Юрий РОСС (filibuster60) wrote,
Юрий РОСС
filibuster60

Categories:

Обратно маринисты



       На сей работе художник Иван Павлович Пшеничный в 1989 году изобразил шлюп "Благонамеренный" в водах Чукотского моря. Как известно, в третьей декаде июля 1821 года Шишмарёв вышел на на широту чуть севернее широты мыса Лисбёрн, и там шлюп был затёрт льдами. Около суток его таскало паковым льдом, выдавив и накренив почти на 45 градусов, потом отпустило.
       Нарисовано-то, конечно, очень хорошо. Только...
       Только смотрю я, и что-то мешает мне воспринимать работу. Неестественность какая-то.
       Какая? А она не одна, их несколько.
       1. А чего он вообще в таком положении торчит? Разводья же. Вес корабля давно должен подвинуть ледяное поле, которое по правому борту от корабля. Понятно, что когда выдавливало, сплочённость льда была 10 баллов (иначе не выдавило бы и на борт не положило). Но теперь вон разводья с трёх сторон. Корабль должен встать на ровный киль. Давление пака если есть, то только слева. Кстати, как раз там свежие торосы и даже ропаки, толщина которых как-то не очень убеждает.
       2. Какое время дня? Может, утро, а может полдень или даже вечер. Напомним, что событие происходит в промежуток между 19 июля и 1 августа. Полярный день. Я это к чему? А я пытаюсь определить стороны света. Дело в том, что, как ни крути, а на той стороне, где примерно север, мы видим признаки чистой воды! Смотрите сами: в правой картине полотна над горизонтом белесое небо, это так называемый ледовый отблеск, он говорит о том, что в той стороне сплочённые льды. А в левой стороне - темноватое небо у горизонта, там чистая вода с минимумом льдов! Хотя именно оттуда давило, смотрите на торосы и ропаки.
       3. Вне зависимости от того, какое время суток (напоминаю, полярный день на дворе), попробуем определить широту, на которой находятся путешественники. Вот они на ледяном поле. Стоят и - что? - верно, они отбрасывают тени. Можно высоту солнца над горизонтом прикинуть,и даже с больщущим трудом натянуть тридцать градусов, меньше никак не получается. А должно быть двадцать. И да, приходится признать, что примерно полдень (раз солнце так высоко), но тогда выходит, что к северо-востоку чистая вода. В принципе, оно бы и ничего - ведь как раз в это же время Васильев на шлюпе "открытие" добрался почти до мыса Ледяного (мыс Барроу) - но всё равно солнце слишком высоко, а "небо чистой воды" всё же показывает слишком уж чистую воду. В 4-5 баллов я поверю, но не меньше.
       4. Не уверен, просто размышляю: если корабль положило на лёд с креном под 45, следовало ли Шишмарёву приказать временно спустить реи и стеньги? Всё ж лишняя нагрузка на мачты, и ещё какая... Но, повторюсь, не уверен. Судя по поведению путешественников на картине, им вообще всё пофиг. Корабль выдавлен (причём явно чрезмерно выдавлен), в левый борт гряда торосов давит, а они стоят под правым бортом, шлюпку в разводье спустили зачем-то... Словно знают, что вся эта бодяга сейчас кончится. Причём корабль выдавило именно грядой торосов, именно она создаёт крен на противоположный борт, хотя должно быть ровно наоборот - кораблю должно бы накрениться на тот борт, в который льды давят.
       В общем, неестественно как-то получилось. Да не обидится на меня художник. Тени надо дорисовать в полтора раза длиннее. И воду белилами закрасить.
Tags: Арктика, корабли, лёд, художества
Subscribe

  • Первое ж мая, да

    Поэтому плакат и лозунг. Но изначально хотелось совсем не об том, а об картинке на производственную тему. Знаете, что на ней мне нравится…

  • Бывает, чо

    А иногда бывает, что ещё и не так бывает. Кому-то, конечно, жопу надерут. И жизнь пойдёт дальше.

  • U-156 - 4-й поход ("Лакония" и пр.)

    U-156 и U-506 во время спасательной операции по "Лаконии". Положил в сундук полностью переведённый на русский, снабжённый…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments