Юрий РОСС (filibuster60) wrote,
Юрий РОСС
filibuster60

Category:

Grey Wolves Expansion ч. 56

GREY WOLVES EXPANSION & SILENT HUNTER III (перевод мануала, продолжение)

ГЕРМАНСКИЕ ЛОДОЧНЫЕ ПРИЁМНИКИ РАДАРНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ

       FuMB-1 R 600A «Метокс» (Metox)
       Французские фирмы «Metox» и «Gardin» сделали более тысячи приёмников радарного излучения R 600A «Метокс» после его разработки Военно-морским институтом исследования связи (Nachrichten-Versuchsanstalt der Kriegsmarine, или NVK) в 1940 г. «Метокс» обнаруживал работающие на волнах 1,25-2,6 м (~115 – 260 МГц) УКВ-радары – например, британский военно-морской Type 285 и авиационные ASV Mk I и Mk II он мог обнаружить на дистанции от 11 до 30 км, после чего тут же выдавал предупредительный звуковой сигнал. Радиооператор сканировал весь диапазон радарных частот вручную, сидя перед приёмником «метокса»; это налагало на него большую ответственность и огромную нагрузку.
       Германские надводные корабли начали использовать «метоксы» с различными антеннами в 1940 г.; на лодки «Метокс» пошёл в августе 1942 г. с антенной FuMB-2 «Гондурас» (Honduras) – деревянной крестообразной, прозванной на подводном флоте «бискайским крестом» (Biskayakreuz). Отдельный член экипажа, находясь в составе верхней вахты, поворачивал антенну вручную для проверки всех направлений вокруг лодки, а при погружении он убирал антенну внутрь лодки.
       В середине 1943 г. немцы были озадачены тем, что самолёты начали атаковать лодки по ночам при том, что «метоксы» молчали, а потому в августе 1943 г. было приказано прекратить использование «метоксов» – после того как пленный лётчик союзников рассказал, что самолёты якобы наводятся на паразитное излучение «метоксов». Прекращение использования «метоксов» не изменило картину в лучшую сторону, и тогда германцам стало ясно, что на самом деле союзники применяют новые системы радаров, которые работают на длине волны ~10 см (3000 МГц, или 3 ГГц), которые «Метокс» обнаруживать не умеет. В начале февраля 1943 г. возле Роттердама разбился британский бомбардировщик «Галифакс», оснащённый новым радаром. Это окончательно убедило немцев в наличии у союзников радаров S-диапазона, но систему противодействия им Германия смогла внедрить только в конце 1943 г.


Рис. A-4. Приёмник FuMB-1 «Метокс» R600A.

     FuMB-4 «Самос» (Samos)
       Фирма «Rohde & Schwarz OHG» разработала и построила систему FuMB-4 Samos, которая в конце 1943 г. заменила «метоксы» на лодках, оборудованных радарными антеннами FuMO-30. Система работала на волнах 0,64-3,3 м (~91–468 MHz) и использовала антенну FuMB-5 «Самоа» (Samoa), смонтированную позади антенны FuMO-30. В части охранения лодки от ночной воздушной атаки она была такой же эффективной, как «Метокс» – просто антенна «Самоа» позволяла «Самосу» определять пеленг на излучение радара, но радары S-диапазона «Самос» обнаруживать не умел.


Рис. A-5. FuMB-5 «Самоа» на антенне радара FuMO-30.

       FuMB-7 «Наксос» (Naxos)
       Фирма «NVK/Telefunken» разработала и построила систему FuMB-7 Funk-Gerat (FuG) 350 «Наксос» (Naxos), представив разработку в сентябре-ноябре 1943 г. Изначально система работала на длине волны 3-12 см (2,5 – 10 ГГц), используя антенну FuMB-11 «Корфу» (Korfu), и могла не только обнаруживать радарное излучение в S-диапазоне на дистанции 8 км, но и определять направление на его источник; однако всё равно требовался член экипажа, который поворачивал антенну вручную и убирал при погружении. Аппаратура была очень простой и не имела возможности настройки, но это и не было проблемой, потому что дружественный источник радарного излучения в S-диапазоне лодкам попадался редко. В более поздних версиях «наксосов», включая FuwB-23 и FuMB-28, использовались различные антенны – в том числе антенна FuMB-6 «Палау» (Palau) на оснащённых радарами лодках и антенна FuMB-3 «Бали» (Bali) на не оснащённых.


Рис. A-6. FuMB-28 «Наксос» в наборе ZM 4b.

       FuMB-8 «Ванце» (Wanze) G1 Zypern I и FuMB-9 «Wanze» G2 Zypern II
       Подводные лодки начали использовать FuMB-8 «Велленанцайгер» (Wellenanzeiger) G1 Zypern I (Кипр I), которую подводники провали «Ванце» (Wanze, или клоп) G1, в августе-сентябре 1943 г. – как замену «Метоксу». Аппаратура была спроектирована и построена германской фирмой «Hagenuk (Hanseatische Apparatebau-Gesellschaft Neufeldt und Kuhnke) GmbH» и работала на длине волны 1,2-1,8 м (~166 – 250 МГц), используя антенну FuMB-3 «Бали». Эта система уже осуществляла автоматическое сканирование диапазона частот 24 раза в секунду с остановкой сканирования в случае обнаружения контакта.
       Система «Ванце» G1 излучала намного меньше энергии, чем «Метокс», и дальность обнаружения была до 50 км, но эта аппаратура не работала против радаров S-диапазона, о которых немцы ещё не знали, в связи с чем 5 ноября 1943 г. BdU приказал прекратить использовать «Ванце» G1, а вместо неё фирма «Hagenuk» поставила «Ванце» G2. «Ванце» G2 не излучала вообще ничего и использовала антенну FuMB-3 «Бали» (FuMB-6 «Палау» на лодках, оборудованных радаром FuMO-30), однако она всё так же не умела обнаруживать радары в S-диапазоне, а потому вряд ли была намного лучше, чем «Ванце» G1.

       FuMB-10 «Боркум» (Borkum)
       Фирма «NVK/Telefunken» разработала и построила аппаратуру FuMB-10 «Боркум» как быструю замену аппаратуре «Ванце» G1 в ноябре 1943 г. Она работала на длине волны 0,2-3 м (100 – 1500 МГц), используя антенну FuMB-6 «Палау» на лодках с радаром FuMO-30 и антенну FuMB-3 «Бали» на лодках без радара. Этот набор мог отслеживать все частоты одновременно, но был чересчур простым, не допускал возможности настройки, поэтому оператор на мог определить частоту и сказать, свой это радар или чужой. И – опять же – он не мог ловить радары S-диапазона, но лодки продолжали применять его для обнаружения радаров союзников.

       FuMB-26 «Тунис» (Tunis) он же Naxos II
       Фирма «NVK/Telefunken» разработала и построила систему FuMB-26 «Тунис» (Naxos II), которая поступила на вооружение в июне 1944 г. для обнаружения новых радаров союзников, работавших в X-диапазоне – таких, как американский авиационный AN/APS-15. Система была двухдиапазонной и с двумя антеннами, а потому могла обнаруживать радары S-диапазона с длиной волны 8-23 см (~1,3 – 3,75 ГГц) с использованием антенны FuMB-24 «Куба» (Cuba) I, а также радары X-диапазона с длиной волны 2-4 см (7,5 – 15 ГГц) с антенной FuMB-25 «Куба» II.
       Антенна FuMB-25 была над антенной FuMB-24 на шесте или на антенне радиопеленгатора и направлена в противоположном направлении. Обе антенны были направленными, поэтому член экипажа должен был поворачивать их (в зависимости от метода рас-положения), чтобы обнаруживать радары со всех направлений, а при погружении лодки снимать и убирать внутрь лодки. Такая комбинация детекторов радарных излучений была высокоэффективна в обнаружении новейших радаров союзников и применялась до конца войны.


Рис. A-7. Антенны FuMB-24 и FuMB-25.

       Примечание. Стоковая SH3 неправильно изображает антенны «Туниса»; команда GWX эту ошибку пока не поправляет.

     FuMB-35 «Атос» (Athos)
       Германия разработала аппаратуру FuMB-35 «Атос» в начале 1945 г. Она превосходила «Тунис» и могла обнаруживать радары союзников в S- и X-диапазонах на дистанции 50 км. Система имела более современную и чувствительную электронику, оператор получал информацию на катодную трубку, а защищённая от воды и высокого давления антенна монтировалась на фиксированной мачте ограждения рубки. Антенна быстро вращалась внутри своего корпуса, обеспечивая полное покрытие пространства вокруг лодки и освобождая членов экипажа от необходимости поворачивать её вручную. Это была последняя система радарного обнаружения, представленная на подводных лодках во время войны. «Атос» был установлен на нескольких лодках типа XXI и лишь на одной лодке типа VIIC (U-249).


Рис. A-8. FuMB-35 «Атос» на сдавшейся U-249.

       FuMB-37 «Лерос» (Leros)
       Немцы приняли на вооружение FuMB-37 «Лерос» в начале 1945 г. для установки на лодки типа XXI и XXIII. Система состояла из радарного обнаружителя FuMB-35 «Атос» и антенны FuMB-3 «Бали», смонтированной на шнорхеле и умеющей ловить все радары союзников.


ЛОДОЧНЫЕ АНТЕННЫ ПРИЁМНИКОВ РАДАРНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ

       Антенна FuMB-2 «Гондурас» (Honduras)
       Лодки, оборудованные антеннами «Гондурас» и метоксами» появились, начиная с августа 1942 г.
       Антенный комплекс состоял из вертикального и горизонтального диполей, смонтированных на деревянной крестообразной рамке, которую подводники грустно прозвали «бискайским крестом». Отдельный член экипажа должен был при всплытии вынести, установить и подключить антенну к кабелю; при погружении он должен был выполнить эти действия в обратном порядке.


Рис. A-9. Антенна FuMB-2 «Гондурас».

       Антенна FuMB-3 «Бали»
       Замена «бискайских крестов» на круглый диполь антенны FuMB-3 «Бали» (прозванную Haschen – «зайка») началась в феврале 1943 г. Эта антенна имела постоянное крепление на верхней части ограждения рубки, была защищена от воды и высокого давления и могла обнаруживать радарное излучение со всех направлений одновременно. А вот что она не могла, так это определить пеленг на источник излучения. Одновременно на лодках модернизировалась система «Метокс» под длину волны 1,37 – 1,66 м (~180 – 218 МГц).


Рис. A-10. Антенна FuMB-3 «Бали».

       Антенны FuMB-5 «Самоа» и FuMB-6 «Палау»
       Антенна «Бали» блокировала новый радар FuMO-30, поэтому немцы разработали FuMB-5 Samoa для установки на обратную сторону решётки антенны радара FuMO-30. Это было применительно для обнаружения радаров метрового диапазона, но бесполезно в случае радаров S-диапазона. «Палау» – то же самое, только чувствительнее к чуть другим частотам.


Рис. A-11. Радар FuMO-30 с антенной FuMB-5.

       Антенна FuMB-24 «Куба» I
       Антенна FuMB-24 «Куба» I позволяла системе FuMB-26 «Наксос» обнаруживать радары, работающие на волнах 8-23 см (~1,3– 3,75 ГГц). На лодках она монтировалась на шесте или на антенне радиопеленгатора. Антенну поворачивал член экипажа либо она поворачивалась вместе с антенной радиопеленгатора. Она не была водозащитной, а потому при погружении снималась и убиралась внутрь лодки. Эта антенна была эффективной в обнаружении излучения радаров S-диапазона и оставалась в использовании до конца войны, ибо далеко не все корабли противника были оснащены радарами X-диапазона.


Рис. A-12. Антенна FuMB-24, нарисованная пленным подводником с U-515.

       Антенна FuMB-25 «Куба» II
       Антенна «Куба» II позволяла системе FuMB-26 «Наксос» обнаруживать излучение радаров с длиной волны 2-4 см (7,5 – 15 ГГц). На лодках ставилась вдоль с антенной FuMB-24. Антенна была направленной и работала в направлении, обратном направлению FuMB-24. Была высокоэффективна для обнаружения излучения радаров X-диапазона и использовалась до конца войны.


Рис. A-13. Антенна FuMB-25 над антенной FuMB-24 (рисунок пленного подводника с U-1229).

       Антенна ZA-290
       Германия начала разрабатывать антенну ZA-290 для системы «Наксос» с августа 1944 г. – рассчитанную под длину волны 8-12 см (2,5 – 3,5 ГГц) и имевшую электропривод для вращения на высокой скорости (1300-2000 об/мин) с целью перманентного кругового обзора. Сами немцы называли её «антенной умляут» за сходство двух её диполей с двухточечным умляутом над некоторыми буквами немецкого языка. Эту антенну использовали системы FuMB-28 «Наксос» ZM4, FuMB-35 «Атос» и FuMB-37 «Лерос».


Рис. A-14. Антенна ZA-290 для FuMB-28 «Наксос».


       ГЕРМАНСКИЕ РАДАРЫ ДЛЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК
       Германские подводники использовали радары очень неохотно: капитаны лодок обоснованно подозревали, что союзники могут наводить свои силы на их излучение, а ещё потому что дальность действия этих радаров была предельно малой.
       Дисплей радара обычно представлял собой осциллоскоп (называвшийся «А-скоп»), отображающий дистанцию до цели и текущий пеленг антенны. В радарах конца войны применялся индикатор плана позиции (по-английски – Plan Position Indicator, или PPI; по-русски – индикатор кругового обзора, или ИКО), на котором был виден пеленг на цель и дальность до неё, а кроме того, были видны и прочие цели. Единственным радаром с ИКО, применявшимся на германских подводных лодках, был FuMO-65 «Хохентвиль» (Hohentwiel) U1, и стоял он только на лодках типа XXI.


Рис. A-15. Разница в отображении целей на А-скопе и ИКО.

       Радар FuMO-29 «Зеетакт» (Seetakt)
       Радар FuMO-29 «Зеетакт» (Seetaktisches, т.е. морской тактический) был лодочным вариантом старого УКВ-радара FuMO-28 «Зеетакт» производства фирмы «GEMA», устанавливашегося на германские линейные корабли в конце 1930-х годов. Радар имел двойную 6-дипольную конструкцию, работавшую на длине волны 82 см (~365 МГц); он мог измерять дистанцию, но неточное измерение пеленга не позволяло использовать его для управления артиллерийским огнём или для торпедной стрельбы.
       FuMO-29 монтировался на искривлённой панели на передней части ограждения рубки, а потому мог обнаруживать лишь те цели, которые находились в пределах 15 градусов правого и левого борта (общий угол 30°); круговой обзор достигался циркуляцией лодки. Дальность обнаружения была всего 7,5 км из-за того что антенна радара находилась всего лишь в нескольких футах над водой. Испытания на U-39 и U-41 летом 1939 г. были неудачными, но с середины 1940 г. несколько лодок всё же были оснащены радаром FuMO-29.


Рис. A-16. Антенна FuMO-29.

       Радар FuMO-30
       FuMO-30 был двойным 4-дипольным УКВ-радаром производства фирмы «GEMA», смонтированным на вращающемся основании вверху ограждения рубки. Он работал на длине волны около 78 см (382 МГц). Штурвалом в радиорубке антенна поворачивалась вручную; верхней вахте требовалось лишь установить её вручную после всплытия, а перед погружением снять и уложить. Дальность обнаружения была невысока (около 8-10 км), то есть чуть больше, чем у «зеетакта», и то лишь потому что антенна стояла чуть выше, но он был неплох для обнаружения самолётов. Использовался с марта 1944 г. и был заменён радаром «Хохентвиль».


Рис. A-21. FuMO-17 с антенной FuMB-5 «Самоа».

       Радар FuMO-61 «Хохентвиль» U
       Фирма «C. Lorenz AG» разработала FuMO-61 из УКВ-радара FuMG-200 «Хохентвиль»*, стоявшего на Fw.200 и других патрульных самолётах. Он работал на чуть более коротких волнах (~50 см, или 556 МГц), чем FuMO-30, и использовал счетверённую 6-дипольную решётку вместо двойной 4-дипольной. Дальность обнаружения была около 10 км, мог обнаруживать самолёты. Лодки начали использовать этот радар с мая 1944 г.
     * В Люфтваффе называли свои радары в честь городов, а в Кригсмарине – в честь островов.


Рис. A-18. Антенна FuMG-200 на носу Fw.200C-6.


Рис. A-19. Антенна FuMO-61 «Хохентвиль» на лодке типа IXC.

     Радар FuMO-65 «Хохентвиль Драуф» (Hohentwiel Drauf)
       В этой системе А-скоп был заменён на ИКО. В остальном система осталась идентичной FuMO-61, устанавливалась на лодки типа XXI.

Grey Wolves Expansion:
<<< ||| >>>
 
Tags: grey wolves и silent hunter, война, игры, история, подводные лодки, радио, флот
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments