Юрий РОСС (filibuster60) wrote,
Юрий РОСС
filibuster60

Tombe au Kamchatka - Могила на Камчатке

       Давно собирался по этому поводу коротенькую заметочку накатать, да всё как-то откладывалось. Сегодня френды вновь на тему навели, поэтому компенсирую.




       Ссылка № 1. В. В. Гагин, "Тайна гибели ПЛ-574" (внизу страницы почему-то подпись "Анатолий Докучаев"):
       ...24 февраля 1968 года из пункта базирования на Камчатке Могила вышла на боевое патрулирование подводная лодка с бортовым номером 574...
       Ссылка № 2. В. Евдасин, "К-129: как это было" (оригинал на новосибирском сайте vn.ru):
       ...24 февраля 1968 года в девяностодневный поход (возвращение планировалось на 5 мая) с базы подводных лодок, что в камчатской бухте, название которой с французского переводится как могила, вышла на очередное боевое задание дизель-электрическая подводная лодка К-129 с тремя баллистическими ракетами и двумя торпедами с ядерными боеголовками на борту...
       Как капитан 3 ранга запаса (через 2,5 месяца - в отставку), как старожил указанной местности и краевед, как имевший отношение к деятельности камчатских подводных лодок и как человек, пока что обладающий неплохой памятью*, сообщаю.
       Пункты базирования подводных лодок на Камчатке: а) Лахтажный (впоследствии Рыбачий), б) Финвал, он же Бечевинка, расформирован в 1994 г., в) Завойко (временный в 1990-2000-х годах). Никакой Могилы (или что-то типа) не было, ибо даже конченый идиот не додумался бы разместить базу подводных лодок в пункте с таким названием.
       Могила по-французски - la tombe или le tombeau. Ни одна из бухт и бухточек, входящих в Авачинскую губу, никогда не называлась и не называется хоть как-то похоже на "Томб". Ни один населённый пункт по берегам тоже так не назывался и не называется. Ни один мыс никогда не носил и не носит названия, хоть как-то схожего со словом "томб". И вообще, с конца XVIII века в нашей местности практически нет ни одного нерусского названия. Исключения:
       - Тарьинская бухта, названная по имени ительменского тойона Михайло Тареи (и соответственно посёлки Старая и Новая Тарья, сопка Тарьинская);
       - поселение Авача (ну, вы поняли, да);
       - хребет Кутха, оканчивающийся мысом Кутха возле озера Кутха (Кутх - лесное божество, имеющее облик ворона);
       - мыс Прейса, названный в честь астронома Вильгельма Прейса, участника экспедиции Коцебу, переименован в Неводчикова незадолго до трагедии К-129;
       - сопка Голгофа (впрочем, это слово давно обрусилось уже);
       - бухточка Турпанка, названная так хер пойми почему.
       Откуда выкопано вот это про "могилу" - трудно сказать. Есть мнение, что первый бездумного передул у второго, слегка изменив фразеологию, чтобы не обвинили в полном плагиате. А вот откуда дровишки второго - хороший вопрос. Говорит, что служил на К-129 в 1960-1961 годах. Может быть, но...
       Их писанина - компилации, надёрганные из разных источников, притом компиляции не во всём правдивые и точные. Например, по ссылке № 1 автор дилетантски называет лодку ПЛ-574 (кстати, давно хочу увидеть фото К-129 с таким тактическим номером на ограждении рубки). А в ссылке № 2 автор рассказывает про то, что К-129 лежала на ровном киле без крена, хотя на опубликованных американских снимках прекрасно виден крен на правый борт, поболее 45 градусов. Он же там выкладывает свою потрясающую версию гибели лодки в надводном положении, почему-то опуская некоторые факты (все повреждения лодки получены от удара сверху-сбоку, разбито ограждение рубки со стороны кормы, а кроме того, выдвинуты антенны связи и РДП). Поэтому есть предложения не принимать оба этих "чтива" к серьёзному рассмотрению (и это как минимум).

* Довелось побывать и на К-129 с "тайной" экскурсией. Отец служил на ПМ-131, которая занималась выдачей ракетного оружия на лодки пр. 629А - как у пирса, так и на рейде. Он очень часто брал меня на корабль на каникулах и просто на выходных, и вместе с ним я ходил "в гости" на все корабли и лодки, которые по разным причинам оказывались рядом. Помню погрузку и выгрузку ракет; помню, как меня отрывали от перископа; помню своё гуляние по отсекам и как я умудрился там заблудиться (а что вы хотите, мне семь лет всего было). И помню добродушного и весёлого дядю огромного роста, командира лодки, которому я отдавал честь на палубе лодки (я был в офицерской пилотке с крабом) и говорил: "Здлавия зелаю, товались капитан пелвого ланга!". Его фамилия была Кобзарь; я запомнил именно его, потому что у нас в соседнем подъезде жила семья Кобзаревых, и я не преминул тут же сообщить об этом командиру лодки; помню, как все ржали, а я обиделся; а потом мы обедали в кают-компании, и я с кем-то играл в шашки). И мне подарили небольшую недоделанную, тускло блестящю дюралевую лодку, правда, проекта 641, а не 629А. Конечно, был с такими же экскурсиями и на других лодках, и не только 629А, но и 611, 613; и, конечно же, 641, с которыми потом довелось работать вплотную уже в звании лейтенанта в Бечевинке. И многие офицеры ПМ-131 детей на корабль водили, не только меня одного, и на такие вот экскурсии к очередным временным "соседям", когда они швартовались на Дальнем пирсе.
Tags: история, корабли, память, подводные лодки
Subscribe

  • Eto G7e

    Электрическая торпеда то есть. Немецкая, времён 2-й Мировой войны. Интересные моментики есть. Жаль, про Ato G7a у них там нету. Про…

  • Про войну на Камчатке

    Ну опять двадцать пять... неудивительно, конец августа, очередная годовщина... Хорошая работа. Сделано с душой, да. Но ошибки и ляпы, а также…

  • Про uboat.net

    Сайт он лежит уже почти сутки... Или сервак погнулся, или одно из двух. Вариант: что-то случилось. UPD. О!.. Проклюнулось. Работаем дальше.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

  • Eto G7e

    Электрическая торпеда то есть. Немецкая, времён 2-й Мировой войны. Интересные моментики есть. Жаль, про Ato G7a у них там нету. Про…

  • Про войну на Камчатке

    Ну опять двадцать пять... неудивительно, конец августа, очередная годовщина... Хорошая работа. Сделано с душой, да. Но ошибки и ляпы, а также…

  • Про uboat.net

    Сайт он лежит уже почти сутки... Или сервак погнулся, или одно из двух. Вариант: что-то случилось. UPD. О!.. Проклюнулось. Работаем дальше.