Юрий РОСС (filibuster60) wrote,
Юрий РОСС
filibuster60

Category:

Можно и без взрывов


"Alwaki", фото с uboat.net

       В первой декаде июля 1940 года "двойка-цэ" U-61 под командованием обер-лейтенанта Юргена Эстена (Jürgen Oesten) патрулировала северное побережье Шотландии и днём 10 июля в 10 милях к NOst от мыса Кейп-Рат (Cape Wrath) обнаружила конвой OA-180 (31 судно), шедший двумя колоннами судов с оста на вест (58°46'N, 4°46'W, квадрат AM 1542).
       Конвой шёл точно на позицию лодки, которая держала перископную глубину. Трудно сказать, по какой причине Эстен не отошёл с пути конвоя для уверенного залпа с фланга; в общем, случилось так, что он оказался точно между колоннами судов, причём не был обнаружен. Интервал между колоннами был минимален; Эстен выставил перископ, поймал в перекрестье первое попавшееся судно, спешно выработал данные для стрельбы и выпустил две торпеды G7a с дистанции 200 метров.
       Датский грузовой пароход "Альваки" (4533 тонны, капитан Йохан Мартийн Шлёгль) шёл в балласте вторым номером правой колонны и в 13.06 получил две торпеды в левый борт.
       Сразу после залпа Эстен нырнул поглубже, поскольку опасался быть раздавленным судами конвоя, которые после взрывов начнут маневрировать хаотически, поэтому не видел ничего, только констатировал грустный факт отсутствия взрывов своих торпед и слышал многочисленные шумы винтов.
       Взрывов и не могло быть, ибо 200 метров было недостаточно для взведения взрывателей торпед (минимум триста). Торпеды воткнулись в левый борт "Альваки" - одна в машинное отделение, другая в трюм № 2. Пробили обшивку, сделав двухфутовые дыры, после чего вывалились из пробоин и затонули.
       Ввиду отсутствия взрывов никто в конвое не заподозрил торпедную атаку, лодка также не была обнаружена. Более того, никто вообще не заметил ничего - единственно пароход "Альваки", вдруг накренившийся на левый борт, застопорил ход и вырубил машины; прочим судам пришлось его обходить. Конвой следовал дальше, как ни в чём не бывало.
       Через две дыры, пробитых торпедами, в "Альваки" хлынула вода. Дыры оказались в очень неудобных местах - трюм № 2 был заполнен углём, а в машинном отделении доступ к пробоине оказался очень сложен из-за наличия там вспомогательных механизмов. Крен "Альваки" на левый борт всё увеличивался; машинное и второй трюм медленно заполнялись водой, водонепроницаемые переборки по каким-то причинам задраить не удалось. Значительная часть экипажа вместе с десятью иракскими пассажирами покинула судно в трёх спасательных шлюпках, в то время как оставшиеся во главе с офицерами продолжали бороться за живучесть. К "Альваки" подошёл эскортировавший конвой  канадский эсминец "Сен-Лоран" типа C, который высадил на судно свою спасательную партию, однако к 14.15 крен достиг 45° и далее всё увеличивался, уголь в трюме № 2 "пополз", поэтому всем людям пришлось оставить судно. Их подобрал британский пароход "Хармоник", шедший в хвосте конвоя, и через три дня высадил в Кардиффе. Ни один человек из 51 на "Альваки" не погиб.
       Юрген Эстен, всплыв под перископ в безопасной дистанции, наблюдал за безуспешными попытками британского спасательного буксира "Бандит" сделать хоть что-то с гибнущим судном, удивляясь, каким же это таким образом ему удалось подбить пароход торпедами, которые не взорвались.
       В 22.07 "Альваки" затонул.


капитан-лейтенант Юрген Эстен

(по материалам сайта uboat.net)
Tags: война, история, корабли, подводные лодки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments