Юрий РОСС (filibuster60) wrote,
Юрий РОСС
filibuster60

Categories:

Grey Wolves Expansion ч. 57

GREY WOLVES EXPANSION & SILENT HUNTER III (перевод мануала, продолжение)

Приложение B. ДЕЙСТВИЯ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ В GWX.
Часть 1. РУКОВОДСТВО ПО АТАКЕ КОНВОЯ.



  На мостике U-86: вахтенный офицер возле колонки UZO с установленным на неё биноклем.

     Примечание: всё последующее есть лишь направление для постижения сути атаки конвоя и роста индивидуального мастерства. В мире реальных германских подводных лодок всё не было не совсем так, поэтому то, что сработало сегодня, могло не сработать завтра.

       Общий обзор
       Атака конвоя – это упражнение на терпение и умение выжидать. Успех в атаке конвоя применительно к GWX требует умения оставаться невидимым: нужно первым обнаружить конвой, не дав противнику обнаружить себя; нужно незаметно выйти в точку залпа и затем столь же незаметно уйти, избежав не только контратаки кораблей эскорта, но и самого факта точного обнаружения ими позиции лодки. Это Руководство рассматривает базовую тактику, которую команда GWX находит полезной при выполнении этого вида атак.

     На подходах
       Первым делом надо быть уверенным, что конвой и/или его эскорт не обнаружили вашу лодку. Это важнейшее преимущество, поскольку обнаружение влечёт потерю элемента внезапности и делает атаку много сложнее, чем она могла бы быть.
       Помните и принимайте к сведению:
       – какой сейчас год войны? Имеют ли вражеские корабли радар? Есть ли у вас детектор обнаружения излучения радара?
       – проверьте свою позицию. Каков курс и скорость? Каковы курс и скорость конвоя? Каковы погодные условия (волнение, видимость)? Достаточная ли глубина места, чтобы можно было уйти от контратаки?
       – какие типы торпед у вас в каждом торпедном аппарате? Где и какие запасные торпеды? Какие параметры уже введены в каждую торпеду (глубина и скорость хода, вид взрывателя – контактный или магнитный*)? Имейте в виду: при высокой волне следует использовать только контактный взрыватель.
     * то бишь комбинированный (прим. перев.).
       – полностью ли заряжены аккумуляторные батареи лодки? Проверьте запас воздуха высокого давления и процентное содержание углекислоты в отсеках лодки.
       Это первые общие прикидки, но они необходимы, потому что ошибки, допущенные на этом этапе, потом будет поздно исправлять.

       Погода
       Погода одновременно ваш друг и ваш враг. Наилучшие погодные условия для атаки из надводного положение – это средняя облачность, штилевое (или почти штилевое) море и дымка тумана (средняя видимость, как обычно докладывает верхняя вахта). Однако назначать себе нужную погоду удаётся далеко не всегда, поэтому приходится действовать в тех условиях, которые есть.
       Пасмурное небо с ветром 15 м/с и умеренной видимостью благоприятствует лодке, в то время как ясное небо, безветрие и большая дальность видимости играют на руку конвою. Суть в том, что фактор погоды нужно взвесить тщательно. Чем она лучше, тем меньше число ошибок, которые сойдут с рук, и те медленнее следует идти, чтобы избежать обнаружения.
       Рекогносцировка
       Первое дело перед атакой конвоя – определить курс и скорость конвоя. Затем – количество и расположение кораблей в конвое, то есть его походный ордер. Чётко уяснить, где находятся охраняемые суда, а где корабли эскорта. И какие. Затем определить для себя приоритетные цели – например, линкоры или танкера, идущие внутри ордера.
       Курс и скорость конвоя определяются путём наблюдения за точками местонахождения одного из кораблей ордера с интервалом 3 минуты 15 секунд (см. приложение D для примера, как это делается). Если условия видимости хорошие, и не хочется быть обнаруженными во время этих наблюдений, то можно удовольствоваться приблизительной оценкой генерального курса и скорости – например: «NNW, медленно». Пользуясь прокладочным инструментом, проложите предполагаемый курс конвоя на карте, потому что зрительную информацию воспринимать куда проще, чем прочую.
       Основываясь на докладах верхней вахты и собственных наблюдениях, выявите все корабли, сопровождающие конвой и патрулирующие вокруг ордера. Детектор радарного излучения может предупредить о боевых кораблях, поскольку на прочих судах радары не устанавливаются. Обновление данных на карте (одна из настроек реализма) упростит задачу.
       Определите примерную схему ордера (количество колонн и рядов, интервал и дистанцию между ними). Большинство конвоев (но далеко не все!) в GWX идут прямоугольным ордером в несколько колонн – торговые суда в середине ордера плюс 4-6 кораблей эскорта вокруг основного «кирпича»:


Рис. B-1. Примерный походный ордер конвоя. Escorts – корабли эскорта.

       ВНИМАНИЕ! В середине походного ордера может находиться боевой корабль – от вспомогательного крейсера до линкора. Он постарается своей артиллерией разодрать вашу лодку в клочья, так что будьте осторожны и всегда готовы.

       Атака из надводного положения
       Одним из наиболее увлекательных аспектов GWX является ночная атака из надводного положения. Многие испытывают проблемы при попытке выполнить такой подвиг; тем не менее, несколько определённых шагов улучшат способность выполнить надводную атаку. Опыт вовсе не гарантирует, что атака удастся идеально, раз на раз не приходится, но всё же она возможна практически всегда. Почему? Потому что надводная атака всегда даёт вам гибкость – в надводном положении лодка более шустрая, чем в погружённом, и это означает большую боевую эффективность.
       Занятие позиции
       Лёгкость занятия позиции зависит, прежде всего, от факторов, влияющих на способность конвоя обнаружить вас. При дневном свете с хорошей видимостью и относительно спокойным морем или если вы полагаете (или знаете), что корабли эскорта оснащены радарами, вам захочется наблюдать конвой достаточно долго, чтобы понять его курс и скорость, а затем быстро рассмотреть и выбрать:
       1. Отслеживать ли конвой на предельной дальности видимости, имея ход чуть выше, чем скорость конвоя. Этот метод, конечно, проще, но он даёт шанс конвою либо эскорту обнаружить лодку. Мы бы рекомендовали этот метод, если вы используете мод GWX «Атмосфера 16 км», потому что при нём конвой вам виден лучше, чем вы конвою, в том числе и радаром.
       2. Или – если курс и скорость конвоя приблизительно известны – идти вдалеке от конвоя параллельным курсом, чтобы обогнать его. В это случае следует каждые полчаса и погружаться прослушивать море гидрофоном, чтобы контролировать курс и скорость конвоя до тех пор, покуда не будете готовы начать атаку.
       В любом случае надо стараться держать ход чуть выше, чем скорость конвоя, потому что следование полным ходом делает вас более заметным и слышимым для эскорта, плюс повышенный расход топлива. Вот некоторые вещи, которые следует помнить при занятии позиции, как показано на рис. B-2:


Рис. B-2. Начало отслеживания конвоя и занятие позиции.

       – следует оставаться вне визуального контакта с конвоем и за пределами видимости радаров его эскорта. Дистанцию определяют световые условия, погода и состояние моря, так что чётких однозначных правил тут нет;
       – следует всегда учитывать условия, улучшающие видимость, потому что погода, состояние моря и время суток имеют тенденцию меняться;
       – вовсе не обязательно отслеживать весь конвой; достаточно наблюдать одно или два судна, и хотя корабли эскорта снуют туда-сюда переменными курсами и скоростями, генеральные данные будут понятны;
       – следует заранее определиться, будет ли атака в дневное время или после наступления темноты; соответственно и планировать своё движение. Из подводного положения можно атаковать в любое время, но вишенка всё же в ночной атаке из надводного положения;
       – следует ВСЕГДА быть готовым к тому, что конвой изменит курс, и реагировать соответственно;
       – а вот чего не следует, так это торопить события.
       Дальше, к сожалению, пойдёт уже не точная наука, и всё, что мы можем, так это дать несколько общих указаний.
       1. Следует быть внимательным к кораблям эскорта на ближайшей к вам стороне ордера. Они могут сближаться с основными колоннами, могут удаляться от них, поскольку выполняют задачу патрульного дозора, и их нужно постоянно отслеживать.
       2. Можно не атаковать вот прямо сей же час. Можно отойти и попробовать чуть позже, если кажется, что корабль эскорта слишком близко. Помним: невидимость требует терпения.
       3. Следует избегать движения слишком большим ходом, любой ценой (звучит знакомо?). Никаких «Das Boot» – типа wahnsinnige Fahrt voraus! Работать дизелями не более 1/3 вперёд (малый ход) при сближении с конвоем либо при удалении от него.
       4. Старайтесь держать глубину 6-7 метров. Это называется «позиционное положение». Над водой только ограждение рубки, работают дизеля (воздухозаборник дизелей на лодке типа VII находится прямо под «зимним садиком», то есть площадкой зенитных автоматов. Скорость хода должна быть не выше среднего, а если видимость хорошая, то и ещё меньше. Всё это почти обязательно для успешной атаки, когда море спокойное и видимость хорошая.
       5. Практически всегда можно отступить и перенести атаку «на потом» вместо чтоб излишне рисковать.
       Процедура атаки
       Теперь начинается самое интересное. Не забывайте следить за ближайшими кораблями эскорта. Для ночной атаки из надводного положения нужно сделать следующее:
       1. Используйте носовые торпедные аппараты и держите курс перпендикулярно курсу конвоя.
       2. Идите малыми ходами и наблюдайте за конвоем, выбирая цели; самые вкусные обычно находятся в середине ордера ближе к его фронту. Можно подходить в позиционном положении, если это нужно. Скорость хода определяется погодой и дистанцией.
       3. Старайтесь занять позицию около 1500-2500 м от курса выбранной цели. Ближе не требуется, а вот если дальше, то можно промахнуться.
       4. Будьте готовы остановиться в планируемой точке залпа. Это поможет оставаться невидимым и снизит ошибки наблюдения при ручном вводе данных в прибор T.Vh.R.
       После выбора целей следует максимально использовать фактор внезапности, рассчитав время пуска торпед так, чтобы они поразили свои цели примерно в одно и то же время. Например, предположим, что выбраны большой танкер и большой транспорт, как показано на рис. B-3:


Рис. B-3. Оптимизация времени торпедных залпов.

       Вы стреляете по каждому судну двумя торпедами, чтобы гарантированно потопить. Для достижения максимального фактора внезапности следует вначале дать двухторпедный залп по большому танкеру, отсчитать 30 секунд по секундомеру и дать второй двухторпедный залп, уже по большому транспорту, который ближе. Если всё пойдёт, как задумано, то торпеды достигнут целей практически в один и тот же момент.
       Не всегда удаётся сделать это, но такой способ следует иметь в виду вне зависимости от того, кто вводит данные в прибор T.Vh.R – вы лично или ваш старший торпедист. Если вы оставляете слишком много времени между первым залпом и последующими, то это ставит вас в невыгодное положение, поскольку:
       1. Корабли эскорта принимаются активно искать вас.
       2. Все корабли конвоя начинают выполнять противолодочный зигзаг сразу же после того, как с одного из них заметят след идущей торпеды – вне зависимости от того, попала она потом в цель или нет.
       Уклонение после атаки из надводного положения
       Уклонение после атаки может быть столь же занимательным, как и собственно атака. В результате успешного уклонения корабли эскорта не поймают вас, и вы отойдёте от конвоя без повреждений. Хочется подчеркнуть, что, как и в реальной жизни, изложенное далее не является точной наукой, поскольку многое может пойти не так. В начале войны вы, как правило, имеете два выбора, но каков бы ни был ваш выбор, вам следует выполнить его, как только вышла последняя торпеда. У вас нет возможности поглазеть на результаты вашей замечательной стрельбы.
       Ваш выбор:
       1. Погрузиться, как только опустели носовые аппараты.
       2. Развернуться и удирать в надводном положении, но в середине и конце войны радары союзников изымают это как опцию.
       1. Уход в подводном положении.
       Если выбрано погружение после торпедной атаки, то хорошим тоном будет выполнение его сразу же после выхода последней торпеды (клавиша D). Погружаться нужно медленно и тихо, максимальный ход – 2 узла. Дальнейшие детали изложены в разделе «Тактика отхода».
       2. Уход в надводном положении.
       Предупреждаем: надводный уход – штука весьма почётная (что учитывается потом при подведении итогов), но в то же время весьма рискованная, даже ещё до появления у союзников радаров. Почётная – потому что можно перезарядить торпедные аппараты, идя вместе с конвоем, и атаковать ещё раз в течение часа, а в подводном положении такое вряд ли возможно. Рискованная – потому что как только торпеды поразили цели, корабли и суда конвоя врубят прожектора, начнут светить «люстрами» (осветительными снарядами) с одной-единственной целью: обнаружить ваше местонахождение и превратить вас в цель. Как только вы будете обнаружены, все пушки конвоя будут направлены на вашу лодку. Общая тактика отхода, которая работает хорошо, показана на рис. B-4:


Рис. B-4. Отход после ночной атаки из надводного положения.

       Отходя в диагональном направлении, следует перейти в полностью надводное положение из позиционного, но в то же время продолжать оставаться невидимым. Профиль лодки должен быть минимально виден кораблям и судам конвоя, но особенно кораблям эскорта. Само собой, сделать так одновременно для всех не получится, поэтому выбирается оптимальный курс – диагональный.
       1. Продолжайте оставаться невидимым. Ваши «рыбки» ещё идут к своим целям, так что не надо делать ничего такого, что вызвало бы тревогу эскорта. Имеет смысл отходить побыстрее, но не очень быстро – чтобы не было переполоха до того, как торпеды достигнут целей, поэтому производите шума не больше, чем производили при подходе, и, само собой, не держите высокую скорость, покуда не отошли достаточно далеко.
       2. На курсе отхода самое время выйти в полностью надводное положение из позиционного. Это улучшит ходовые качества лодки. Главное – убедиться, что корабли эскорта вас не обнаружили и не находятся в опасной близости.
       3. Не держать тупо один и тот же курс. Корабли и суда конвоя (и особенно корабли эскорта) движутся, поэтому нужно постоянно следить за ситуацией и вносить небольшие поправки в курс с тем, чтобы показывать противнику минимальный профиль лодки.
       4. Срочное погружение, если какой-нибудь корабль конвоя обнаружил лодку, а далее следовать процедурам, изложенным в разделе «Тактика отхода».
       Когда лодка отойдёт на безопасную дистанцию, и становится ясно, что кораблей эскорта на курсе сближения нет, самое время перезарядить торпедные аппараты. Все четыре аппарата будут перезаряжены примерно за полчаса. Конвой прекратит идти противолодочным зигзагом примерно через час после последнего контакта с ним, так что можно будет атаковать ещё раз.

       Атака из подводного положения
       Это главный способ атаки в дневное время, а после первых лет войны и вообще в любое (потому что появились радары). Атака из подводного положения отличается от надводной по нескольким причинам:
       1. Невидимость больше зависит от неслышимости, а не собственно невидимости.
       2. Подводная атака позволяет сблизиться с судами-целями и не быть при этом обнаруженными ими, а также проникнуть в середину походного ордера конвоя.
       3. Платой за невидимость становится снижение скорости хода и маневренности (если, конечно, вы не на лодке серии XXI).
       В остальном выход на позицию атаки из подводного положения имеет те же принципы, что и выход в надводном.
       Перископ
       Это главный инструмент для подводной атаки. Главный его недостаток состоит в том, что он торчит из воды и этим показывает ваше присутствие. Поэтому вот несколько моментов, которые следует иметь в виду:
       1. Имейте ход 1-2 узла, когда поднят перископ, потому что он создаёт бурунчик, который выдаёт вас.
       2. Поднимайте перископ как можно ниже над водой – не больше, чем на метр или вообще над самой поверхностью.
       3. Старайтесь не держать перископ поднятым слишком долго. Также старайтесь не держать его поднятым для наблюдения момента попадания торпеды, потому что это просто приглашение для вражеских наблюдателей, которые после взрыва торпеды шарят по морю в бинокли.
       Выход на позицию атаки
       Это то, что определяет успех будущей атаки. Под водой вы менее проворны и, вероятно, медленнее, чем конвой, даже если врубите полный вперёд, поэтому выход на позицию должен быть очень точным. Здесь фраза «один шанс» должна пониматься буквально, потому что места ошибкам тут нет. Существует три основных типа выхода в атаку, как показано на рисунке B-5, которые приводят к хорошим результатам – подход «в лоб», диагональный подход и подход со стороны.


Рис. B-5. Варианты подводной атаки.

       Подход «в лоб» влечёт риск быть обнаруженным эскортом ещё до того, как будет пущена первая торпеда, поскольку вы пойдёте глубоко и в тишине, прячась от эхопеленгатора, а потом будете продувать балласт, выходя на перископную глубину, после того как авангард эскорта прошёл над вами. Успешный подход приведёт вас внутрь ордера конвоя, где вы можете стрелять во всех направлениях и использовать кормовые аппараты (если лодка серий VII или IX). Сразу после залпа нужно будет нырять поглубже, поскольку корабли эскорта немедленно займутся вами.
       Диагональный подход – это хороший способ сближения для атаки, поскольку использует фактор движения конвоя в вашу сторону. Можно проскользнуть незамеченными для авангарда эскорта и бокового охранения, если вы осторожны, особенно в начале войны. После залпа нужно уйти на глубину, потому что эскорт немедленно начнёт поиск.
       Подход со стороны по нормали к курсу конвоя, пожалуй, будет самым безопасным. Можно стрелять с тех же 1500-2000 м, как при атаке из надводного положения, а затем уходить с наилучшими перспективами, потому что эскорт конвоя не окружает вас со всех сторон.
       В общем, выход на позицию здесь такой же, как и в надводной атаке, с той лишь разницей, что нужно быстро зайти подальше вперёд по курсу конвоя, погрузиться, а затем ползти в нужном направлении. Атаковать из-под воды можно и в дневное время, но при этом использовать перископ только тогда, когда он действительно нужен, никакого лишнего глазения по сторонам.
       Атака
       Всё нужно делать максимально эффективно. Как и при надводной атаке, постарайтесь рассчитать время залпов так, чтобы все цели были поражены одновременно. Тщательно выбирайте цели с учётом достаточного для их потопления количества торпед. Эффективность возрастёт, если вы решитесь проникнуть внутрь ордера конвоя, так как появится возможность использовать не только носовые аппараты, но и кормовые, причём с минимальными манёврами. Если же будете подходить «со стороны», то придётся использовать либо носовые аппараты, либо кормовые.
       Отход
       Сразу после пуска торпед наилучшим решением будет погрузиться, да поглубже, и потихоньку уходить прочь, причём, понятное дело, не тем же курсом, каким идёт конвой. См. раздел «Тактика отхода».

       Атаки в конце войны
       Атаки конвоев в конце войны очень непростые – совсем как в реале. Ниже приводится небольшой совет (не рецепт!), а вообще атака конвоя в конце войны была упражнением проб и ошибок.
       Корабли эскорта были оснащены радарами, и сближение с конвоями стало делом очень трудным. В идеале надо иметь детектор излучения радара и антирадарное покрытие, которые, заметим, не есть панацея. Обнаружив вас, корабли эскорта будут в полной готовности к предупреждению вашей атаки и начнут активный поиск вашей лодки. Время надводных атак конвоев закончилось.
       Поскольку атаки конца войны очень сложные, оттачивать мастерство помогают уроки начала войны и отдельные прилагаемые к GWX задания-миссии. Все полученные знания и навыки следует применять в атаках 1944-1945 годов. Не надо упрекать себя и свои способности, если пришлось потерпеть фиаско. Цель GWX состоит в попытке имитировать реальные события; неудачные атаки в поздние времена войны были делом нормальным, а многие лодки пошли ко дну и вовсе до своего первого торпедного залпа, и даже в первом же боевом походе. Не надо унывать при неудаче. Следует помнить, что главная задача – выжить. Выжить, спастись и опять драться. Ведь потом всегда попадётся одинокий транспорт – и это тоже часть GWX.
       Удачи, капитаны!

<<< ||| >>>
Tags: grey wolves и silent hunter, война, игры, история, подводные лодки, флот
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments