
Это приложение к отчёту лейтенанта Королевского флота Уильяма Хупера (William Hulme Hooper), 1853 год.
С 1847 года Хупер служил мэйтом на исследовательском корабле "Пловер" (Plover) под началом коммандера Томаса Мура (Thomas E. L. Moore). В 1848 году "Пловер" вышел из Плимута с заданием войти в Арктику через Берингов пролив, а затем исследовать арктическое поборежье Русской Америки и далее на ост в сторону Канадского Арктического архипелага, о котором тогда ещё мало что знали. Задание имело целью не только (и не столько) практические географические исследования - "Пловер" принимал участие в поисках экспедиции сэра Джона Франклина, о судьбе которой не было вестей вот уже три года. Всего было снаряжено 39 таких экспедиций, и поход "Пловера" был одним из первых.
25 августа 1848 года "Пловер" покинул Гавайские острова и пошёл к Чукотке, зимовал в бухте Провидения. По заданию Мура Хупер частично исследовал чукотские берега и населявший их народ - англичане называли их "туски". Следующим летом "Пловер" через Берингов пролив и Чукотское море перешёл в аляскинский залив Коцебу, и 25 июля с него было отправлено две шлюпки под командованием лейтенантов Пуллена и Хупера (который ещё не знал, что уже произведён в лейтенанты). Задача: обследовать берега до... докуда это будет возможно, то есть чем дальше, тем лучше.
Лично для меня непостижимо, как можно было на двух шлюпках пройти этот невообразимо тяжёлый маршрут. Моряки на вёслах поднялись до мыса Барроу, повернули на ост и, внимательно изучая побережье, дошли аж до острова Хёршель, за которым раскинулся залив Маккензи. Затем они поднялись вверх по реке Маккензи: Хупер до берегов Медвежьего озера (Форт-Франклин), а Пуллен - чуть выше, до Форта-Симпсон, где они зазимовали. Летом 1850 года спустились по реке обратно, повернули направо и исследовали побережье аж до мыса Батэрст, после чего вернулись к устью Маккензи и, вновь поднявшись высоко вверх по течению, зимовали в Форте-Симпсон. Оставив там свои шлюпки, пешком добрались до Большого Невольничего озера, а оттуда прямиком в сторону восточного побережья Северной Америки до самого Нью-Йорка. В октябре 1851 года путешественники вернулись в Англию. Следов Франклина и его друзей они, понятно, не нашли.
С ума сойти. У меня в голове не укладывается.
Здоровье Хупера за три арктические зимы было сильно подорвано, однако он успел сделать отчёт под названием "Десять месяцев в чумах туски и всё, что произошло в арктической шлюпочной экспедиции в поисках сэра Джона Франклина" (‘Ten Months among the Tents of the Tuski, with Incidents of an Arctic Boat Expedition in search of Sir John Franklin'). Отчёт опубликовали в 1853 году, а в 1854-м Уильям Хупер скончался от тяжёлой болезни.
Просится фраза "памятники бы ставить таким людям".
Памятники есть, конечно. Скромные и чаще всего подальше от глаз обывателя, в тех самых местах, очень безлюдных. Например, такие, какой поставлен на берегу бухты Депо в Форт-Россе в честь сэра Мак-Клинтока, чья экспедиция приоткрыла завесу тайны над печальной судьбой экипажей "Эребуса" и "Террора". Арктика помнит всех, кого убила и кого пощадила; там до сих пор молчаливые каменные гурии стоят, их руками сложенные.
А главные памятники - это названия на картах. Имена людей (Уильям Парри, Джон Франклин, Фредерик Уильям Бичи, Жозеф Ренэ Белло, Фрэнсис Леопольд Мак-Клинток, Руаль Амундсен, Джеймс Кларк Росс и Джон Росс, и многие другие), названия кораблей и шлюпок ("Долфин", "Юнион", "Фьюри", "Хекла" и пр.); также часто имена людей, спонсировавших экспедиции и ставших их вдохновителями (лорд Барроу, королева Мод, королева Виктория, принц Уэльсский, Феликс Бут и т.д.).
И вот какую интересную штуку я заметил на этой карте. Смотрите. Очертания берегов, конечно, не очень соответствуют современным картам, названия чуть смещены и изменились-добавились, но тем не менее. От мыса Парри до пролива Дис сейчас всё (ну, на самом деле) немножечко не так: перед проливом Долфин-энд-Юнион сейчас находится залив (по факту же пролив) Амундсена. Идя из него на ост, через Долфин-энд-Юнион мы попадаем в залив Коронейшн (на карте он не подписан, но его нетрудно найти, в него впадает легко находимая река Коппермайн). Так вот: смотрим на мыс, венчающий залив Коронейшн с норда. Нашли? Вот-вот, мыс Крузенштерна (кстати, напротив него через пролив находится мыс Леди Франклин, которая отдала все свои средства на организацию поисков мужа и гордо отказалась от пенсии вдовы офицера Королевского флота).
Ну так вот, мыс Крузенштерн, ага. Северная канадская провинция Нунавут. Фишка в том, что Иван Фёдорович Крузенштерн в канадскую Арктику не плавал (от слова "совсем"), однако кем-то из англичан увековечен на карте уже в 1853 году. Русские названия характерны (и во множестве сохранились на карте) в Русской Америке, то бишь по всей Аляске, особенно западной и южной, и как раз вот там тоже есть мыс Крузенштерна, ещё один, так сказать, "основной" (и даже памятник поставлен, потому что Крузенштерн там фактически бывал), но вот в самом сердце канадской Арктики... Удивительно. Между прочим, в русской Арктике иностранных фамилий не очень-то найдёшь. Там ни Кука, ни Магеллана, ни Роггевейна с Тасманом нигде не прописано. Разве что пролив Де Лонга - но Джордж Де Лонг там действительно был и там погиб после крушения "Жанетты" (жуткая история вообще-то). И Адольф Эрик Норденшельд - но он тоже в нашей Арктике был, он первый иностранец, прошедший Северным Морским путём (и первый прошедший вообще). А вот чтобы просто назвать доселе безымянный мыс именем какого-нибудь знаменитого мореплавателя (скажем, Лаперуза или Дюмона д'Юрвиля), - такого у нас нет.
М-да.
Люблю ползать с лупой по всяким картам и всегда благодарю тех, кто мне эти карты подсовывает.