"...Тогда он пришпорил своего рысака, и расстояние между ним и беглецом стало заметно сокращаться..."
Типичная для литературы фраза, не правда ли?
Оказывается, изначально всё было ровно наоборот. Эвон чо пишут:
"Изначальная функция шпор была абсолютная противоположна современной. Они использовались в качестве тормоза, а не газа. Если лошадь ускоряла шаг, всадник начинал болтаться у неё на спине и ранил её шпорами. Это вынуждало лошадей уменьшать свой темп".
У меня аж глаза на лоб вылезли, когда прочитал. Век живи - век учись.
А ещё шпоры в том чистом виде называются не шпорами. Правильное название: гарндкрот. Это вот те самые штуки, которыми лошадке в бока. В музеях есть устрашающего вида гарндкроты, похожие на здоровенный коготь и вселяющие страдания в сердца любителей животных - типа, ай-яй-яй, как же им вот так вот*... Оказывается, это использовалось в рыцарские времена, когда лошадь была укрыта толстой защитной попоной (у неё было две функции - опознавание "свой/чужой" и защита). Через попону "когти" не ранили.
Потом придумали вращающие колёсики и звёздочки. Их не вонзают лошади в бока; они призваны создавать лошади чёткое тактильное ощущение, которое она приучена воспринимать как сигнал управления. Да и не вонзишь звёздочку или колёсико, хоть и смотрится звёздочка зловеще. Конечно, наверно, ежели со всей дури пятками двинуть и воткнуть... ну... я не всадник и в этом не рублю. Думаю, что таки нет. Лошадь может решить "да не пошёл бы ты" - и со всем вытекающими. Но: не будем отвлекаться.
В общем, вот эти вот колёсики и звёздочки на палочке, прицепленной к сапогу на уровне ахиллова сухожилия, это, оказывается, и есть шпоры. А все прочие торчащие шпеньки вида "капельки", "топорики" и пр. - это гарндкроты. Они, кстати, лошадке менее приятны, чем шпоры (понятно почему). Хотя их используют параллельно уже много веков подряд.
Вот оно как, Михалыч... (с)
К чему это всё? А не скажу пока :)
* К лошадям у меня давно уже такое отношение, будто я перед ними вину чувствую от имени всего человечества. Сколько их загублено людьми во имя удовлетворения своих амбиций в ходе развития нашей "цивилизации" - не сосчитает никто и никогда. Когда я вижу лошадь, мне стыдно за людей, и я близко к ней не подхожу: мне кажется, она чувствует моё чувство вины и как минимум цапнет. Или копытом саданёт (один раз уже было, и если б я