Юрий РОСС (filibuster60) wrote,
Юрий РОСС
filibuster60

Categories:

Wir liegen auf Grund, Herr Kaleun!..


В первом ряду: 2-й вахтенный офицер, штурман Крихбаум, боцман Берманн ("Первый номер")...

       Сначала слово гросс-адмиралу Карлу Дёницу (на момент написания этих слов уже экс-гросс-адмиралу и сидельцу тюрьмы Шпандау): "...подводная лодка U-21, принимавшая участие в поиске кораблей, села на мель в районе юго-восточнее Мандаля и была интернирована норвежскими властями. До этого времени ни одна немецкая подводная лодка не садилась на мель из-за ошибки штурмана. Подобных случаев не наблюдалось и в дальнейшем".
       Не знаю; возможно, U-21 села на мель из-за ошибки именно штурмана, и слова Дёница следует понимать буквально. Мол, не был виноват ни командир, ни вахтенный офицер, а вот конкретно он, этот штурман такой-сякой... Но случаи всё же наблюдались, и не один. Навскидку приведу три (один до посадки U-21 и один после), и если читать слова Дёница не буквально (понимая под "ошибкой штурмана" навигационное происшествие, и ниже объясню почему) то есть что ему возразить.
[посадки на мель >>>]       7 ноября 1939 г. U-46 (Золер) села на мель в Малом Бельте, снялась своими силами.
       26 марта 1940 г. U-21 (Штиблер) села на мель в Скагерраке, была интернирована норвежскими властями.
       21 августа 1944 г. U-230 (Эбербах) села на мель у Тулона (квадрат CH 3385, к S от п-ова Сен-Мандрьер-Сюр-Мер), взорвана экипажем.

       Вполне вероятно, что список ещё не полон.
       Имею наглость предположить, что в навигационном происшествии (и неважно, достигло ли оно уровня аварии или даже катастрофы, т.е. с гибелью людей) всегда виноваты трое: командир, вахтенный офицер, штурман. Свою ответственность они могут поделить в различной пропорции (2:3:5, 6:4:2, 8:1:1 и т.д.) - это определит комиссия, которая будет дотошно разбираться, рыться в кальках, прокладках и вахтенном журнале, опрашивать/допрашивать всех членов экипажа и свидетелей со стороны... Но это всегда три человека. Иначе и быть не может. Кто отвечает за безопасность кораблевождения? Штурман, вахтенный офицер и, разумеется, командир...
       Можно подискутировать о том, как готовили штурманов в немецком флоте тех лет; можно сравнить с нашим флотом; можно попробовать вывести процентное соотношение навигационных происшествий/аварий/катастроф и приблизительно определить, где дела обстояли лучше - даже с учётом размеров районов плавания. Это была бы очень интересная и монументальная работа... кто б ею занялся...
       Навигационные происшествия - это не только посадки на мель. Это ещё и столкновения, и вот списочек на 21 позицию (тоже наверняка не полный):
[столкновения >>>]       30 января 1940 г. U-15 (Фрам) столкнулась в Гельголандской бухте с эсминцем «Илтис», погибла со всем экипажем.
       3 сентября 1940 г. U-57 (Топп) в Кильской бухте у Брюнсбюттеля столкнулась с норвежским пароходом «Рона», погибло 6 человек.
       11 ноября 1941 г. U-580 (Кульманн) в квадрате AO 9382 при выполнении учебной задачи столкнулась с кораблём-мишенью «Ангельбург» и затонула; 12 погибших.
       15 ноября 1941 г. при выполнении учебных задач в Балтийском море столкнулись U-583 (Ратш) и U-153 (Райхманн); экипаж U-583 погиб.
       6 августа 1942 г. U-612 (Дик) в квадрате AO 7559 столкнулась с U-444 (Лангфельд) и затонула, 2 погибших.
       2 сентября 1942 г. U-626 (Баде) столкнулась с U-222 (фон Йессен) к SW от Пиллау; погибшие и раненые.
       12 ноября 1942 г. U-272 (Хепп) в квадрате AO 9572 столкнулась с U-634 (Брозин), много погибших, лодка затонула.
       8 декабря 1942 г. U-221 (Тройер) в квадрате AK 2546 (посреди Северной Атлантики!) столкнулась с U-254 (Гилардоне), которая затонула мгновенно вместе с командиром, спасено 4 человека; U-221 прекратила поход и вернулась в Сен-Назер с повреждениями.
       24 февраля 1943 г. U-232 (Цим) в квадрате AO 9418 столкнулась с U-649 (Тислер), были раненые.
       5 мая 1943 г. U-406 (Дитерихс) в квадрате CG 1775 столкнулась с U-600 (Цурмюлен); обе лодки имели повреждения и были вынуждены вернуться в базу.
       4 мая 1943 г. в квадрате CE 2243 U-659 (Шток) столкнулась с U-439 (фон Типпельскирх); погибло 84 моряка из 96, в т.ч. оба командира.
       5 августа 1943 г. U-34 (Ауст) в квадрате AO 9391 столкнулась с плавбазой «Лек» и затонула; 4 погибших.
       20 августа 1943 г. U-670 (Хиронимус) в квадрате AO 9582 столкнулась с судном-мишенью «Болькобург» и затонула; 21 погибший.
       8 сентября 1943 г. U-983 (Раймерс) в квадрате AO 9448 столкнулась с U-988 (Добберштайн) и затонула; 5 погибших.
       18 ноября 1943 г. U-476 (Нитманн) столкнулось с U-718 (Видувильт) во время учений на Балтике.
       20 ноября 1943 г. на рейде Данцига U-768 (Бюттьер) столкнулась с U-745 (фон Тротта). U-745 затонула, весь экипаж погиб.
       14 февраля 1944 г. на внешнем рейде Готенхафена столкнулись пароход «Эрна» и U-738 (Хоффманн); 22 погибших, в т.ч. командир лодки.
       17 марта 1944 г. у острова Рюген U-1013 (Линк) столкнулась с U-286 (Дитрих); 25 погибших, в т.ч. Линк.
       8 апреля 1944 г. U-2 (Шварцкопф) столкнулась с траулером «Хельми Сёле» к N от Пиллау у самого берега; 17 погибших.
       19 декабря 1944 г. U-737 (Грёйс) столкнулась в Вест-фиорде (квадрат AF 3389) с минным заградителем MRS25 и затонула; 31 погибший.
       18 февраля 1945 г. U-2344 (Эллерлаге) возле Халигендамма столкнулась с U-2336 (Фоккель) и затонула; 11 погибших.

       Значительная доля этих столкновений приходится на Балтику (квадрат AO 0000, Данциг, Пиллау и пр.) - это учебные лодки либо лодки, только входящие в линию боевых лодок. И приходится признать, что у них на борту не нашлось места опытным наставникам. Очень интересный подход к делу, не правда ли? Впрочем, U-57, например, была вполне себе боевой лодкой, хоть катастрофа также произошла на Балтике, а Эрих Топп на тот момент был уже достаточно опытный командир и вовсе не новичок.
       Всегда ли виноват штурман? Тоже неплохая тема для диспута. Понятно, что вахтенный офицер, а тем более командир виноваты всегда. А штурман? Он-то не всегда на мостике... Но если он не виноват, то на фига его с собой по морям возить? Не лишним, кстати, будет вспомнить, что если командир лодки и первый/второй вахтенные офицеры на немецких лодках были офицерами цур зее, то штурман был старшим унтер-офицером, то бишь фельдфебелем. Это, наверно, уходит корнями в традиции Королевского флота, который, как известно, длительное время ruled the waves. И подготовка их, штурманов (впрочем, как и офицеров), в разное время была слегка разной даже по срокам.
       А может, с учётом числа немецких лодок и обычного для Кригсмарине коэффициента оперативного напряжения вот эти вот приведённые цифры - это тьфу, на грани статистической погрешности?
       Такая вот тема для поговорить.
Tags: история, подводные лодки, флот
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments