Юрий РОСС (filibuster60) wrote,
Юрий РОСС
filibuster60

Categories:

Grey Wolves Expansion ч. 58

GREY WOLVES EXPANSION & SILENT HUNTER III (перевод мануала, продолжение)

Приложение B. ДЕЙСТВИЯ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ В GWX. (продолжение)
Часть 2. ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ ОБОРОНА И ДЕЙСТВИЯ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ.



Гибель U-118.

       Кампания по противодействию союзников подводным лодкам включала несколько основных элементов:
       – стратегические бомбардировки баз подводных лодок и верфей, на которых они строились;
       – использование донесений разведки о планах подводных сил, диспозициях и состоянии;
       – развёртывание групп охотников за подводными лодками в соответствии с донесениями и оповещениями;
       – воздушное патрулирование маршрутов движения лодок из баз и обратно в базы (например, в Бискайском заливе);
       – выставление минных полей для защиты торгового судоходства, а также для воспрепятствования движению лодок в оперативные районы и обратно;
       – эскортирование конвоев авианосцами (эскортными авианосцами);
       – точечная оборона конвоев их противолодочным эскортом.

       Бомбардировки баз подводных лодок и кораблестроительных верфей
       Союзники использовали стратегические бомбовые удары по базам и строительным площадкам подводных лодок, чтобы попытаться устранить подводные лодки ещё до их рождения – в дополнение к охоте на них в открытом океане. В SH3 таких атак не было, поскольку они действительно выходят за рамки тактического моделирования действий подводных лодок; однако команда GWX добавила тяжёлые бомбардировочные налёты на базы подводных лодок, чтобы накрутить дополнительное волнение к тому волнению, которое было обычной частью каждого похода. Лучшим вариантом избежать бомбардировки является быстрый выход из базы в начале похода и использование функции «Возврат на базу» при возвращении, а не маневрирование лодки в базе. Однако если хочется наблюдать атаку и (возможно) помочь защищать свою базу, тогда и нечего стесняться.


Рис. B-6. Отбомбившиеся B-17 уходят от Лориана (март 1944 г.)

     Донесения разведки
       Стоковая SH3 увеличивает вероятность того, что союзники запеленгуют вас при передаче радиодонесений; лучший вариант – соблюдать во время похода строгое радиомолчание, если только вы не сообщаете о конвое, находящемся в зоне действия Люфтваффе. Радиомолчание, конечно, не соответствует исторической правде, поскольку BdU всегда требовал, чтобы лодки докладывали почаще. Это, в свою очередь, помогало союзникам отслеживать их, а также изучать их планы с помощью радиопеленгаторов и дешифровки. Если вы сообщите о конвое, вы не получите никаких заслуг за потопленные или повреждённые лётчиками суда, но зато сможете понаблюдать за атакой и, возможно, добить один-два повреждённых корабля.


Рис. B-7. Американская вычислительная машина, которая применялась для дешифровки радиообмена германских лодок.

       Команда GWX поощряет поддержание режима радиомолчания (как по части выходов в эфир, так и по части использования радара), потому что:
       1. Капитаны лодок не несут наказание за неспособность регулярно докладывать BdU.
       2. Союзники могут обнаружить радар; его следует использовать только в условиях ограниченной видимости или ночью.
       3. Радиомолчание может помочь избежать внимания авиации и групп охотников-противолодочников.
       Противолодочные группы охотников
       Противолодочные группы охотников состояли из эскортного авианосца и пяти-шести фрегатов или эсминцев. Их задача – преследование и уничтожение подводных лодок, о которых донесли конвои или разведка.
       Предпочтительный метод охоты заключался в том, чтобы оборудованные радарами самолёты ловили лодку на поверхности и топили её ещё до подхода корабельной группы. Если потопить лодку сразу не удавалось, то авианосец обеспечивал воздушное патрулирование, чтобы держать лодку под водой, пока подходит противолодочный эскорт. Подводной лодке с её 2-5 узлами в погружённом положении было непросто ускользнуть от постоянно висящих над головой самолётов – особенно с учётом разряда батареи и растущего уровня углекислого газа в отсеках, если лодка не оборудована шнорхелем.
       Эскортным кораблям групп надлежало охотиться за лодками до их потопления или до всплытия и покидания лодки её экипажем. Этим они отличались от эскорта конвоев, которые по возможности топили лодки или хотя бы загоняли их под воду, а конвой при этом следовал дальше. Команда GWX предостерегает от встречи с группами охотников-противолодочников – их экипажи весьма опытны.
     Самолёты морского патрулирования
       Германия продемонстрировала ценность воздушной морской разведки и патрулирования с использованием жёстких дирижаблей «Цеппелин» во время Первой Мировой войны. В 1920-30-х гг. США последовали этому примеру с дирижаблями типа «Цеппелин» – «Шенандоа» (Shenandoah), «Лос-Анджелес» (Los Angeles), «Акрон» (Akron) и «Мэ-кон» (Macon). Два последних были воздушными авианосцами, несущими по три истребителя, которые выпускались и стыковались обратно к «матке» прямо во время полёта. ВМС США отказались от жёстких дирижаблей в 1930-х гг., после того как все они разбились (за исключением «Лос-Анджелеса»).
       К началу Второй Мировой войны все главные участники обзавелись большими гидросамолётами – летающими лодками – для морской разведки. Это германские от «Дорнье» и «Блом унд Фосс», британский «Сандерлэнд» от фирмы «Шорт», американская PBY5 «Каталина» и японская «Каваниси» Type 97 H6K, известная союзникам как «Мавис». Союзники развивали новые гидросамолёты (такие, как американские PBM-3 «Маринер» (Mariner) от «Martin» и PB2Y-2 «Коронадо» (Coronado) от «Consolidated», британский «Галифакс» от «Handley Page» и британский же (но ленд-лизовский) «Либерейтор» от «Consolidated» – все они были приспособлены для противолодочного патрулирования.
       В GWX морские патрульные самолёты куда опаснее, чем в стоковой SH3. Лучшее действие при обнаружении самолёта или излучения радара на дальней дистанции – это срочное погружение. Если самолёт всё же застал лодку на поверхности, и времени на быстрое погружение уже нет, то следует дать самый полный ход, а затем резко повернуть в сторону приближающегося самолёта. В этом случае его бомбы наверняка упадут с перелётом; как только они упадут в воду, следует немедленно погружаться, пока самолёт удаляется для разворота. Если же почему-либо погружаться нельзя, то придётся вызывать расчёты к зениткам и драться.


Рис. B-8. Тактика действий при атаке с воздуха.

       Береговая оборона и минные поля
       В GWX оборона портов от подводных лодок включает комбинацию из противолодочных сетей, минных полей и надводного патрулирования. В начале войны Британия публично объявила о выставлении мин (т.н. Восточный забор) для защиты восточного побережья Великобритании от Киннэрд-Хэда на севере Шотландии до Дувра на входе в Английский канал. Заграждение было от 30 до 40 миль шириной с чистым от мин восьмимильным каналом у берега. Все торговые суда шли этим каналом вдоль восточного побережья Британии между точками сбора и роспуска конвоев (Морэй-Фёрт и Дувр); само собой, были и секретные проходы в минных полях для выхода кораблей Королевского флота в Северное море. GWX эмулирует Восточный забор серями минных полей.


Рис. B-9. «Восточный забор» в GWX.

       GWX не включает минные поля, выставлявшиеся странами Оси на подходах к портам союзников и на отмелых местах. Единственными минными полями Оси являются минные поля, прикрывающие базы подводных лодок.
    Предупреждение. В GWX есть минные поля союзников с внешней стороны Восточного забора, в том числе минные поля на глубинах, безопасных для надводных кораблей, но опасных для подводных лодок, идущих на перископной глубине и глубже.
       Эскортные авианосцы
       Время от времени эскортные авианосцы идут в конвоях для обеспечения противолодочного воздушного патрулирования, равно как и для воздушного прикрытия от атак Люфтваффе. Самолёт палубной авиации может появиться в зоне своей дальности когда угодно; они не будут «выпускать» самолёты при нападении на конвой, но если лодка будет обнаружена, может появиться противолодочный самолёт.
       Корабельные противолодочные средства обнаружения
       Противолодочные корабли – это последняя линия обороны конвоя. Они оснащены гидрофонами и слышат различную подводную активность (например, загрузку торпед в аппараты, ремонтные работы на лодке, кавитационные шумы винтов), а также имеют как минимум один тип АСДИКа (или сонара, гидролокатора) для посылки звуковых импульсов и прослушивания эха, отражённого от корпуса лодки.
       Если корабельные гидрофоны прослушивают довольно большой сектор вокруг кораблей противолодочной обороны (ПЛО), то базовые гидролокаторы начала войны охватывали только область в направлении носа корабля. Области, где гидроакустики не могут слышать, называются зонами акустической тени; стоковая SH3 использует их: при взрывах глубинных бомб корабль ПЛО лодку обнаружить не может.
       Гидролокаторы начала войны тоже имели ограниченную поисковую зону. Экипажи называли их прожекторами из-за узости звукового луча; подводникам было слышно, как работает гидролокатор, поскольку его посылки шли на частотах выше 14 кГц, доступных для человеческого уха. Гидролокаторы могли обнаружить лодку на дистанции 1-2 км, но теряли контакт, сближаясь с лодкой непосредственно для атаки. Капитаны лодок знали об этих ограничениях; они резко меняли курс, глубину и скорость, когда корабль ПЛО терял контакт при сближении. Относительно небольшой радиус поражения глубинных бомб начала войны часто сотрясал лодку, но не наносил серьёзных повреждений.


Рис. B-10. Зоны слышимости для гидрофонов и гидролокаторов начала войны. На нижней схеме хорошо видна зона, охватываемая гидролокатором (вертикальный разрез).

       Противолодочные гидролокаторы и гидрофоны конца войны стали более сложными и получили возможность слышать вниз на гораздо более крутой угол, который позволял продолжать отслеживать лодку даже когда корабль был почти над ней, и это давало лодке очень мало времени для броска подальше от поражаемого места. Интегральные гидролокаторы систем управления огнём такого оружия, как «Хеджехог» (Hedgehog) и «Сквид» (Squid), позволяли кораблям ПЛО атаковать предполагаемое (вычисленное) место лодки. Новые гидролокаторы были уже ультразвуковыми (вне диапазона человеческого слуха), но подводники слышали, как импульс гидролокатора гремит по корпусу лодки, когда луч попадает на него. (Примечание: GWX не моделирует противолодочное оружие «Сквид».)


Рис. B-11. Зоны слышимости акустической аппаратуры в конце войны.

       В общем, капитанам лодок при атаках противолодочных кораблей следовало:
       – избегать показывать неприятелю перископ;
       – двигаться возле противника медленно (2 узла);
       – свести к минимуму шум лодки (не заниматься перезарядкой торпедных аппаратов, но в случае необходимости продолжать ремонтные работы);
       – быть готовым к тому, чтобы упустить цель, но не губить людей и лодку, пытаясь потопить противника любой ценой;
       – быть очень терпеливым при выполнении манёвров отхода или уклонения;
       – после торпедного залпа погружаться поглубже и как можно скорее, ибо глубина и тишина есть залог выживания;
       – использовать установленные на лодку при первой же возможности ложные цели Больда. Больд (укороченное от Кобольда, маленького гоблина из германского фольклора) – это 15-сантиметровая металлическая банка с гидридом кальция CaH2, который бурно реагирует с водой, образуя водород. Лодки применяли Pillenwerfer («пилюльницу») для выброса этой банки в воду, где банка создавала облако пузырьков водорода, называвшееся союзниками «submarine bubble target», которое сбивало с толку оператора гидролокатора, показывая ему цель (лодку), которой на самом деле нет.

       Тактика подхода
       Прежде чем принять решение об атаке, следует хотя бы грубо оценить гидрологию моря, ибо гидроакустика противолодочных кораблей лучше работает в спокойной воде. Эскорт конвоя, скорее всего, обнаружат лодку, если она ожидает, находясь впереди по ходу конвоя, поэтому следует наблюдать за поведением эскорта, оценивая их «узор патрулирования» на расстоянии, одновременно прикидывая генеральные курсы потенциальных целей. Выберите две лучшие цели на противоположной стороне конвоя, установите их курс и скорость; плюс можно и ещё одну цель на ближней стороне конвоя.
       Найдите промежутки в ордере, через которые можно прокрасться внутрь конвоя, и рассчитайте время подхода так, чтобы при сближении для атаки эскорт находился где-то в другом месте. Обратите внимание, что эскорт подчас увеличивает ход и выполняет шаблон поиска лодки – это ещё не означает, что лодка обнаружена, просто они это делают для того чтобы быть менее предсказуемыми. Как только окажетесь внутри ордера, проверьте пеленг и дистанцию до первой выбранной цели на дальней стороне конвоя и выпустите по ней две торпеды, а затем быстро повторите это для второй цели. Ложитесь на курс, параллельный конвою, уходите на глубину и выпускайте ложную цель Больд (если есть) в ожидании взрыва первой пары торпед.
       Когда первые торпеды взорвутся, эскорт на той стороне конвоя начнёт поиск с той, другой, дальней стороны. Эскорт с этой стороны услышит ложную цель. Теперь самое время решать – продолжать атаку или тихо улизнуть восвояси. Если принято решение продолжать, то нужно пройти под конвоем и всплыть под перископ на дальней стороне, уже свободной от эскорта. Затем следует выбор цели, ввод данных, торпедный залп, выброс «больда» – и можно уходить со сцены. Не следует пытаться перезаряжать аппараты, пока не оторвались от конвоя и эскорта. Что-то потоплено; что-то, возможно, повреждено и отстанет от конвоя, будет брошено эскортом и добито потом. Зато лодка и люди сегодня остались живы.


Рис. B-12. Корвет Береговой охраны США «Спенсер» поймал U-175, которая пыталась проникнуть внутрь конвоя HX-233.

       Тактика уклонения от удара
       Противолодочные корабли будут либо слушать пассивно гидрофонами, либо активно искать с помощью гидролокатора, в то время как лодка пытается избежать обнаружения. А избежать обнаружения гидрофонами, как правило, можно на бесшумной дистанции от корабля; уклонение же от гидролокатора требует понимания геометрии.
       Есть четыре основных способа уменьшить вероятность обнаружения гидролокатором или увеличить вероятность ухода из-под гидролокатора после того, как противолодочный корабль установил контакт:
       1. Уйти от луча погружением на глубину и попытаться оказаться в зоне гидроакустической тени противолодочного корабля.
       2. Уйти подальше – так, чтобы противолодочный корабль не мог услышать отражённое эхо.
       3. Стать «меньше», находясь под лучом гидролокатора – уменьшить отражающую поверхность путём поворота к кораблю носом или кормой.
       4. Выпустить ложные цели.
       Уйти из-под луча в начале войны куда проще, чем в её конце. Историческая тактика лодок учит уйти на глубину и резко менять курс, скорость и глубину, пока эскорт теряет контакт на атакующем курсе. Это обычно помогает избежать удара, однако следует помнить: три великих подводных аса (корветтен-капитан Отто Кречмер на U-99, капитан-лейтенант Иоахим Шепке на U-100 и капитан-лейтенант Энгельберт Эндрасс на U-567) стали жертвами противолодочных кораблей в начале войны, а не в её конце.
       Уйдя на глубину, следует стремительно броситься в противоположном направлении от пути эсминца, когда он находится над лодкой – можно оторваться на какую-то дистанцию за время нахождения в зоне гидроакустической тени. Эсминец предположит, что лодка не меняла курс с момента обнаружения, поэтому он опишет циркуляцию и повторит попытку установления контакта – но лодка уже может быть достаточно далеко. Два противолодочных корабля (и более) обычно действуют в команде – один из кораблей всегда движется медленно, используя свои гидроакустические средства по максимуму.
       Курсовой угол на противолодочный корабль является ключом к минимизированию эха гидролокатора – к тому, чтобы сделать лодку «меньше» (а потому и как бы находящейся дальше). Корпус лодки возвращает кораблю более сильное эхо, если корабль находится на траверзе лодки, т.е. когда лодка повёрнута к нему бортом (есть такое понятие – «протяжённость цели по горизонту»). Следует иметь курсовой угол на корабль ПЛО близким к нулю или 180°, и тогда есть реальный шанс. Лечь на курс отхода означает уменьшить своё эхо и одновременно увеличивать реальную дистанцию; это помогает разорвать контакт. Перед компанией противолодочных кораблей это сделать труднее, и тогда следует уменьшать эхо для ближайшего корабля ПЛО.


Рис. B-13. Эффект увеличения и уменьшения эха (протяжённости акустической отметки цели по горизонту).

       Ближе к концу войны уйти от гидролокатора становится всё сложнее и сложнее, но выиграть время помогает «больд». Один и способов – идти прямо на атакующий корабль и метров за триста до него резко погружаться на максимальную глубину. Выпустить «больд», дать самый полный ход и резко повернуть вправо или влево, когда корабль пройдёт над лодкой, и она окажется в зоне его гидроакустической тени, после чего перейти на режим тишины, держать ход 2 узла и дать руль прямо, когда, предположительно, лодка близка к выходу из зоны гидроакустической тени (а корабль опишет циркуляцию и пойдёт повторять поиск и атаку). Если сторона поворота корабля угадана верно, то он будет бомбить ложную цель. Тогда можно тихонько повернуться к нему кормой и уползать восвояси.


Рис. B-14. Тактика ухода из-под удара при наличии «больда».

       Если «больда» нет, то следует свести свой собственный шум к минимуму, держаться кормой в сторону корабля и использовать преимущество нахождения в его гидроакустической тени для манёвров на высокой скорости. Например, можно предположить ситуацию, когда противолодочный корабль обнаружил лодку на перископной глубине во время подхода к конвою и мчит к ней полным ходом:
       1. Как можно скорее уйти на максимально безопасную глубину.
       2. Идти в режиме тишины и повернуть вправо или влево, когда корабль приблизится примерно на 1000 метров.
       3. Теперь корабль начнёт циркуляцию; поэтому, как только он оказался над лодкой, следует дать самый полный ход и уходить прочь от этой циркуляции. Держать корму на ближайший корабль, но теперь уже идти не самым полным ходом – вовсе ни к чему давать возможность другим кораблям обнаружить лодку.
       4. Идти в режиме «тишина», потому что корабль уже повернул, и лодка начала выходить из зоны его гидроакустической тени.
       5. Дать «оба стоп» и скользить по инерции, когда корабль начинает сближаться с тем местом, где лодка была только что. Если глубинные бомбы повреждают или сотрясают корпус лодки, нужно повторить шаги 3 и 4; если нет, то это значит, что корабль потерял контакт, и теперь надо просто ждать, что он уйдёт – примерно час. Следует понимать также, что противолодочный корабль вовсе не обязательно слышит лодку, даже если осыпает её пингами своего гидролокатора.


Рис. B-15. Тактика ухода из-под удара, когда на борту нет «больда».

       Заключительное замечание: в SH3 (и GWX) попытка спрятаться от противолодочных кораблей покладкой на грунт бесполезна. GWX, конечно, дозволяет покладку на грунт, но игровой движок SH3, увы, игнорирует близость дна при определении способности противолодочного корабля обнаружить лодку. Поэтому команда GWX рекомендует не экспериментировать с покладкой на грунт, а двигаться, уклоняться и уходить.

<<< || >>>
 
Tags: grey wolves и silent hunter, война, игры, история, подводные лодки, флот
Subscribe

  • Eternal Father, Strong to Save

    с подачи Хухоли, напомнившей о Eternal Father, strong to save, Whose arm hath bound the restless wave, Who bid'st the mighty ocean deep Its…

  • Камчатский камерный оркестр...

    ...имени Георгия Аввакумова. Руководитель и дирижёр заслуженный артист Российской Федерации Александр Николевич Гилёв, он же Маэстро корвета…

  • А не спеть ли нам песню?..

    По не совсем понятным причинам песенка не вошла в любимый фильм. Я имею в виду "Малютку Дженни". Вошла лишь инструменталка. А…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments