Юрий РОСС (filibuster60) wrote,
Юрий РОСС
filibuster60

Category:

Поторапливайся, да не спеши...


"Doggerbank" (ещё до переименования)

       Этот грузовой теплоход был построен в Англии в 1926 году и получил имя «Спейбэнк» (Speybank). 31 января 1941 года он был захвачен в Индийском океане немецким рейдером «Атлантис»; призовой экипаж под командованием Пауля Шнайдевинда 10 мая привел судно во французский порт Бордо. Немцы переоборудовали его во вспомогательный минный заградитель, переименовали в «Доггербанк»*, а командовать им поставили всё того же капитан-лейтенанта Пауля Шнайдевинда. В январе 1942-го «Доггербанк» покинул Бордо, в марте-апреле выставил минные поля у Южной Африки и далее пошёл с особым заданием в Японию. В марте следующего года он находился на обратном маршруте.
       * Доггер-банка – знаменитое отмелое место в Северном море.

       Само собой, немецкие подводные лодки на маршруте «Доггербанка» были предупреждены. Однако, как упоминается в ряде источников, капитан-лейтенант Пауль Шнайдевинд был известен в Кригсмарине своей склонностью к принятию самостоятельных решений, поэтому «Доггербанк» шёл с опережением графика на несколько суток и, разумеется, напоролся на «девятку» U-43, которая в этот день в этом районе его уж никак не ждала.
       Обер-лейтенант Ганс-Иоахим Швантке посмотрел в свою оптику, полистал справочник-определитель и легко опознал в идущем мимо судне британский грузопассажирский пароход типа «Данедин Стар», а посему немедленно принялся вырабатывать исходные данные для торпедной атаки.
       В 21.53 3 марта 1943 г. U-43 дала по судну веер из трёх торпед. Все три попали в цель, судно затонуло в две минуты, о чём довольный своим успехом Швантке и доложил BdU из квадрата DF9329 (29°10'N, 34°10'W). Ошибка выяснилась уже потом – когда U-43 вернулась в базу и KTB* капитана лодки был по обыкновению подвержен тщательному анализу. Что ему за это было? Кажется, ничего. Мне тоже представляется, что он не виноват.
       * KTB – журнал боевых действий.
       На борту «Доггербанка» находилось множество моряков с немецкого танкера снабжения «Уккермарк» (быв. «Альтмарк») и рейдера «Тор», которые погибли 30.11.42 г. в Йокогаме при страшном взрыве танкера из-за искры во время ремонтных работ. Выжившие в катастрофе «Доггербанка» находились в пяти спасательных шлюпках, и всплывшая U-43 даже пыталась сблизиться с ними для положенного опроса (что за судно? куда шли? каков груз? фамилия капитана?), однако из-за кромешной темноты это не удалось, и лодка покинула место потопления. Единственную из этих шлюпок 29 марта подобрал испанский танкер «Кампоамор»; в шлюпке был всего один человек, Фриц Кюрт, который рассказал, что их было 15, что шлюпка перевернулась, и только шестерым (включая Шнайдевинда) удалось поставить её на киль и снова в неё забраться. Без еды и питья выжившие моряки оказались в отчаянной ситуации, поэтому четверо из них попросили Шнайдевинда застрелить их. Он выполнил их просьбу, после чего застрелился сам. Счастливчика Фрица Кюрта испанцы довезли до Арубы.
       Что же касаемо U-43, то через четыре месяца (30 июля) она была потоплена палубной авиацией американского эскортного авианосца «Санти» в Северной Атлантике к зюйд-весту от Азор; весь экипаж – 55 человек – погиб...
       Не всегда быстрее означает надёжнее; но кто ж укажет, где соломки-то подстелить?


"Mathew Luckenbach"

       В 23.00 18 марта 1943 года американский грузовой пароход «Мэттью Лаккенбах» отделился от своего конвоя HX-229, потому что капитан Этвуд Н. Борден со своими офицерами решили, что после торпедирования нескольких судов конвоя немецкими подводными лодками будет лучше как можно быстрее следовать далее в одиночку, обогнав всех прочих. Так оно поначалу и было, но увы, больше суток не продлилось – сознательно выйдя из своего конвоя и уйдя от полным ходом от опасной волчьей стаи «Раубграф», судно тут же вошло в зону, где в это же самое время стая «Штюрмер» громила конвой SC-122... вот так, из огня да в полымя.
       В 10.47 «девятка-цэ» U-527 (капитан-лейтенант Герберт Ухлиг) выпустила по «Мэттью» три торпеды, две из которых попали ему в левый борт. Машины встали, и экипаж в составе восьми офицеров, тридцати четырёх матросов и двадцати шести артиллеристов (судно имело 3-дюймовку, 4-дюймовку и восемь 20-миллиметровых зениток) немедленно полез через борт в три шлюпки и два плота. Через полтора часа их подобрал куттер канадской Береговой охраны «Ингхэм», пришедший на SOS. Поскольку «Мэттью» не производил впечатление тонущего судна, капитан куттера предложил американцам вернуться на борт, запустить машины и попытаться следовать дальше, однако желающих не нашлось.
       Вечером 19 марта мимо повреждённого «Мэттью» проходила «девятка-цэ» U-523 (капитан-лейтенант Вернер Питцш), которая в 20.08 выпустила в брошенный пароход торпеду, после чего он затонул в течение семи минут.
       Заметка, конечно, не про то, что «тише едешь – дальше будешь», «не уверен – не обгоняй» и т.п., и даже не про то, что весенняя Северная Атлантика ничуть не приятней, чем осенняя, а про то, что война – это очень, очень страшно. Не надо войны, люди...
       U-527 потоплена 23 июля 1943 года в Северной Атлантике к зюйду от Азор палубной авиацией американского эскортного авианосца «Бог»; из 53 подводников спаслось 13.
       U-523 потоплена 25 августа 1943 года в Северной Атлантике к весту от испанского порта Виго глубинными бомбами кораблей Королевского флота – эсминца «Уандерер» и корвета «Уоллфлауэр»; из 54 подводников спаслось 37.

Tags: война, история, корабли, подводные лодки, флот
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment