(перевод мануала, продолжение)
НОВЫЕ ОДИНОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ИСТОРИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ
1. Атлантический океан, Северное море, Балтийское море (продолжение)
«Конвой SC-94»
Северная Атлантика, август 1942 г. Конвой SC-94 вышел 31 июля из канадского Сиднея на Ливерпуль. Состав конвоя – 33 транспорта в сопровождении эскорта: канадский эсминец «Эссинбойн», канадские корветы «Бэттлфорд», «Чиллиуэк» и «Ориллья», британские корветы «Настуриум», «Дайантус» и «Примроуз» (лидер эскорта).
BdU сформировал восемь лодок (U-71, U-210, U-379, U-454, U-593, U-597, U-607 и U-704) в группу «Штайнбринк» и направил к ней в помощь ещё девять (U-174, U-176, U-254, U-256, U-438, U-595, U-605, U-660 и U-705). «Стая» собралась в центре Северной Атлантики в «воздушной бреши», и 5 августа U-593 (капитан-лейтенант Герд Кельбинг) установила первый контакт с конвоем, после чего тут же потопила транспорт «Спар» из небольшой группы, которая отделилась от конвоя в тумане.
Избиение конвоя длилось в разрывах густого тумана до 10 августа, после чего конвой вышел из зоны «воздушной бреши». Союзники потеряли 11 транспортов общим водоизмещением 53 170 т, погибло 63 моряка.
подводная лодка | тип | корабли | тоннаж |
U-176 (Дирксен) | IXC | 4 | 20 028 |
U-379 (Кеттнер) | VIIC | 2 | 8 904 |
U-438 (Франциус) | VIIC | 2 | 10 447 |
U-593 (Кельблинг) | VIIC | 1 | 3 616 |
U-660 (Баур) | VIIC | 2 | 10 336 |
Германцы потеряли U-210 (капитан-лейтенант Рудольф Лемке) – «Эссинбойн» обнаружил её радаром и в тумане обстрелял в упор. После получасового обстрела «Эссинбойн» дважды таранил U-210 и в итоге потопил её глубинными бомбами, когда она попыталась уйти под водой. U-379 (капитан-лейтенант Пауль-Хуго Кеттнер) была атакована глубинными бомбами, протаранена и потоплена корветом «Диантус». «Эссинбойн» вернулся в Новую Шотландию с тяжёлыми повреждениями; «Диантус» при таране потерял свой сонар, но остался с конвоем.

Рис. 277. U-210, вид с «Эссинбойна».
«Конвой SC-94» в GWX
Это задание имеет место в контексте перехода конвоя в Британию в рамках кампании GWX и с участием в атаке конвоя на лодке U-265, 6 августа.
«Конвой SL-125»
«Вторые счастливые времена» у атлантического побережья США и в карибских водах закончились в конце лета 1942 г., когда американцы ввели в этих районах систему конвоев и тщательное противолодочное патрулирование. В августе 1942 г. BdU ответил тем, что отозвал лодки из американских вод с тем, чтобы усилить патрулирование в североатлантической «воздушной бреши», а также отправить больше лодок в Центральную и Южную Атлантику для перехвата грузов, идущих в Британию из Африки, Азии и Южной Америки. Океанские лодки типа IX несли неоправданные потери, а потому были усилены на дальних рубежах лодками типа VII, действовавшими при поддержке лодок-дозаправщиков.
Конвой SL-125 вышел 16 октября 1942 г. из Сьерра-Леоне на Британию. Он включал в себя более 42 кораблей и четыре корвета эскорта. Сопровождение было слабее обычного ввиду отвлечения части противолодочных кораблей на обеспечение вторжения в Северную Африку (операция «Торч») тремя десантными соединениями, которым надлежало прибыть в Оран и Алжир, а также в три точки вдоль западного побережья Марокко 8 ноября.
U-409 (обер-лейтенант Ганс-Фердинанд Массманн) обнаружила конвой SL-125 26 октября, и BdU мобилизовал группу «Штрайтакст» («Боевой топор») на перехват, но погода на протяжении двух дней всё портилась и портилась, ветер достигал 15 м/с, а волны поднимались выше лодочных рубок, так что лишь три из десяти лодок получили возможность атаковать. U-509 (обер-лейтенант Вернер Витте) потопила три корабля, по одному досталось U-203 (обер-лейтенант Германн Коттманн) и U-604 (капитан-лейтенант Хорст Хольтринг). Погода успокоилась поздно вечером 29 октября, и большинство лодок группы «Штрайтакст» смогли выйти в ночную атаку 29-30 октября.

Рис. 278. Район действий для задания «Конвой SL-125».
Группа «Штрайтакст» атаковала две ночи подряд, 29-30 октября, потопив ещё восемь судов конвоя SL-125 до подлёта союзной авиации вечером 31 октября, и тогда BdU отозвал группу.
Из всей группы лишь одна U-659 получила серьёзные повреждения, вынудившие её прервать выполнение задания, тогда как остальные лодки нанесли конвою значительный урон:
лодка | тип | капитан | потоплено судов | тоннаж |
U-103 | IXB | обер-лейтенант Густав-Адольф Янссен | 1 | 6 405 |
U-134 | VIIC | капитан-лейтенант Рудольф Шендель | 0 | 0 |
U-203 | VIIC | обер-лейтенант Германн Коттманн | 1 1/3 | 4 966 |
U-409 | VIIC | обер-лейтенант Ганс-Фердинанд Массманн |
0,5 | 3 759,5 |
U-509 | IXC | обер-лейтенант Вернер Витте | 5 1/3 | 34 573,5 |
U-510 | IXC | корветтен-капитан Карл Найтцель | 0 | 0 |
U-604 | VIIC | капитан-лейтенант Хорст Хольтринг | 3 | 24 164,5 |
U-659 | VIIC | капитан-лейтенант Ганс Шток | 1 1/3 | 6 136,5 |
За пять дней конвой SL-125 потерял более четверти своих кораблей, но в результате лишь половина лодок группы «Штрайтакст» была на позиции для атак у западного Ма-рокко (операция «Торч»).
«Конвой SL-125» в GWX
Команда GWX внесля ряд изменений в оригинальное задание «Decoy» («Приманка»):
– уточнена начальна позиция, время, погода, курс и скорость конвоя по состоянию на ночь 29-30 октября 1942 г., в отличие от утра 31 октября;
– уточнён порядок конвоя с использованием новых возможностей GWX с целью максимально возможно привести ситуацию к историческому соответствию;
– предлагается лодка типа IXC/40; если хочется взять лодку такую, какой была U-509, то следует выбрать лодку типа IXC (1942).
«Конвой TM-1»
Кампания в Северной Африке пошла не так, как надеялись союзники: германцы быстро укрепились в Тунисе и крепко держались там против продвижения союзников с запада, чьи войска в Восточной Сахаре отступили к линии Марет – линии укреплений, построенной французами для защиты Туниса от потенциального вторжения итальянцев. Топлива в Британии для нужд больших механизированных армий в Северной Африке недоставало, поэтому англичане использовали несколько конвоев с быстрыми танкерами для доставки нефтепродуктов напрямую из подконтрольного им Тринидада в свои порты Северной Африки.
Первый из этих конвоев, TM-1, вышел из Порт-оф-Спейн (Тринидад) 28 декабря 1942 г. Он включал в себя девять танкеров и четыре корабля эскорта; 3 января 1943 г. U-514 (капитан-лейтенант Ганс-Юрген Ауфферман) заметила конвой, донесла об этом BdU и повредила торпедой танкер «Бритиш Виджиланс». Адмирал Дёниц справедливо предположил, что конвой идёт по дуге большого круга на Гибралтар для снабжения союзнических войск в Северной Африке, поэтому приказал группе «Делфин» и нескольким другим лодкам занять линию патрулирования примерно в 1500 км западнее Канарских островов. Конвой напоролся на лодки 8 января, когда U-381 (обер-лейтенант Вильгельм-Генрих граф фон Пуклер унд Лимбург) заметила конвой и донесла о нём. Тяжёлые испытания для конвоя начались этой же ночью, когда пять лодок начали атаковать – U-436 (капитан-лейтенант Гюнтер Зайбике), U-442 (корветтен-капитан Ганс-Иоахим Хессе), U-522 (капи-тан-лейтенант Герберт Шнайдер), U-571 (капитан-лейтенант Гельмут Мольманн) и U-575 (капитан-лейтенант Гюнтер Хайдеманн).

Рис. 280. Район действий для задания «Конвой TM-1».
Атаки группы «Делфин» продолжались с ночи 8-го до вечера 9 января. Было потоплено пять судов конвоя и один несчастливый транспорт, который случайно забрёл на поле битвы. Лодки не смогли заняться тремя оставшимися танкерами до полуночи 11 января, когда U-552 торпедировала «Бритиш Доминион»; U-620 (капитан-лейтенант Гейнц Штайн) добила его несколькими часами позже. Дальнейшие атаки оказались безуспешными, и адмирал Дёниц отозвал лодки после того, как эскорт конвоя был усилен тремя британскими эсминцами («Куиберон», «Пасфайндер» и «Пенн»), а базирующийся на Гибралтар самолёт «Каталина» начал барражировать над уцелевшими танкерами «Клиона» и «Ванья». Гибралтар был уже недалеко.
лодка | тип | капитан | потоплено судов |
тоннаж |
U-105 | IXB | капитан-лейтенант Юрген Ниссен | . | 4 046,5 |
U-436 | VIIC | капитан-лейтенант Гюнтер Зайбике | 2 | 14 703 |
U-442 | VIIC | корветтен-капитан Ганс-Иоахим Хессе | 1 | 9 807 |
U-514 | IXC | капитан-лейтенант Ганс-Юрген Ауфферман | . | 4 046,5 |
U-522 | IXC | капитан-лейтенант Герберт Шнайдер | 2 . | 20 358,5 |
U-575 | VIIC | капитан-лейтенант Гюнтер Хайдеманн | 0 | 0 |
U-620 | VIIC | капитан-лейтенант Гейнц Штайн | . | 3 491,5 |
Два таких же, но более быстрых конвоя TMF-1 и TMF-2 во второй половине января прошли успешно и доставили свои грузы войскам союзников в Северной Африке; за ними последовала серия конвоев OT (Oil-Torch), которые везли нефтепродукты напрямую из карибских портов в Северную Африку.
«Конвой TM-1» в GWX
Команда GWX внесла ряд изменений в оригинальное задание «Tankergeleit TM-1»:
– уточнены начальные позиции, время, погода, курс и скорость конвоя по состоянию на ночь 8-9 января 1943 г. по архивам BdU и другим историческим документам;
– уточнены состав конвоя и его ордер с использованием возможностей GWX;
– уточнены состав группы подводных лодок и их действия в битве.
«Конвой TS-37»
Западное побережье Африки, 30 апреля 1943 г. Резко возросшая эффективность противолодочной обороны в американских водах и в Северной Атлантике в целом вынудила BdU в августе 1942 г. перенацелить океанские лодки из американских вод в Южную Атлантику. В первые три года войны западное побережье Африки оставалось относительно нетронутым германскими подводными лодками – если сравнивать с Северной Атлантикой. Несколько раз там патрулировали океанские лодки, но по большей части германцы не атаковали, а союзники особо не оборонялись; лодки потопили всего лишь восемь из 743 судов, которые прошли между Такоради (британская колония на Золотом берегу) и Фритауном (британская колония в Сьерра-Леоне) с сентября 1941-го по март 1943 г. Британцы привлекали минимум противолодочных кораблей в связи с относительной бездеятельностью германских подводных лодок в этих местах и больше полагались на авиацию, заставляя подводников постоянно смотреть в небо, а также на их (подводников) привычку часто взывать по радио к BdU, благодаря чему англичане были хорошо информированы о деятельности лодок в этом районе.

Рис. 282. Район действий для задания «Конвой TS-37».
U-515 (капитан-лейтенант Вернер Хенке) вышла из Лориана 21 февраля 1943 г., но в течение первых двух месяцев в море потопила всего два корабля. 28 апреля Хенке атаковал конвой из двух войсковых транспортов, эскортируемых тяжёлым крейсером и четырьмя эсминцами, но промазал; 29 апреля на удивлённых подводников с неба свалился патрульный бомбардировщик «Каталина», но они сумели повредить и отогнать её огнём своих зениток. Почти весь последовавший день лодка оставалась под водой к SSW от Фритауна и искала суда противника гидрофоном, ибо в этом месте собирались и формировались большие конвои SL, идущие в Британию, но никого обнаружить не сумела.
Всплыв в сумерках для визуальной проверки района, U-515 заметила дым на SE, который возвещал о прибытии TS-37: 18 судов в сопровождении корвета и двух противолодочных траулеров. Корабли эскорта перехватили (но не расшифровали) радиодонесения U-515, однако не решились прервать свой режим радиомолчания, чтобы доложить об этом. В результате три эсминца Королевского флота, находившиеся во Фритауне, не были посланы на усиление охраны и обороны конвоя, а серии шквалов и тропический шторм исключили прикрытие конвоя TS-37 с воздуха.
U-515 оставалась на поверхности, затратив почти три часа на обход конвоя под вспышками молний; под прикрытием шквала лодка подобралась к конвою сзади – редкий подвиг, если учесть, что эскорт имел радары. Хенке выпустил шесть торпед, поразив и потопив четыре судна – «Кота Тьянди» (Голландия, 7295 т), «Нагина» (Британия, 6551 т), «Бандар Шахпур» (Британия, 5236 т) и «Корабелла» (Британия, 5681 т). Затем U-515 погрузилась на 170 м – эскорт контратаковал, впрочем, безуспешно.

Рис. 283. «Кота Тьянди».
U-515 всплыла чере два с половиной часа, увернулась от противолодочного траулера «Бёрдлип», который вылавливал из воды выживших моряков, а через три с половиной часа заметила конвой, полным ходом уходящий на норд. Хенке оставался на поверхности и снова зашёл конвою в хвост, потопив тремя торпедами три судна – «Мокамбо» (Бельгия, 4996 т), «Сити оф Сингапур» (Британия, 6555 т) и «Клан Макферсон» (Британия, 6940 т). В свете повешенной над конвоем «люстры» обнаружились два британских эсминца, идущих на помощь, поэтому Хенке счёл за благо отойти. Рекорд U-100 (капитан-лейтенант Иоахим Шепке против конвоя SC-11, ноябрь 1940 г.) по количеству кораблей, потопленных за одну ночь, был побит, и этот поход принёс Хенке Дубовые листья к его Рыцарскому кресту.
«Конвой TS-37» в GWX
Команда GWX базирует задание «Конвой TS-37» на уже разработанном задании. Основные изменения:
– начальная позиция перемещена в места фактического потопления судов, известные по спискам корабельных потерь и по допросам членов экипажа U-515, захваченных в плен после потопления лодки американцами в апреле 1944 г.;
– уточнена погода с целью эмулировать фактическую, поскольку стоковая SH3 толком не моделирует тропический дождь со шквалами – хорошая видимость, перемежающаяся небольшими районами с ливнем, молниями, водяными смерчами и т.д.;
– структура конвоя TS-37 исправлена с тем, чтобы приблизиться к исторической правде – корабли соответствуют кораблям, выходившим из Токоради на Британию в составе трёх конвоев SL-129, SL-130 и SL-131, которые были уже после TS-37;
– условия победы повышены до 43 000 тонн, как это было фактически в случае с U-515.
Grey Wolves Expansion:
введение | часть 1 | часть 2 | часть 3 | часть 4 | часть 5 | часть 6 | часть 7 | часть 8 | часть 9 | часть 10 | часть 11 | часть 12 | часть 13 | часть 14 | часть 15 | часть 16 | часть 17 | часть 18 | часть 19 | часть 20 | часть 21 | часть 22 | часть 23 | часть 24 | часть 25 | часть 26 | часть 27 | часть 28 | часть 29 | часть 30 | часть 31 | часть 32 | часть 33 | часть 34 | часть 35 |