
"Monte Gorbea"
В 19.37 19 сентября 1942 года одиночный и нейтральный по отношению к Германии испанский грузовой теплоход «Монте Горбеа» (3720 т) получил в борт торпеду от U-512 – германской подводной лодки типа IXC, которой командовал капитан-лейтенант Вольфганг Шультце (Wolfgang Schultze).
Попутно заметим, что в подводном флоте Кригсмарине был не один Герберт Шульце, который по-настоящему знаменит и который на слуху, а их – Шульце – было много. Как Schulze, так и Schultze. Просто фамилии распространённые, да и произносятся одинаково – Шульце. Не надо их всех путать, и я специально пишу тут «Шультце», хотя и Schultze среди капитанов у-ботов был не один.
Ну так вот.
Шультце заметил теплоход ещё в 16.41 и начал выходить в позицию. Он хорошо видел испанский флаг и опознавательные знаки нейтрала, но решил, что это не более чем маскировка – просто кто-то хитрый канает под испанцев в надежде, что повезёт, и его не утопят.
Как уже сказано, в 19.37 теплоход получил торпеду в борт и менее чем за минуту затонул в 60 милях к осту от Мартиники (14°55'N, 60°W, по сетке Кригсмарине квадрат EE4423). Погибло 23 члена экипажа (из 46) и 29 пассажиров (из 33). Спасшиеся (капитан, 22 моряка и 4 пассажира) сумели добраться до Мартиники на шлюпке.
Шультце доложил BdU о потоплении и о причине, побудившей его принять решении о потоплении нейтрала. Ответная радиограмма BdU была краткой: мол, продолжайте поход, а по возвращении вас ждёт военный трибунал.
И он продолжил боевой поход. 24 сентября он участвовал в атаке конвоя TRIN-12 (это много южнее, почти у самого берега Венесуэлы) и одной торпедой потопил американский грузовой пароход «Антинус» (6034 т), уже повреждённый U-515 Вернера Хенке.
Теперь то, о чём я размышляю.
Смотрите.
BdU (а проще – папаша Дёниц) не опасается сообщать капитану лодки, находящейся чёрт те где в боевом походе, о том, что он уже фактически подсудимый.
Входящие радиограммы расшифровывает старший или вахтенный радист. То есть весь экипаж в курсе.
Если радиограмма была закрыта на два ключа, то всё равно 2-й ВО (он офицер связи) и 1-й ВО тоже знают о невесёлом будущем, которое ожидает их капитана. Более того, в надводном положении торпедами стреляет не капитан (капитан лишь принимает решение), а именно 1-й вахтенный офицер. Он вырабатывает исходные данные для атаки, он непосредственно командует «Los!» – то есть он такой же соучастник преступления, каковым, несомненно, является потопление нейтрала.
Хорошо. Допустим, что радиограмма BdU была закрыта на три последовательных ключа, и конечное содержание в цепочке расшифровывания «радист – 2-й ВО – капитан» знает только капитан. Всё равно – насколько нужно быть уверенным в капитане, чтобы сообщить ему такое?
Шультце, конечно, мог уповать на то, что вдруг папаша Дёниц в трибунале отмажет, а потому спокойно продолжил поход. А может, неспокойно. А вдруг не отмажет? А вдруг не будет отмазывать вообще? А может, и вовсе ни на что не уповал, а просто выполнял свой долг моряка-подводника – просто продолжал командовать лодкой, а там будь что будет...
Это остаётся неизвестным, потому что 2 октября U-512 погибла в Атлантике под бомбами американского самолёта B-18 «Боло» 99-й бомбардировочной эскадрильи. Точка потопления – 06°50'N, 52°25'W, к норду от Кайенны, Французская Гвиана. Погиб весь экипаж (51 человек), кроме одного. Выжил матрозен-гефрайтер Франц Махен – он десять дней плавал один в бескрайнем море и чудом не был сожран акулами; ему сбросили с самолёта спасательный плотик, а чуть позже его подобрал американский эсминец «Эллис». Он не умер с голоду лишь потому что умудрялся ловить и есть чаек, которые норовили сожрать его...
Вот я всё хожу и думаю – что чувствовал капитан лодки в боевом походе, зная, что дома его ждёт трибунал?
В любом случае на скамью подсудимых не сел, а искупил вину смертью. Страшной смертью.