
Пара вопросов к радиолюбителям и радиопрофессионалам – и желательно морякам или сочувствующим.
Исходная информация такова (и об этом уже писал уважаемый камрад и специалист по Битве за Атлантику Владимир Нагирняк, но я хочу заостриться слегка на другом):
12 сентября 1942 года U-156 (корветтен-капитан Вернер Хартенштайн) атаковала «Лаконию». Случай, всем достаточно хорошо известный, но Владимир обратил внимание на вот такой момент: штурман «Лаконии» сказал, что радиостанция корабля в момент попадания торпеды сразу вышла из строя, а поэтому радиопередача велась с одной из шлюпок.
Согласно KTB U-156, торпедный залп был дан в 22.07. Время хода торпед до цели (до первого попадания) – 3 минуты 6 секунд. Пароход остановился, начал проседать носом, команда начала спускать шлюпки. В 22.22 на волне 600 м (500 кГц, СВ-диапазон) прошла первая радиограмма о бедствии: «SSS SSS 04 36 S 11 25 W в 2036GMT Лакония торпедирована». В 22.26 прошла вторая, практически аналогичная, на волне 25 м (12 МГц, КВ-диапазон). В 23.23 «Лакония» затонула. Время не гринвичское, а бортовое U-156.
Опуская все остальные аспекты всей этой драмы (о ней написано очень много), хочу задать несколько вопросов.
От момента торпедирования до момента подачи первой радиограммы прошло всего 12 минут. За это время радист «Лаконии» успел:
а) врубиться, что вообще такое прозошло, и выяснить, что все радиостанции вышли из строя;
б) найти штурмана и узнать у него текущие координаты;
в) найти капитана и взять у него «добро» на подачу сигнала SOS и SSS;
г) ухватить свой дежурный скарб;
д) найти шлюпку с передатчиком и залезть в неё (тут вне зависимости от того, успели её спустить или нет);
е) включить и прогреть радиопередатчик, развернуть антенну, настроиться и выдать в эфир радиограммы.
Я, возможно, неправ, но стремительность действий радиста заслуживает всяческого уважения. Ибо я далёк от мысли, что каждый сидящий в шлюпке умеет обращаться с радиопередатчиком и имеет в кармане (вариант: в голове) бумажку с текущими координатами корабля. Или штурман с радистом оказались в одной шлюпке (раз уж он так уверенно говорит). Ещё раз капсом, болдом и курсивом: ДВЕНАДЦАТЬ МИНУТ. Уму непостижимо.
1. Скажите, пожалуйста, были ли в то время комбинированные трансиверы СВ- и КВ-диапазонов? Ну, в смысле «два аппарата в одном ящике».
2. Вне зависимости от ответа на вопрос 1 – в каждой ли спасательной шлюпке могли находиться такие СВ- или/и КВ-трансиверы? Если да, то – у-у-у-у... А если нет, то – опаньки.
3. Не принимая во внимание массогабаритные характеристики этих трансиверов (и их блоков питания) – какова могла быть их мощность и какую (соответственно) антенну нужно было бы вооружить в шлюпке для уверенной передачи SOS на приемлемую дальность (и каким макаром вооружить)?
Потому что лично мне в силу своей необразованности и серости представляется, что КВ- (а тем более СВ-) антенну для передачи на 400 км в шлюпке вооружить несколько проблематично. И что их там (трансиверов) в спасательных шлюпках ну просто не было вообще. Поправьте меня, пожалуйста, если я неправ. Просветите бедолагу :)
И если получится, что штурман «Лаконии» наврал, то интересно зачем.
73