Юрий РОСС (filibuster60) wrote,
Юрий РОСС
filibuster60

Categories:

Grey Wolves Expansion, ч. 27

GREY WOLVES EXPANSION & SILENT HUNTER III
(перевод мануала, продолжение)


     Операция «Везерубунг»
     Германия очень зависела от поставок шведской железной руды через Нарвик (нейтральная Норвегия); немцы ломали голову, как бы их продолжать, в то время как союзники ломали голову, как бы их прекратить. Первый Морской лорд Британии Уинстон Чёрчилль в ноябре 1939 г. предлагал, что, мол, Королевский флот выставит в норвежских водах минные поля и заблокирует их, но премьер-министр Чемберлен и министр иностранных дел лорд Галифакс отвергли эти идеи, ибо опасались нежелательного эффекта этой военной акции в глазах американского общественного мнения.
     «Зимняя война» между Советским Союзом и Финляндией побудила союзников предложить вмешаться от имени Финляндии – они-де высадятся в Нарвике и пройдут в Финляндию (через шведские месторождения железной руды), как только закончится зима... Норвегия и Швеция отказалась сотрудничать с союзниками, но те прервали свои планы только после того, как 15 марта 1940 г. Финляндия и Советский Союз подписали перемирие.
     Гросс-адмирал Редер предложил Гитлеру в октябре 1939 г. вторжение в Норвегию, чтобы обеспечить стабильное снабжение Германии железной рудой и новые базы для подводных лодок, и в декабре Гитлер приказал OKW начать предварительное планирование этой кампании. Норвегия оказалась не в состоянии защитить свой нейтралитет в отношении обеих сторон: она проигнорировала немецкое судно снабжения «Альтмарк», когда оно укрывалось в норвежских территориальных водах (февраль 1940 г.), и не смогла остановить британский эсминец «Коссак», бравший «Альтмарк» на абордаж (причём буквально, с обнажёнными клинками), чтобы освободить около 300 пленников с линкора «Адмирал граф Шпее». Единственным вопросом было, кто первым нанесёт удар – союзники или немцы.

Рис. 212. Судно снабжения «Альтмарк» после захвата кораблём Королевского флота «Коссак».

       Фюрер лично руководил разработкой OKW плана операции «Везерубунг» («Учения на Везере»), смыслом которой было вторжение в Норвегию («Weserübung Nord»), изначально предложенное гросс-адмиралом Редером, а также вторжение в Данию («Weserübung Sud») для обеспечения контроля ворот в Балтийское море. План «Везерубунг Норд» задействовал пять пехотных дивизий и одну лёгкую горную (Gebirgsjäger) под общим командованием генерала от инфантерии Николауса фон Фалькенхорста плюс малые парашютно-десантные отряды Люфтваффе («лёгкая парашютная пехота»), в чью задачу входило заставить норвежские войска сдаться без боя – ещё до того, как союзники могли бы вмешаться и одновременно занять большую часть населённых пунктов Норвегии. Конкуренция и соперничество между германскими службами были столь велики, что руководство операцией «Везерубунг» фюрер взял на себя лично – через штабы OKW – так как ни Кригсмарине, ни Люфтваффе не согласились бы на то, что их силами командует армейский генерал. Основные силы поддержки вторжения в Норвегию состояли из шести основных целевых групп, включавших почти весь Кригсмарине под командованием генерал-адмирала Альфреда Шаальвахтера:
     – Группа 1 состояла из 10 эсминцев, 3 фрахтеров и 2 танкеров под командованием капитана цур зее Фридриха Бонте и должна была высадить 2000 солдат в Нарвике. Прикрывать группу были назначены линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» под командованием вице-адмирала Гюнтера Лютьенса. Корветтен-капитан Виктор Шютце на U-25 (тип IA), капитан-лейтенант Герберт Шолер на U-46 (тип VIIB) и капитан-лейтенант Дитрих Кнорр на U-51 (тип VIIB) обеспечивали непосредственную поддержку. Эсминцы выполняли роль быстрых войсковых транспортов и должны были встретиться с фрахтерами и танкерами в Нарвике;
     – Группа 2 состояла из тяжёлого крейсера «Адмирал Хиппер», 4 эсминцев, 3 фрахтеров и 2 танкеров под командованием капитана цур зее Гельмута Хейе. Она должна была высадить 1700 солдат в Тронхёйме при непосредственной поддержке двух лодок типа VIIA – U-30 (капитан-лейтенант Фриц-Юлиус Лемп) и U-34 (капитан-лейтенант Вильгельм Ролльман). Как и в Нарвике, эсминцам предстояло стать быстрыми войсковыми транспортами, встретившись с фрахтерами и танкерами в Тронхёйме;
     – Группа 3 состояла из лёгких крейсеров «Кёльн» и «Кёнигсберг», учебного артиллерийского корабля «Бремсе», 2 торпедных катеров, 5 быстроходных катеров, быстроходного тендера «Карл Петерс», 3 войсковых транспортов и танкера под общим командованием контр-адмирала Хуберта Шмундта. Её задачей была высадка 900 солдат в Бергене при поддержке пяти лодок типа II: обер-лейтенант Вольфганг Лют (U-9), капитан-лейтенант Герхард Бигальк (U-14), капитан-лейтенант Отто Хармс (U-56), капитан-лейтенант Георг Шеве (U-60) и капитан-лейтенант Ганс-Бернард Микаловски (U-62);
     – Группа 4 состояла из лёгкого крейсера «Карлсруэ», 3 торпедных катеров, 7 быстроходных катеров, тендера «Тсингтау» и 4 войсковых транспортов под общим командованием капитана цур зее Фридриха Риве. Она имела задачей высадку морем и воздухом 1100 солдат в Кристиансанде при поддержке двух лодок Учебной флотилии – U-1 (корветтен-капитан Юрген Дееке) и U-4 (капитан-лейтенант Ганс-Петер Хинш);
     – Группа 5 состояла из тяжёлых крейсеров «Блюхер» и «Лютцов», лёгкого крейсера «Эмден», 3 торпедных катеров и 7 тральщиков, 5 войсковых транспортов и 2 танкеров под общим командованием контр-адмирала Оскара Кумметца. Она должна была высадить 2000 солдат в Осло;
     – Группа 6 состояла из 4 минно-тральных катеров под командованием корветтен-капитана Курта Томаса. Её задачей была высадка 150 солдат в Эгернсунде при поддержке четырёх лодок типа II – капитан-лейтенант Гельмут Розенбаум (U-2), капитан-лейтенант Герд Шрайбер (U-3), капитан-лейтенант Генрих Леманн-Вилленброк (U-5) и обер-лейтенант Адальберт Шнее (U-6).

Рис. 213. Германские силы на подходах к Норвегии в ходе операции «Везерубунг» (Группы 1 – 6).

       Перемирие между Финляндией и Советским Союзом положило конец планам союзников использовать поддержку Финляндии в качестве прикрытия для оккупации шведских месторождений железа: войска только начали готовиться к высадке в Нарвике к 12 марта, когда стало ясно, что перемирие вот-вот будет подписано. BdU развернул 24 подводные лодки, когда разведка Beobachtungsdienst («B-Dienst») обнаружила британские приготовления к высадке в Норвегии: четыре из этих лодок (U-21, U-22, U-31 и U-44) были исключены для действий против врага. Месяцем позже после передислокации и мобилизации Учебной флотилии 32 из 48 германских лодок пошли в норвежские воды для поддержки операции «Везерубунг» с возможностью замены тех, которые находились на позициях дольше прочих.
     Финско-советское перемирие не охладило интерес союзников к блокированию поставок железной руды в Германию; теперь они запланировали операцию «Уилфред» – минирование норвежских территориальных вод в надежде на то, что эта угроза поставкам железной руды вызовет немедленное и открытое нападение Германии на Норвегию, которой союзники немедленно оказали бы помощь. Союзники собирались высадиться повторно (операция «R4»), отправив Норвегию шесть батальонов лёгкой пехоты – по два батальона в Берген и Ставангер, а также по одному батальону в Тронхёйм и Нарвик с последующим увеличением контингента до двух-трёх пехотных дивизий в течение нескольких недель.
     Соединение «Уилфред» вышло из Британии 5 апреля; силы Кригсмарине вышли на Норвегию 6 апреля, а погрузка британской пехоты для операции «R4» началась 7 апреля, в то время как британские минные постановки начались 8 апреля. Британцы развернули:
     – соединение «Уилфред», состоявшее из линейного крейсера «Ринаун» (флагман) и 4 эскортирующих его эсминцев плюс соединение для минирования, включавшее 4 эсминца для постановки минных полей и 4 эсминца эскорта – всё под общим командованием вице-адмирала Уильяма Уитворта;
     – соединение «R4», состоявшее из тяжёлых крейсеров «Бервик», «Девоншир» и «Йорк», лёгких крейсеров «Аретуза», «Аврора» (флагман), «Галатея» и «Пенелопа» плюс транспорт – всё под общим командованием адмирала сэра Эдуарда Эванса.
     Британцы отменили операции «Уилфред» и «R4» 7 апреля, когда узнали, что в Северном море появились германские тяжёлые корабли, и направили флот атаковать Кригсмарине. Тем же вечером из Скапа-Флоу вышла эскадра под командованием адмирала сэра Чарлза Форбса – линкоры «Родни» (флагман) и «Вэлиэнт», линейный крейсер «Рипалс», тяжёлые крейсера «Бервик» и «Девоншир», лёгкий крейсер «Глазго» и 10 эсминцев. Соединение «Уилфред» тем временем оставалось в море недалеко от Нарвика.
     Утром 8 апреля британский эсминец «Глоуворм», который эскортировал «Ринаун», но отстал по причине поисков упавшего за борт моряка, милях в ста от Тронхёйма встретил Группу 2, возглавляемую «Адмиралом Хиппером». «Глоуворм», пользуясь превосходством в скорости и манёвре, таранил «Хиппера», после чего сам затонул. Рано утром 9 апреля «Ринаун» обстрелял линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау», лишив последнего системы управления огнём, но это был и весь урон. Германские линкоры вышли из боя, повернули на норд и 12 апреля вернулись в Вильгельмсхафен.


Рис. 214. Последние секунды «Глоуворма», снятые с «Адмирала Хиппера».

     Германское вторжение в Норвегию началось по плану – 9 апреля – и достигло своих целей первого дня, за исключением того, что норвежской королевской семье удалось бежать из Осло. Береговая оборона потопила «Блюхер» и повредила «Лютцов», вынудив высадить войска более чем в 10 милях от Осло. Пленение королевской семьи было очень важным эпизодом в германских планах – для быстрой и относительно бескровной оккупации Норвегии – но семья ушла в Британию на борту «Камберлэнда» и там стала исходной точкой для норвежского Сопротивления.

Рис. 215. Тяжёлый крейсер «Блюхер» типа «Адмирал Хиппер» в Осло-фиорде, апрель 1940 г.

       Другой тяжёлой потерей германского флота стали «Карлсруэ», который был затоплен после того, как 10 апреля был торпедирован британской субмариной у Кристиансанда и возвращался в Германию, а также «Кёнигсберг», повреждённый норвежскими береговыми батареями и потопленный британскими морскими бомбардировщиками «Скьюа», действовавшими на пределе дальности с Оркнейских островов. В довершение всего торпеда британской субмарины «Спирфиш» изуродовала «Лютцов», разбив ему руль с обоими винтами и выведя из строя аж до июня 1941 г. (потом он был торпедирован «бофортами» и вернулся в действия лишь в мае 1942 г., помогая атаковать арктические конвои союзников).

Рис. 216. Лёгкий крейсер «Кёнигсберг» под атакой «скьюа» в Бергене.

       Первыми действиями подводных лодок стала оборона Нарвика 10 апреля. В тумане и снегопаде лодки пропустили пять британских эсминцев, которые стали сюрпризом для Группы 1 в Нарвике, потопив два эскадренных миноносца и повредив ещё четыре. Также британцы потопили шесть торговых судов, заплатив за это двумя потопленными эсминцами и одним повреждённым. Оба командующих – германский капитан цур зее Бонте и британский кэптен Бернард Уорбёртон-Ли – погибли в этой баталии (кэптен был награждён Крестом Виктории посмертно). U-25 выпустила две торпеды в уцелевшие британские эсминцы, когда они проходили Вест-фиорд, но обе мимо; U-46 выпустила четыре торпеды с близкой дистанции, но две из них прошли мимо, а две взорвались слишком рано. Британцы немедленно блокирвали Нарвик, заперев в нём восемь германских эсминцев; Гитлер ответил на это приказом отправить туда ещё больше подлодок. Капитан одной из них, капитан-лейтенант Герберт Шульце (U-48, тип VIIB), обнаружил флот Метрополии на пути в Нарвик – британцы искали «Шарнхорст» и «Гнейзенау» – и выпустил по два трёхторпедных «веера» в каждый из двух тяжёлых крейсеров. Результатом стало два промаха и четыре преждевременных подрыва торпед.
       12 апреля разведка «B-dienst» узнала, что союзники планируют высадку в Харстад (Вагс-фиорд), поэтому лодки разделились для обороны и Нарвика, и Харстада:
     – U-25, U-46, U-48, U-51 и вновь прибывший капитан-лейтенант Георг-Вильгельм Шульц на U-64 (тип IXB) обороняли Нарвик, хотя U-64 стояла у Бьерквика на якоре и занималась аврийным ремонтом;
     – вновь прибывшие капитан-лейтенант Генрих Либе на U-38 (тип IX), капитан-лейтенант Гюнтер Прин на U-47, капитан-лейтенант Курт фон Госслер на U-49 (обе типа VIIB) и капитан-лейтенант Ганс-Геррит фон Штокхаузен на U-65 (тип IXB) в Вагс-фиорде обороняли Харстад.

Рис. 217. Позиции лодок при второй битве за Нарвик, 13 апреля 1940 г.

       Британцы вернулись с новыми силами в Нарвик 13 апреля – чтобы покончить с Группой 1. Для этого они имели линкор «Уорспайт», 9 эсминцев и бомбардировщики «Суордфиш» с авианосца «Фьюриуз», всё это под командой вице-адмирала Уитворта. Атакующие силы обнаружили в Вест-фиорде U-48, и эсминец «Эскимо» отогнал её глубинными бомбами. В это же время бомбардировщик «Суордфиш», взлетевший с линкора «Уорспайт» на разведку фиордов, обнаружил U-64 на поверхности и потопил её двумя 100-фунтовыми противолодочными бомбами – спаслось лишь восемь человек из экипажа. Затем британцы столкнулись с U-46, которая села на мель, собираясь атаковать «Уорспайт». U-25 промахнулась четырьмя торпедами, а U-51 не смогла войти в бой. В последовавшие четыре часа атакующие силы уничтожили Группу 1: Кригсмарине потерял половину своих эсминцев. U-25 перехватила атакующие силы на выходе из Нарвика, выпустила две торпеды в «Уорспайт» и две в эскортирующий эсминец, но снова без результата.
     Лодки в Вагс-фиорде были ничуть не успешнее, когда 15 апреля туда прибыли десантирующиеся силы союзников. U-38 выпустила две торпеды по линкору «Вэлиэнт» и крейсеру «Саутгемптон», но не попала, а U-65 безуспешно атаковала океанский лайнер, перевозивший войска. Норвежские жители донесли британцам, что в Вагс-фиорде находится U-49 в надводном положении; те отправили туда два эсминца, которые нашли и потопили её. Капитан-лейтенант Прин на U-47 дождался, когда британские войсковые транспорты встанут на якорь и начнут свозить войска на берег, после чего выпустил по ним восемь торпед, но попаданий зафиксировано не было. Таким образом Британские силы избежали тяжёлых потерь и двинулись к югу, чтобы выдавить немцев (в том числе и уцелевшие остатки Группы 1) из Нарвика в железнодорожный туннель, где они потом и сидели вплоть до своего освобождения двумя месяцами позже.
     Разведка сообщила, что союзники высадятся в Намсос-фиорде и Ромсдальс-фиорде 14-16 апреля, поэтому BdU приказал капитан-лейтенанту Максу-Германну Бауэру (U-50, тип VIIB) и U-30 охранять Намсос-фиорд; такую же задачу получили капитан-лейтенант Отто Зальман (U-52, тип VIIB) и U-34 по Ромсдальс-фиорду. Британский эсминец «Хиро» обнаружил и потопил U-50 на маршруте; оставшиеся три лодки сделали очень мало – их общим достижением стало торпедирование лодкой U-34 уже выскочившего на берег норвежского тральщика. BdU приказал U-46 и U-51 передислоцироваться из Нарвика в Тронхёйм, оказать там помощь в обороне, но ни одна их атака не нанесла кораблям союзников никакого ущерба – войска высадились безнаказанно.

Рис. 218. Театр боевых действий вокруг Тронхёйма, Норвегия.

       Факт, что торпеды подводных лодок столь печально показали себя в операции «Везерубунг», вынудил Дёница 26 апреля отозвать лодки со своих позиций. BdU заключил, что 13 океанских лодок и 22 лодки типа II должны были потопить один линкор, семь крейсеров, семь эсминцев и пять войсковых транспортов, а вместо этого победы ограничились тремя торговыми судами и субмариной «Тистл». Последовавшее разбирательство выявило ошибки в конструкции контактных взрывателей и чрезмерную чувствительность взрывателей магнитных, а также брак в приборах глубины хода торпед. Немцы ликвидировали проблемы с контактными взрывателями и частично с приборами глубины, но с магнитными взрывателями ничего не получалось, и 23 мая BdU приказал их не использовать – вплоть до конца 1942 года, когда появились торпеды новой конструкции TIII. По иронии судьбы те же самые проблемы испытывали подводники США на Тихом океане в 1941-1943 гг., и по большей части из-за точно таких же причин (недостаточность довоенных испытаний и поспешные выводы из них). Дёниц писал в своём военном дневнике по поводу торпед: «За всю историю войн людей не посылали в бой с таким бесполезным оружием».
     Норвежская кампания прошла без участия подводных лодок, за исключением мелочей вроде помощи в снабжении германских войск в Тронхёйме лодками U-26 (тип IA, капитан-лейтенант Гейнц Шерингер) и U-122 (тип IXB, корветтен-капитан Ганс-Гюнтер Лооф). Союзники начали эвакуацию своих войск в начале июня, когда германские успехи во Франции перефокусировали их внимание на собственное выживание. Разведка «B-dienst» обнаружила подготовку британского отхода, поэтому «Шарнхорст» и «Гнейзенау» вышли в море как часть операции «Юнона», чтобы попытаться перехватить один-два войсковых конвоя. Они потопили авианосец «Глориуз» и два эсминца из его эскорта – «Акаста» и «Аднт» – но «Гнейзенау» в этой схватке получил попадание торпеды, в связи с чем линкоры ушли в Тронхёйм, и на этом участие германских надводных кораблей в операции «Везерубунг» закончилось.

Рис. 219. «Шарнхорст» обстреливает авианосец «Глориус», фото с «Гнейзенау».

       Для обеспечения норвежской кампании британцы использовали большое количество кораблей:
     – линкоры «Резолюшн», «Родни», «Вэлиант» и «Уорспайт»;
     – линейные крейсера «Ринаун» и «Рипалс»;
     – авианосцы «Арк Ройал», «Фьюриус» и «Глориус»;
     – тяжёлые крейсера «Бервик», «Девоншир», «Саффолк» и «Йорк»;
     – лёгкие крейсера «Аретуза», «Аврора», «Бирмингем», «Кавентри», «Кёрлью», «Эффингем», «Энтерпрайз», «Галатея», «Глазго», «Манчестер», «Пенелопа», «Шеффилд» и «Саутгемптон»;
     – крейсера ПВО «Кайро», «Карлайсл», «Кюракоа» и «Калькутта»;
     – 21 эскадренный миноносец;
     – 17 подводных лодок.
    Операция «Везерубунг» в GWX
     Силы германского вторжения движутся в соответствии с их историческими планами, контратаки и высадки британцев происходят в течение нескольких дней. Высокая активность конвоев между Британией и Норвегией для обеспечения продолжения сухопутной кампании вплоть до начала июня.
 
Grey Wolves Expansion:
введение | часть 1 | часть 2 | часть 3 | часть 4 | часть 5 | часть 6 | часть 7 | часть 8 | часть 9 | часть 10 | часть 11 |часть 12 | часть 13 | часть 14 |часть 15 | часть 16 | часть 17 | часть 18 | часть 19 | часть 20 | часть 21 | часть 22 |часть 23 | часть 24 | часть 25 | часть 26 |

 
Tags: grey wolves и silent hunter, война, игры, история, подводные лодки, флот
Subscribe

  • В поисках Прайсов

    Ну, имеется ряд неточностей, конечно. Не буду заострять на них, ибо не суть. Главное: не сказал, что на том месте в XX веке было поселковое…

  • Время текёт - и мы вместе с нею.

    Раньше: Теперь:

  • Позвонил приятель...

    ...и такой: - Видал, чо деется? Это он про соединённые пока ещё штаты. - Видал. То ли ещё будет. - Ну и чем запасаться? Баксами или юанями? Ы?…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments