
Пароход "Альваки"
10 июля 1940 года подводная лодка U-61 (тип IIC) оказалась точно на пути конвоя OA-180, который при подходе с веста к Оркнейским островам переформировался в две большие колонны. Лодка оказалась между ними, и её капитан обер-лейтенант Юрген Эстен счёл за благо немедленно погрузиться, чтобы ненароком не протаранили. Эскорт конвоя был хиловат - эсминец да корвет - но решение, конечно же, было верным. Однако ещё едва начав погружение, в 13.06 он таки выпустил две электрические торпеды G7e по ближайшему судну. Этим судном оказался голландский грузовой пароход "Альваки" (капитан Йохан Мартийн Шлёгль).
Дистанция стрельбы была всего 200 метров, а для гарантированного взведения взрывателя торпеды требуется минимум триста. Поэтому торпеды хоть и попали в цель, но не взорвались. Звук их ударов о корпус акустики кораблей эскорта, конечно, не слышали; торпеды воткнулись в обшивку судна, проделали в левом борту две круглых дыры диаметром по два фута, после чего вывалились наружу и утонули. В эти дыры хлынула вода.
На беду команды парохода, эти две небольшие дыры оказались в таких местах, к которым практически невозможно подлезть, чтобы их заделать. Одна в машинном отделении, и мешали всякие разные вспомогательные механизмы, а другая - в трюме, заполненном углём. Едва были остановлены машины, и крен начал расти, большинство членов команды и десять пассажиров-иракцев бросились спускать шлюпки. Усилий оставшихся было недостаточно, даже когда к ним присоединилась аварийная партия с подошедшего эсминца "Лоран". Никто вообще поначалу не понял в чём дело - шёл себе пароход и шёл, но вдруг ни с того ни с сего среди бела дня застопорил ход и начал крениться на левый борт...
Усилия аварийных партий ничего не дали, и в 14.15 они покинули судно, крен которого увеличился уже до 45 градусов, и началась подвижка угля в трюме обречённого парохода на левый борт, ещё более усугубляя ситуацию. Спасшихся подобрал "Хармоник", следовавший у "Альваки" в кильватере. Была предпринята последняя безуспешная попытка спасти судно с помощью подошедшего морского буксира "Бандит", но в 22.07 "Альваки" окончательно лёг на левый борт и затонул.
Комиссия британского Адмиралтейства в результате расследования пришла к выводу, что без саботажа тут не обошлось. Лишь после войны, как мне представляется, в результате сопоставления событий и доклада вернувшегося в базу Эстена исследователям-историкам стало понятно, как оно было на самом деле.
Вот так и был потоплен пароход "Альваки" торпедами-болванками, принеся Эстену заслуженные 4533 тонны.

Юрген Эстен
()по материалам uboat.net)