Юрий РОСС (filibuster60) wrote,
Юрий РОСС
filibuster60

Categories:

Midshipman - мичман

пишет В.Ф., Ancient Skipper:

       В одной из дискуссий мне был задан вопрос: как лучше переводить английский термин midshipman – мичман или гардемарин? Постараюсь на него ответить по мере своих скромных сил.

Max Pirkis

       Чин мичмана в британском флоте XVII – начала XIX вв.
       Понятие (чин, должность, звание) мичмана (midshipman) весьма двойственно.
       Сам этот чин появился во времена Тюдоров, а первое письменное упоминание – в середине XVII века. Тогда он представлял собой специалиста-моряка – помощника лейтенантов, которые в своём большинстве мало (или вовсе не) смыслили в морском деле. Естественно, что эти мичмана происходили из нижних чинов.
       Во времена Республики и Протектората офицерский состав, что вполне логично, пополнялся выходцами из буржуазных кругов и стал преимущественно республиканским по духу (tarpaulin officers).
       Карл II, придя к власти во время Реставрации, был этим очень озабочен и старался увеличить число монархически настроенных офицеров (gentlemen officers). Для этого он в 1661 году ввёл институт королевских волонтёров (volunteer per order), или, как их повсеместно называли, королевских юнг (king’s letter boys), которые, научившись морскому делу, должны были стать  костяком офицерского состава Королевского флота. Сначала среди волонтёров было много аристократов вполне зрелого возраста (исключительное внимание короля и верховного адмирала, впоследствии короля Якова II, к своему флоту весьма способствовало их рвению) и даже иностранных офицеров, в основном шведов, но указами 1686 и 1688 г. верхний возраст приёма в королевские волонтеры был ограничен 16-ю годами (отсюда и королевские юнги). Помимо аристократов, в королевские юнги стали поступать и дети морских офицеров, и отпрыски поместного дворянства, особенно те, которые имели связи с аристократией. Этот королевский указ приравнивал королевских волонтёров к уже существующим мичманам, но требовал относиться к ним как к джентльменам. Отсюда ещё одно их наименование – молодые джентльмены (young gentlemen). Срок службы этих волонтёров до получения звания лейтенанта был определён в 7 лет. Постепенно на кораблях и судах должности мичманов замещались королевскими юнгами.
       Но и старая система капитанских слуг (captain’s servants, их не стоит путать с вестовыми и каютными юнгами из низов), из которых готовились офицерские кадры, параллельно с этим продолжала существовать. Более того, в начале XVIII века рвение аристократов посылать своих отпрысков ослабло с уменьшением интереса королей к делам флота. Последний королевский юнга поступил на флот в 1732 году. Поэтому старая система опять заняла основное место в системе подготовки офицерских кадров.  Даже основание королевской военно-морской академии в 1729 году не изменило этого положения, так как количество кадетов, обучавшихся в ней, было невелико – сначала 40 человек, а с 1806 года 70, и обучение в ней считалось менее престижным по сравнению с практическим обучением на кораблях Его Величества. После трёх лет обучения они выпускались на корабли и именовались ординарными мичманами (midshipman ordinary), взятыми на борт сверх штата, до тех пор, пока им не найдётся место в штате.
       Когда количество юных джентльменов превышало штатное количество капитанских слуг (например, капитану полагалось четыре слуги на сто человек его экипажа, из которых только небольшая часть была настоящими вестовыми), их записывали матросами, но их фактическое положение было как у мичманов. Какое бы место в штатном расписании ни занимали юные джентльмены (мичман, слуга, матрос – midshipman, servant, able seaman), их всех называли мичманами. Те из них, кто был постарше и прошёл основное обучение, выполняли в полном объёме мичманские обязанности, остальных привлекали по мере их возможностей. В то же время продолжали оставаться мичмана из низов, которые не претендовали на получение офицерского звания, количество которых постепенно сокращалось и к концу XVIII века сошло почти на нет, но таковые ещё существовали. Так, на линейном корабле «Беллерофон» в Трафальгарской битве участвовал Уильям Фэарвезер сорока пяти лет, продвинувшийся из низов, о чём свидетельствовала наколка на его плече, которую обычно делали боцманматы. Также существовали не столь юные (и совсем не юные) мичмана из тех, которые не смогли сдать экзамен на лейтенанта или им не хватило лейтенантских вакансий (что было особенно характерно для мирного времени, когда многие корабли ставились в отстой (in ordinary).
       Адмиралтейству не очень нравилась эта система, так как тут всё было отдано на откуп командирам кораблей, и адмиралтейство не имело значительного влияния на состав будущих офицеров. В 1794 году адмиралтейств-коллегия отменила эту систему и ввела новый класс аспирантов в офицеры – волонтёры 1 класса (2-й и 3-й классы составляли юнги из низов, 15-17 лет и 13-15 лет соответственно, которые обучались матросской специальности и были каютными и палубными юнгами). В волонтёры 1 класса принимались дети морских офицеров с 11 лет и прочих джентльменов с 13 лет. По достижении 15 лет они назначались на должности мичманов при наличии вакансий. Претендовать на сдачу офицерского экзамена они могли после трёх лет службы в качестве мичмана. Часть из волонтёров, не желавших дожидаться возможности сдать экзамен, сдавали экзамен на подштурмана, который получал большее жалование, и далее шли по штурманской части. Позднее экзамен на подштурмана стал обязательным для всех мичманов, в том числе и не претендующих на должность подштурмана. Конечно, и после этой реформы значительная часть волонтёров 1 класса поступала на корабли по протекции капитанов, но адмиралтейство постепенно брало в свои руки эту систему. Окончательно централизованная система подготовки офицерских кадров победила в середине XIX века.
       Суммируя сказанное, подведём краткий итог:
       1. Мичман – должность старшего унтер-офицерского состава, существовавшая в британском флоте с XVII до середины XIX века.
       2. Юные джентльмены как аспиранты на получение офицерского звания зачислялись на разные должности – матроса, капитанского слуги, мичмана, а с 1794 года волонтёра 1 класса, но всех их в обиходе (как флотском, так и общественном) называли мичманами.
       В ходу для «младшеньких» (youngsters) было разговорное «мичманок» (middy) и жаргонное «сопляк» (snotty).
       3. В XVIII веке должности мичманов стали занимать преимущественно юные джентльмены, хотя отдельные представители низов и выбивались в мичмана, но без дальнейшей офицерской карьеры.
       4. Хотя значительная часть юных джентльменов, особенно младших, на деле и являлись учениками морского дела, но называть их гардемаринами не стоит.
Во-первых, в литературе и обществе их повсеместно называли мичманами, и разделить, кто из них гардемарин, а кто действительно мичман, по большей части невозможно.
Во-вторых, гардемаринами в российском и французском флотах называли учащихся военно-морских учебных заведений, а в Британии только весьма незначительная часть училась в таковых (точнее, в таковом), и называли их кадетами.
Tags: история, флот, френды
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments