Юрий РОСС (filibuster60) wrote,
Юрий РОСС
filibuster60

Categories:

Про "Аврору" и не только

       Чёрт меня занёс на вики-страничку про фрегат "Аврора"...



       Это ж просто праздник какой-то. Столько нового узнать за один раз.
       Например, про то, что на "Авроре" стояли карронады. Да-да, тридцать 24-фунтовых пушек на опер-деке и двадцать две 24-фунтовых карронады на шканцах. Плюс на баке и юте по 2 карронады, опять же 24-фунтовых. Для вики-писателей короткая пушка = карронада. Разницу между пушкой и карронадой они понимают в длине ствола. Короткая значит карронада, ещё короче - мортира. Для них всё просто. Интересно, к какому классу орудий они отнесли бы единороги. Которые, между прочим, на "Авроре" тоже были, медные, в количестве 02 (две) штуки. Ну, по состоянию на 1854 год. Почему-то не указано, ну да ладно. Поясняю: разница между пушкой и карронадой - это как между истребителем и бомбардировщиком, между пистолетом и револьвером, между шифером, шафером и шофёром, между портвейном и кальвадосом (можно продолжить)... И если стояли на "Авроре" 24-фунтовые пушки, длинные и короткие, то не надо их (ну, короткие то есть) карронадами называть. У коротких 24-фунтовок, между прочим, дальность стрельбы при углах возвышения 1-7 градусов ещё и побольше, чем у длинных (тогда как у 24-фунтовых карронад в полтора раза меньше), но это уже высший пилотаж, которого от вики-писак ожидать глупо.
UPD. Впрочем, тут я зело перегнул; конечно, в разное время на любом фрегате/корвете стояли разные орудия и в разном количестве; это я уже помешался на 1854 году, простите меня, друзья %))) но в 1854 году на "Авроре" действительно карронад не было, и в википедиях тоже следует быть более точными, а не припечатывать однозначный штамп.
       Дальше открытия следуют куда более потрясающие.
"...27 августа 1853 года, проходя мимо шведского города Треллеборг, фрегат коснулся мели, но уже 29 августа был снят двумя шведскими военными пароходами и 30 августа стал на якорь в Копенгагене..."
       Коснулся (!) мели, но так коснулся, что снимать пришлось аж через два дня и аж двумя пароходами. Ребятки, ну вы хоть сами-то понимаете, что вы пишете?
       На пассаже об уходе "Авроры" из Кальяо даже останавливаться не хочу. Начинающему сталевару, которому вдруг треснуло написать "Занимательную стоматологию" (или наоборот), до наших нынешних интернетовских писателей-многостаночников как до Америки брассом.
       И вообще, как только где-то в тексте встречается английский фрегат "Пайк", дальше лучше не читать. Это один из тех случаев, когда мозги будут засраны мусором, от коего подчас весьма трудно избавляться.
       Однако авгиевы конюшни иногда приходится и разгребать, поэтому таки набираемся мужества и читаем дальше. От неминуемой путаницы в датах по старому и новому стилю (плюс путаница из-за того, что союзники не учитывали линию смены дат) абстрагируемся и отсчитываем события просто по дням.
       Как оно было на самом деле:
       - день первый - союзная эскадра прибыла в Авачинский залив, паровой шлюп "Вираго" заходил в Авачинскую губу на рекогносцировку;
       - день второй - эскадра вошла в Авачинскую губу, прошла мимо русских батарей на дальней границы зоны обстрела, обменявшись с батареями несколькими выстрелами и встала на якорь посередине губы;
       - день третий - начало штурма, сорвавшееся ввиду инцидента с контр-адмиралом Прайсом, а также захват русского бота № 2;
       - день четвёртый - первый штурм, артиллерийская дуэль с батареями на южном направлении, высадка десанта на 4-ю батарею и его отход, окончание несостоявшегося штурма;
       - день пятый - похороны контр-адмирала Прайса в Тарьинской бухте, появление на эскадре американцев, принятие решения на второй штурм, возврат части пленных, взятых на боте № 2;
       - день шестой и день седьмой - подготовка ко второму штурму, эскадра на якоре в своём привычном месте;
       - день восьмой - второй штурм, тяжёлый обстрел двух батарей, высадка десанта, десант отбит, эскадра всё там же на якоре, потери врага 49 убитых (плюс контр-адмирал Прайс), 4 пленных, 170-180 раненых;
       - день девятый - похороны убитых в Тарьинской бухте, пополнение запасов воды и дров;
       - день десятый - уход эскадры из Авачинской губы (англичане в Ванкувер, французы в Сан-Франциско).
       Теперь смотрим, что нам рассказывают спицылисты от википедийной истории.
       - день первый - в принципе, всё соответствует (правда, уже аж 2700 человек на союзной эскадре, а пароход отгоняли почему-то "Аврора", "Двина" и батарея № 2 - наверное, потому что он на разведку прямо в гавань лез, там так написано);
       - день второй - противники обменялись первыми выстрелами (не знаю, как понимать эту фразу, но это дословно), видимо, уже как-то оказались внутри Авачинской губы;
       - день третий - высадка десанта 600 человек, бой длился почти 8 часов, противник был отброшен обратно на суда, Прайс не вынес это дело и застрелился;
       - день четвёртый - после мощного артобстрела снова высажен десант, который пробыл на берегу всего несколько минут и бежал от 130 защитников Петропавловска;
       - дни пятый тире седьмой не отмечены никак и ничем;
       - день восьмой - обстрел батарей, высадка десанта в 950 человек, десант отброшен, потери противника 400 человек убитыми и ранеными;
       - день девятый - выпал из повествования, как и с пятого по седьмой;
       - день десятый - уход эскадры.
       Но не просто уход. Оказывается, "Аврора" с какими-то "сопровождавшими её кораблями" кинулась вдогонку! И, нагнав врага в заливе Де-Кастри (!!!), дала им артиллерийский бой! Успешный! И вот после этого противник наконец-то отступил: англичане в Ванкувер, французы в Сан-Франциско.
       Не вру, ей-богу! Скажи, Серёга!
       В общем, итого при атаке Петропавловска было три обстрела и три десанта; один раз обошлись десантом без обстрела, другой раз обстрелом без десанта, в двух случаях "решили совместить".
       Ну и прочие "мелочи", как-то: "в критический момент сражения с фрегата «Аврора» высадились 3 десантные команды", "в ходе отражения штурмов (18—24 августа 1854) Петропавловского порта «Аврора» получила серьёзные повреждения: ядром была пробита грот-мачта, перебит такелаж, повреждены пушки" и прочая ахинея, навеянная отменным знанием предмета. Это так, навскидку, там такого хватает.
       Я знаю, мне скажут: дык, пойди уже и поправь! это ж википедия, туда любой имеет право! Фигушки-с, друзья. Править-то может любой, а вот утверждать правки вовсе не любой. Правки должны быть подтверждены ссылками. А там и так уже всё подтверждено, и да-да, именно ссылками. Где такая же туфта, притом противоречивая (сходите, проверьте, там источников хватает). И тут, значицца, приходит такой я, весь в белом и с золочёной подзорной трубой, правит текст статьи и при этом ссылается... на кого? верно, на самого себя, т.е. на свою книжку "Забыть адмирала!" (а на что ж ещё?)...
       Нет уж, братцы-сестрички, заниматься википисью я не намерен. Хотя бы по той простой причине, что утверждать мои правки будут люди, которые в рассматриваемом вопросе ни бум-бум. В самом лучшем случае они оставят мой текст с издевательскими пометками "информация ссылками не подтверждена", они ж без ссылок существовать не умеют, и плевать, что там по ссылке бредятина висит; главное, чтоб ссылка была. Их и так вполне устраивает выложенная чушь (а чо, ссылки ж есть, всё нормально). Тот факт, что у них там среди ссылок нет ни одной на главные документы (официальные рапорта, вахтенные журналы и журналы боевых действий) - да кого ж он, этот факт, волнует? То ли дело "проверенная временем" беллетристика навроде "Петропавловского боя" Щедрина. Где все эти бесконечные "Пайки", Фебврие де Пуанты, неприятели числом 2700, тройное превосходство, десант в 950 человек, потери 400... но вот до трёх десантов не додумались даже записные беллетристы, включая совершенно идиотическую книжку Н. Данилова "Кордон", написанную, как представляется, под веществами. Заметим: информация про три десанта подтверждена (ну, типа того) ссылками. Не знаю, кто как, а я аплодирую.
       М-да.
       А началось всё с карронад "Авроры", за которые ни с того ни с сего  зацепился взгляд...
Tags: Интернет, война, грустное, злое, история, флот
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments