September 5th, 2020

феолософ

1854 - 2020

       Камчатская краевая библиотека выпустила презентацию, посвящённую очередной годовщине героической обороны Петропавловска от англо-французов в 1854 году.
       И что? И опять всё то же. Всё те же мифы - и количество супостата, и количество пушек, и несусветные потери... Особую пикантность придаёт тот факт, что в презентации предлагается почитать мою публикацию "Мифы легендарной правды", которую автор презентации сама прочитать почему-то не удосужилась (ну, раз уж снова оказалась в плену этих мифов).
       Прав был старик Экклезиаст: ничего нового; что было, то и будет. Как не пользовались штатные краеведы трудами краеведов нештатных, так и не пользуются.
       Уважаемая Наталья Дивнина, автор презентации, скажите мне, пожалуйста, откуда вы взяли эти цифры?
       Откуда силы неприятеля 2250 человек? Фрегат "Форт" – 513 чел., корвет "Эвридика" – 229 чел., бриг "Облигадо" – 125 чел., фрегат "Президент" – 450 чел., фрегат "Пик" – 280 чел., паровой шлюп "Вираго" – 149 чел. Итого 1746. Можно добавить сюда штаб адмирала Прайса с его флаг-лейтенантом и двумя клерками, и получится ровно 1750. Ах, вы, наверное, прибавили сюда 500 человек морской пехоты? А где вы взяли это число – 500? В десанте на Озерновский пляж участвовали всего 120 британских морских пехотинцев и 80 французских; а остальные триста – они что, от боевых действий самоустранились, что ли? Или их всё-таки было не 500? А сколько? А может, они входили в состав экипажей кораблей, вот в эти 1750? А? ;)
       Количество вражеских пушек у вас 212, русских – 68. Сможете рассказать сколько из них где находились? Я уже не спрашиваю, каких пушек, это высший пилотаж. У меня, например, после подсчётов получилось 73 русских пушки против 192 вражеских. Применительно к данной теме мы с вами отличаемся тем, что я могу сказать, где какие пушки были. Я полагаю, что приводящий цифры (либо иную информацию) несёт за них ответственность. А вы как полагаете?
       Десант на 4-ю батарею при первом штурме у вас 600 человек. Откуда столько? Ладно, это заведомо устаревшая иллюстрация к книжке Щедрина, но десант на Озерновскую косу при втором штурме у вас 900 человек. Откуда сведения? Почему не 950, не 1000, не 1200? В сборнике "Защитники Отечества" все эти цифры фигурируют; почему взято именно число 900, из каких соображений? Ведь на самом деле десант насчитывал 700 человек...
       Вы привели число русских потерь 37 человек, в то время как имена и фамилии всех сорока двух погибших защитников Петропавловска опубликованы ещё год назад. Неужто не попадался вам этот список от Сергея Гаврилова?
       Вы привели число потерь неприятеля "около 350 человек убитыми" – в то время как точное число убитых (53 человека) весь просвещённый мир знал уже в 1854 году. И Великобритания, и Франция, и США, и, конечно, Россия. Если вы продолжаете настаивать на числе 350, то хотелось бы узнать, где эти 350 человек были похоронены. 38 под Никольской сопкой, 12 на мысу Неводчикова в бухте Тарьинской (надеюсь, я вам ничего нового пока не открыл?), а где зарыты остальные триста? И сколько ж тогда было раненых? Я, например, могу назвать погибших англичан пофамильно. И уже назвал. А вы сможете? Если полагаете, что я вру, то опровергните. Вы же краевед на окладе, это ваш профессиональный долг – "переписывателей истории" опровергать. Только, опровергая, честно сообщайте, где вы берёте все свои цифры. Вот просто скажите: эта цифра из вот этого документа, эта – из вот этого... И почему взяты именно эти цифры, а не другие, которые указаны в других документах. Чтоб мы поняли ваш принцип выборки, нам интересно. Степень достоверности этих цифр мы уж как-нибудь оценим сами.
       "Грустно, девицы" (с) О. Бендер