HMS Virago
В общем, подведём предварительный итог, который грозит перейти в окончательный.
Прежде всего: потери, приведённые в прочих источниках тех лет, не во всём согласуются с документами, которые велись на кораблях. И с этим приходится смириться. К тому же нет чёткой грани между погибшими в бою и погибшими позже от ран. Поэтому продолжаем оперировать цифрами, к которым пришли ранее: 53 убитых и около 160 раненых - это статистика на день, последовавший за днём второго штурма, и даже в этих данных не всё гладко. Но уж никак не "400 человек убитыми, 4 пленными и около 150 ранеными", как нахально врёт википедия, на которую подавляющее большинство пользователей рунета просто молится (к сожалению). Ту статью, кстати, вообще невозможно без слёз читать.
Касательно захоронения в Тарьинской бухте на мысе Неводчикова: остались невычисленными два с половиной француза и три англичанина. Два с половиной француза - это потому что у одного известна только фамилия, а двое неизвестны вообще. Обретение копий вахтенного журнала фрегата "Форт", несомненно, сдвинуло бы дело с мёртвой точки, но по сведениям нашей европейской агентуры, в парижском архиве их почему-то нет. Я допускаю, что кроме парижского архива, во Франции наверняка есть и какие-то другие, но вот именно на этом шаге всё пока застопорилось. Также остаются невычисленными три англичанина - это три моряка (или/и морских пехотинца) фрегата "Пик". Они входят в число убитых, но как их отсеять из общего перечня из 9 человек, я не знаю. И похоже, что уже не знает никто. Был на "Пике" какой-то список из трёх фамилий или не было - неизвестно. В Журнале событий фрегата сказано лишь о факте отправки покойников на борт "Вираго", точно так же, как сказано и в вахтенном журнале. О каких именах-фамилиях говорить, если даже их количество не указано. Похоже, для Королевского флота это было не суть важно: просто снять с довольствия столько-то человек скопом за номерами такими-то, и на сём забыть о них вообще.
Итак, список похороненных в Тарьинской бухте на данный момент выглядит так:
1. David Powell Price, RN, Rear Admiral of the White
2. Jean Philippe Alexandre Bourasset, MI, Lieutenant de vaisseau (L'Eurydice)
3. James Marks, RN, Boy 1st Class (HMS Pique)
4. George Henderson, RM, Private (HMS President)
5. James Callaghan, RN, Able Seaman (HMS President)
6. Jean Baptiste Duchemin, MI, Matelot (L'Obligado)
7. Minhou, MI, Gabier (La Forte)
8. unknown, RN or RM (HMS Pique)
9. unknown, RN or RM (HMS Pique)
10. unknown, RN or RM (HMS Pique)
11. inconnu, MI (La Forte)
12. inconnu, MI (La Forte)
И на этом месте приходится поставить вынужденное и длительное многоточие...
Всё это к чему? По прошествии времени станет известно. Надеюсь. Поживём - увидим.
UPD для полноты картины.
Кэптен Чарлз Фредерик (точнее, на тот момент уже коммодор) подал наверх по команде списки погибших на английской части эскадры. Из экипажа парового шлюпа "Вираго" в нём числятся:
- George Tee, stoker;
- Henry Fowler, gunner, RMA., 3rd class;
- Thomas Martyn, private, RM, 3rd class;
- George Julier, gunner, RMA, died on 14th Sept;
- Samuel Sergeant, 3rd class stoker, died 14th Oct.
Кочегар Джордж Ти, канонир артиллерии морской пехоты 3 класса Генри Фаулер и рядовой морской пехоты 3 класса Томас Мартин остались на берегу (погибли либо кто-то из них попал в плен).
Канонир артиллерии морской пехоты Джордж Джульер скончался от ран 14 сентября; кочегар 3 класса Сэмюэл Серджент - 14 октября.
Этот список попал в "Монинг кроникл", а оттуда через архивы и интернет - к Павлу Калмыкову, и лишь потом сюда.
И нигде пока не сказано, кого повезли хоронить в Тарьинскую бухту... Что ж, это лишь подталкивает к принятию одного решения, о котором я скажу после того, как оно будет реализовано.