеет полное право ухмыляться и хихикать с этого американского кинобреда. А вот его визави - он-то в теме ни в зуб ногой. Уверен, что при просмотре фильма он не заметил вообще ничего такого (если смотрел). Ну вот просто тупо по причине незнания. Однако тоже сидит и хихикает, язвит, презрительные реплики швыряет, хотя ещё минуту назад (до разъяснений Морозова) был ни бум-бум. То есть, по большому счёту, такой же тупица в истории флота, как и осмеиваемые им американские кинодельцы, как и несведущие кинозрители, но: он изо всех сил зеркалит Морозова, зубоскалит и вот это вот всё. Слышь, чувак, а ты, случаем, не находишь, что ты в этом сам смешон, а? Мне стало противно, мне надоела физиономия этого дятла, и я выключил zum Teufel.
Теперь по ляпам Морозова.
1. С чего это взято, что немецкие торпеды ходили на глубине 4 метра? Они ходили на той глубине, которую им задавали перед выстрелом. Хоть 10 метров, хоть 5. В зависимости от осадки цели, от силы волнения и выбранного типа взрывателя.
2. С чего это взято, что немцы использовали только электрические торпеды? Они использовали и Ato, и Eto (парогазовые и электрические) в зависимости от наличия торпед на складах (а торпед G7a и G7e в 1942 году было предостаточно) и в соответствии с периодически изменявшимися приказами B.d.U. для лодок разных типов - сколько и каких торпед иметь на борту, и даже в каких именно аппаратах они должны быть. Особенно это выразилось с началом поступления на флот торпед с приборами наведения типов FAT и LuT, а затем и акустических торпед. Я допускаю, что знания Морозова в теме значительно превосходят мои, но я нашёл для себя возможным таки сильно удивиться.
3. По поводу всех эти гидроакустических рассуждений. Ошибка в том, что в беседе совершенно напрасно используется слово "ГАС". Что такое ГАС? ГАС - гидроакустическая станция. Ребята, ну вы хоть стопорнулись бы на секундочку и объяснили зрителям, что делает эта самая ГАС, как она работает. Вернее, не "ребята", а Мирослав Эдуардович (потому что его собеседник понятия в рассматриваемой теме не имеет вообще никакого).
А вот использовали бы вы понятия "шумопеленгатор" и "эхопеленгатор" - глядишь, и стало бы понятно всем, в том числе и самим. ГАС (а по-современному ещё и ГАК, т.е. гидроакустический комплекс) состоит из нескольких комплектов аппаратуры. Поэтому, рассуждая о применении гидроакустического оборудования кораблями эскорта на переходе морем, следовало бы просто подумать головой и понять, что в режиме шумопеленга все они осуществляют постоянное слежение по всему горизонту, а в режиме эхопеленга работают выборочно и периодически - разными кораблями эскорта в разное время и по разному расписанию, ещё и в зависимости от текущего места корабля в ордере, от обстановки. Хотя бы для того, чтоб друг другу не мешать и не лупить в уши акустикам других кораблей. Вовремя обнаружить вражескую лодку - это вообще-то самая главная задача головного эсминца, поэтому он и идёт впереди ордера зигзагом, периодически "обстреливая" лучом эхопеленгатора (сонара, асдика, как угодно) ту узкую зону перед собой, на какую способен установленный на него прибор, и делая это очень даже не постоянно, а исходя из условий. И таки да, ни шумо-, ни эхопеленгатор тех лет сведений о глубине лодки действительно не давали. Только пеленг - а дальше мастерство акустиков, способных (или не способных) так или иначе классифицировать контакт и по возможности выдать какие-то элементы его движения.
4. Насчёт посмотреть в бинокль сквозь мокрый иллюминатор. Я правильно понимаю, что Морозов на флоте не служил? Да, я правильно понимаю. Он из замполитов-ракетчиков, а дальше пошёл по военно-исторической стезе с уклоном во флот. Я вообще-то в своё время был приятно удивлён его достаточно глубокими познаниями насчёт всякого флотского - например, детальные и грамотные разборы атаки "Тирпица" Николаем Луниным или атаки "Густлоффа" Александром Маринеску. Но как раз после таких разборов я куда больше удивлён тем, что он не понимает, как это можно глядеть в бинокль через мокрый иллюминатор. Да вот так, уважаемый Мирослав Эдуардович, просто берёшь бинокль, понимаешь к глазам, глядишь в него и смотришь. Законы оптики, знаете ли. Капли на стекле иллюминатора близко, а фокус бинокля далеко. Сравнение с замёрзшим стеклом некорректно. Через стекло иллюминатора, забрызганное каплями, нормально видно - во всяком случае, достаточно хорошо, чтобы быстро, не теряя драгоценных секунд, оценить примерную обстановку, немедленно дать нужные команды. А потом уже можно и выскочить на крыло мостика, чтоб лучше рассмотреть. Если стекло иллюминатора ещё и вращающееся, то вообще не вижу проблем; если дождь или брызги (и струйки воды текут по стеклу) - ну, согласен, не айс, однако тоже что-то различимо. Во всяком случае, "семёрку" с корветом типа "Флауэр" не спутаешь.
5. Ну и про команду "Одерживай". По Морозову, "одерживай" - это то же самое, что "так держать". Это ЧУДОВИЩНЫЙ ляп для моряка и даже для сухопутного специалиста по военно-морской истории. Для меня очевидно, что Морозов думает так: вот дали команду "лево руля" (или "руль лево 15") - и рулевой держит руль влево 15 градусов, покуда ему не скажут "прямо руль". Впрочем, иногда может быть и так, но это лишь в том случае, когда командир абсолютно уверен в том, что у него отдроченный вахтенный офицер и отдроченный рулевой.
Одерживать - это уменьшать угол поворота руля с приближением картушки компаса к заданному курсу, чтобы не проскочить этот самый заданный курс. И далее перекладывать руля в обратную сторону, если корабль к концу поворота катится слишком резво. И продолжать делать это в случае, если таки проскочили заданный курс; при этом движения рулём туда-сюда всё менее и менее энергичные, и вот уже "на румбе"... но поздно: люлей огребут все - и вахтенный офицер, и рулевой, и его непосредственный начальник, который подготовил хренового специалиста.
А "так держать" - это значит, что рулевой обязан держать заданный курс либо на ориентир (мыс, гору, переднего мателота и пр.), либо на нужное деление компаса - то, которое вот сейчас. "Так держать" означает, что в данный текущий момент корабль идёт нужным курсом, и для рулевого это конкретная команда.
Есть разница? Есть. На любом языке - хоть на русском, хоть на английском, хоть на немецком, голландском или суахили. Командные слова при управлении кораблём написаны кровью предыдущих поколений моряков, поэтому насчёт монгольского я не в курсе.
Командир (К): - На курс 136.
Вахтенный офицер (ВО): - Есть на курс 136! (Рулевому.) Право на борт, курс 136!
Рулевой (Р): - Есть право на борт, курс 136! Руль право на борту!
ВО (Рулевому): - Одерживай.
Р: - Есть одерживай. (Уменьшает отклонение пера руля; ещё уменьшает, ещё, вплоть до "обратно"...) На румбе 136!
ВО (заглядывает в компас, там действительно 136): - На румбе 136!
К: - Есть. Так держать.
ВО (рулевому): - Так держать!
Р: - Есть так держать!
Примерно как-то вот так. Если дятел-рулевой плохо одерживал, то ему приходится снова одерживать, а потом и ещё, только наоборот. Тудой-сюдой, как говорят в Одессе. Команды и доклады распределяют ответственность должностных лиц на каждой фазе манёвра и дают возможность всем им судить и правильности его выполнения. Какими-то из этих команд иной раз можно где-то как-то пренебречь (см. выше про отдрочанных), так что вахтенный офицер может и обойтись без команды "Одерживай" (просто следить за правильностью действий рулевого), чтобы не создавать переизбытка команд, когда он не так уж нужен. Грамотный рулевой умеет одерживать и без дополнительных команд вахтенного офицера.
И не спорьте. У меня на левой скуле шрам, потому что я шторм плохо (слишком резво) одерживал и получил рукояткой штурвала по рылу. Залил кровью всю ходовую рубку. Кап. 2 ранга Ященко приказал сдать вахту (я был готов сгореть со стыда), но лишь для того чтобы я смотался в лазарет и обратно. Вот так и научился одерживать. В отличие от М. Э. Морозова, которого я, несмотря ни на что, продолжаю считать нашим ведущим специалистом по флотам Второй Мировой войны - как и Владимира Нагирняка.
А вот в чём я категорически и в упор согласен с Морозовым - что благодаря такой вот кинохрени у широкой публики и складывается "знание и понимание" того, как наши деды-прадеды воевали. В том числе и англоговорящие. И если при очередном просмотре "17 мгновений весны" мы дружно забиваем на ляпы, то это лишь потому что всё остальное там сделано гениально. А тут мы явно имеем очередную киноподелку, сверхзадачей которой является показать всему миру, что Ту Войну внезапно выиграли американцы.
Только вот уж хер им во всю морду. Англичане имеют полное право осерчать, и будет удивительно, если стерпят вот это вот говно в свой адрес.