Юрий РОСС (filibuster60) wrote,
Юрий РОСС
filibuster60

Categories:

Итак, вернёмся к капитану Уильяму Блаю

сперва см. сюдой

       Точнее, не к капитану в смысле кэптену. Ибо даже уже потом, командуя H.M.A.V. Bounty, он был не кэптеном, а таки ещё лейтенантом*. Но: капитаном в смысле "командиром"; это случилось уже сильно потом, уже после того как Уильям Блай связал своё имя с Камчаткой.
       Всё просто, и многим это хорошо известно. Уильям Блай был мастером (то бишь штурманом) на H.M.S. Resolution, корабле Джеймса Кука в его третьей экспедиции. Вторым кораблём (H.M.S. Discovery) командовал кэптен Чарлз Кларк**. Корабли пытались войти в Северный Ледовитый океан; не получилось, и они ушли на Гавайи, где и приключилась та грустная история, во время которой оборвалась жизнь Джеймса Кука. Командование экспедицией принял Кларк; корабли зашли в порт Св. Петра и Св. Павла, о котором знали ещё до отплытия из Англии - экземпляр крашенинниковского "Описания земли Камчатки" был на борту "Решения" среди прочих полезных и правильных книг. Затем была предпринята ещё одна попытка похода во льды, также безуспешная. При возвращении в Петропавловск Кларк скончался от обострившегося на северах туберкулёза. Командование "Решением" принял его первый лейтенант Джон Гор, а "Открытием" - второй лейтенант "Решения" Джеймс Кинг.  Капитан Кларк был похоронен в петропавловском порту и, хотя прах его был дважды перенесён (по архитектурным соображениям), он всё равно продолжает лежать в земле камчатской.
       Это были первые иностранцы серьёзного уровня, зашедшие в Петропавловск на больших кораблях. А штурман Уильям Блай стал первым иностранцем, составившим весьма подробную карту Авачинской губы (об чём прямо на карте английским по белому и написано):



       Замечу, что столь подробной и точной (для того времени) карты, вычерченной рукой какого-либо русского штурмана, лично мне пока не попадалось.
       Ну, а потомошный мятеж на "Баунти"... после него Блай проявил себя настоящим моряком и незаурядным командиром, что даёт нам повод действительно им восхищаться. Не каждый бы так смог. У лейтенанта Флетчера, например, не очень-то получилось командовать, так что не зря Блай его кошками выпорол в виду всего экипажа. Имел полное право. Правильный, между прочим, обычай был, ни фига не вредный.

* Справедливости ради следует заметить, что лейтенантом Блай стал в 1781 году, вернувшись из 3-го плавания Кука и получив под своё командивание H.M.S. Berwick. Сменив ещё несколько кораблей, в 1783 году он ушёл в торговый флот и был капитаном (не военным), командивал купцами "Линкс" и "Британния", но в 1787 году вернулся в Королевский флот и, оставаясь в чине лейтенанта, получил назначение на "Баунти", и теперь мы знаем о нём куда больше именно в связи с той историей.
      ** Я упорно пишу "Кларк", хотя его фамилия по-английски пишется Clerke, и фиг его знает, как она на самом деле правильно читается. Это всё наследие моего тяжёлого детства - мальчик очень долгое время находился (да и, пожалуй, по сей день находится) под сильным влиянием "Водителей фрегатов" Чуковского, а там у него везде фигурирует капитан Кларк. Мы на эту тему с Павлом Калмыковым целый пучок копий не однажды сломали, но мне всё одно больше нравится Кларк. Я вообще достаточно упёртый товарищ, спросите кого угодно :)
Tags: капитаны, карты, корабли, путешествия, флот
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 52 comments