Юрий РОСС (filibuster60) wrote,
Юрий РОСС
filibuster60

Category:

50-я МРСка

001

       Сегодня на Вилючинской верфи праздник. Среди четырёх освящаемых и готовящихся к спуску на воду МРСок - пятидесятая.
       Ещё раз, жирным капсом: ПЯТИДЕСЯТАЯ.

003
Красавцы-кораблики в одну линию

       Пятидесятая - это МРСка. А если посчитать всё остальное, то у-у-у...
       Когда в начале 90-х военный судоремонтный завод СРЗ-49 "Горняк" образованные менеджеры принялись усердно загонять в жопу (и в итоге весьма преуспели, даже по состоянию на сегодняшний день), людям просто было нечего есть. Поэтому верфь была создана "с нуля" не как коммерческий проект с целью извлечения прибыли, а как социальный: дать людям работу, не позволить пропасть ценнейшим рабочим кадрам - корпусникам, металлообработчикам, электрикам и всем прочим, и делать Дело. Открыли предприятие (я пишу очень-очень вкратце, а это целая история, подчас на мотив гоп со смыком), начали делать рыбацкие прорези и жилонки, а попутно обживать брошенные руины, где когда-то размещался строивший Вилючинск стройбат.

002

       Дальше - больше. Были восстановлены небольшие кораблики типа катеров "Ярославец", ну и всякое, в том числе "жуки" - буксирные катера типа "Ж". Верфь понемногу встала на ноги, несмотря на отчаянную помощь рекетиров из числа чиновников и "братков" ("Новая газета", когда она ещё была нормальной, писала об этом). Сформировался костяк коллектива - это были всё больше когда-то лучшие специалисты-корпусники завода, выдавленные с этого самого завода за ненадобностью. Сформировались и традиции - сейчас на верфи достаточно дружный рабочий коллектив, ставящий интересы Дела превыше всего. И это вовсе не красивые слова, это правда. Стяжатели, бездельники, любители прибавочной стоимости в коллективе не приживаются - включая и когдатошних соучредителей.

005
Краткая речь гендиректора Евгения Никитина

       Постепенно пришли к тому, чтобы восстанавливать старые убитые МРСки. Они по всей Камчатке десятками валялись и ещё валяются. Железный хлам, когда-то бывший кораблём, тащится на верфь и ждёт своего времени:

004

       Затем происходит постепенная замена всего старого железа на новое - от форштевня до транца, от киля до клотика:

007

       Эта замена идёт сразу на нескольких кораблях - то параллельно, то конвейерным методом. Меняется (читай "делается заново") абсолютно всё: машины, электрооборудование, внутренняя отделка, винторулевая группа, мачты, палубное и грузоподъёмное оборудование... в общем всё, кроме радиосвязи и навигации, этим занимаются другие сертифицированные фирмы. В итоге получается новый корабль (ну, не на сто процентов, конечно, но больше, чем на 90):

008

       И тут у меня вопрос: остаётся ли при этом старая душа корабля в новом железе? Наверное, да. Потому что замена происходит постепенно. И у души корабля в процессе восстановления тела отрастают крылья. Или, наверное, плавники :))

010

       Если вы подумали, что "только кораблики", то вот вам большой и толстый отнюдь. Купола церкви в Вилючинске - дело рук верфи. Подъёмник КБД-1000 на горнолыжке - тоже. Два понтона в пирсовой зоне подводных лодок - тоже (за один военные заплатили, за второй нет). Эллинг для клуба "Вилючинск - виндсёрфинг" - тоже верфь (включая спасение эллинга, когда его смыло с берега жутким штормом 2002 года). Новый памятник подводной лодке Л-16 в Рыбачьем - подарок городу на 5 миллионов рублей. Памятник адмиралу Прайсу, который снёс тогдашний придурошный директор завода и вор по фамилии Аверин. И много-много ещё чего.  Всё это - Вилючинская верфь во главе с Евгением Васильевичем Никитиным:

006
Е. В. Никитин

       Да, он умеет быть жёстким и требовательным. Но: в первую очередь к самому себе. Все остальные это видят и в меру способностей стараются соответствовать. Если кто-то чего-то не знает или не умеет - не беда, завтра научится. Поэтому не решаемых в принципе инженерных задач для верфи (в её масштабах и профиле деятельности) не существует. Как непосредственно производственных, так и социальных. И всегда в первую очередь ценится отношение к Делу.
       На верфи уже есть рабочие династии. Не хухры-мухры. Количество кораблей, прошедших через руки и сердца некоторых работников верфи (а таких не один и не два), не поддаётся учёту, ещё с советских времён, включая боевые надводные корабли и подводные лодки. Сейчас на верфи работает шестьдесят человек. И, как я слышал, менять место работы никто не собирается. На кораблики "от Вилючинской верфи" очередь расписана на 2-3 года вперёд.
       Самое главное: люди делают Дело ради Дела. И делают его по-честному, на совесть, хорошо и отлично. Как и подобает нормальному рабочему классу. О верфи уже писали в СМИ, и не раз.
       На верфи, между прочим, есть и банкетный холл, и бесплатный спортзал (посещение которого дважды в неделю стимулируется материальной премией). Кто умеет хорошо работать, тот умеет и правильно отдыхать. На очереди - футбольное поле, которое всё равно будет, несмотря на традиционно упорную помощь чиновников. Ну и далее, тоже всё будет. Ибо таков Главный подход, ставший за двадцать лет традиционным и железным.
       Вот так-то вот.

Всегда так было, всегда так будет –
Вопрос извечный: быть или не быть?
Но моряки такие люди –
Им лишь бы всё куда-то плыть и плыть.
       И летит над океаном
       Чайками привет с Большой земли.
       Мы для вас, для магелланов,
       Строим, строим корабли.

Обнимет ветер, волна закрутит,
И прошлое лишь вспомнится едва.
Но моряки такие люди –
Новые откроют острова.
       Разорвёт земные узы
       Парус, исчезающий вдали...
       Мы для вас, для лаперузов,
       Строим, строим корабли.

Не всяк поймёт, а то осудит –
Меня, мол, не заманишь калачом.
Но моряки – такие люди,
Им лишь бы плыть, и было бы на чём.
       И вернутся (ну, наверно!)
       Все, кто в океан вчера ушли.
       Мы для вас, для крузенштернов,
       Строим, строим корабли.
              Мы для вас, для новых крузенштернов,
              Новые построим корабли.
(с) специально для Вилючинской верфи, 2017



009

       И таки да, новый корпус корвета "Чёрная барабулька" для фестиваля "Абордаж" будет построен тоже на Вилючинской верфи.
       Можно много чего ещё про них рассказать. Но лучше всяких рассказов - железные иллюстрации к ним. Они всем видны, вон моря вокруг Камчатки бороздят.
       Лично моё мнение: Е. В. Никитину давно уже пора быть в списке почётных граждан Вилючинска. В официальном. Потому что в людской молве он давно уже там. Это факт.
Tags: вах-вах, друзья, корабли
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments