Юрий РОСС (filibuster60) wrote,
Юрий РОСС
filibuster60

Category:
  • Mood:
  • Music:

Синий нос

    Когда в августе-сентябре 2002 года я был в Северной Канаде, меня поразила, я помню, канадская монетка достоинством в десять центов. На ней был выдавлен какой-то парусник с косым вооружением. На мой вопрос, что это и почему, матрос буксира “Kelly Ovajuak” Найджел Дэвис со смехом сказал: “Blue nose!”
    Ответ Найджела показался мне шуткой, тем более что в тот момент мы весьма бурно отмечали факт нашего знакомства с экипажем буксира. Blue nose по-английски - “синий нос”, и это вполне соответствовало нашему общему тогдашнему состоянию. Почему на канадской монетке может быть парусник - ну разумеется, всё дело было в определённой узости кругозора. Я ещё тогда подумал - вот протрезвею, и он расскажет. Однако забыл переспросить, а потом наши пути по Арктике несколько разошлись.
   Канада, как известно - вотчина Великобритании, и на долларовых монетах (в Канаде ходит канадский доллар) изображена не кто-нибудь, а Её Величество; правит же Канадой премьер-министр, который во многих аспектах подотчётен британской короне.
    Время, наконец, пришло, и теперь я могу рассказать о том паруснике, который украшает канадский десятицентовик. Просто так никто и ничто на монеты и купюры не попадает (даже в нашей многострадальной стране - за исключением парусника на 500-рублёвке, но это отдельная тема).
    Как известно, морские традиции Северной Америки - Канады и Штатов - корнями уходят в Англию и Францию. Янки-корабелы ещё с середины XIX века умудрялись строить отменные фрегаты, корветы, а затем и шхуны, взяв за основу всё самое лучшее из европейского кораблестроения. В итоге знаменитые “Constitution” и “President” были самыми быстроходными и маневренными фрегатами (”Constitution”, кстати, исправно плавает до сих пор), а в гонках рыбацких судов равных не было канадской гафельной шхуне “Bluenose”. Кстати, именно в спорах о быстроходности рыбацких шхун родилась та знаменитая ежегодная парусная гонка, которая нынче называется American Cup - Кубок Америки.
    Тогда это были не яхты. Яхта - это судно, предназначенное для спорта и отдыха, вне зависимости от размеров, оснастки и прочего. Яхтами они тогда становились только на время гонки, а в остальное время это были суда, которые исправно ловили рыбу на банках острова Ньюфаундленд и перевозили синюю картошку. Да-да, синюю картошку, это такой особый канадский сорт картошки, она даже пачкается. Картошку грузили руками в брезентовых рукавицах, рукавицы всегда были синими от кожуры, а вместе с ними были синими и - что? - ну правильно! - синими были носы моряков канадских “рыбацко-картофельных” шхун, потому что не жарко там, постоянный холодный ветер и влажность рождали поголовный насморк, а каждый раз снимать рукавицу, чтобы вытереть сопливый нос, было некогда - работать надо… И поэтому в обиходе называли канадских рыбаков-картофелевозов исключительно “синими носами”. Вот так: bluenose.
    Очередная красавица-шхуна, которую создал молодой конструктор Уильям Дж. Ру, должна была утереть нос всем соискателям призов из старушки-Европы. Её с помпой спустили на воду в Ланенбурге, Новая Шотландия, 26 марта 1921 года и окрестили “Bluenose” - недолго думая. Так что показываемый соперикам нос был синим - во всех смыслах (канадские моряки, я вас уверяю, выпить тоже мастера). Своим инвесторам - капитану Ангусу Уолтерсу и ещё четверым бизнесменам из Галифакса - она обошлась в 35 тысяч долларов. По нынешним меркам, сумма более чем смешная, но ведь это ж только по нынешним…


шхуна "Bluenose"

    М-да… сейчас таких краснодерёвых и тиковых красавиц просто не строят… сейчас время алюминия и стеклопластика. А тогда парусные корабли были воистину живыми…
    Семнадцать лет “Bluenose” ловила рыбу и возила картошку, а одновременно её экипаж тренировался для очередных гонок. Шхуне просто не было равных. Капитан Уолтерс на “Bluenose” выигрывал все соревнования подряд. Бывало, что на каком-то этапе гонок кому-то удавалось опередить её, но она всё равно всякий раз выходила в лидеры и забирала все призы.
    В 1938 году шхуне “Bluenose” навсегда вручили Международный Кубок Рыбаков, потому что её никто не мог победить. Корабль уже изрядно постарел, и капитан Уолтерс уже помышлял сделать из неё реликвию. Однако его таки упросили погоняться напоследок, и в труднейшей борьбе “Bluenose” снова вырвала победу у знаменитой “Гертруды Эл Тэбо”, обойдя её всего лишь на 13 минут. Год спустя Уолтерс обратился к жителям Новой Шотландии (её ещё называют Новой Скотией) с просьбой сделать из шхуны вечный памятник уходящей эре парусов, но для этого нужны были большие деньги, а в Европе уже полыхала война. Ещё через год совладельцы выставили “Bluenose” на торги. Капитан Уолтерс продал всё, что у него было, заложил дом, взял в банке страховку, залез в долги, но сумел выкупить обветшавший корабль, с которым никак не мог расстаться. Однако все эти финансовые обстоятельства всё же вынудили его через два года продать шхуну некоей латиноамериканской компании.
    В 1946 году из-за навигационной ошибки “Bluenose” села на риф возле острова Гаити и погибла…
    А в 1963 году всё те же канадцы по старым чертежам построили копию легендарного корабля, назвав его, разумеется, “Bluenose II”. Однако новая шхуна хоть и была точной копией, но вела себя по-другому и ходила совсем не так… “Была только одна “Bluenose”, и другой уже никогда не будет”, - сказал капитан Уолтерс, сходя с палубы новой шхуны. Говорят, его потом видели в портовом баре. Старый капитан сидел с пустым стаканом и плакал.
    Просто у каждого корабля есть душа. А всякая душа умеет любить и отзываться, если найдётся кто-то, который навсегда лишит её равнодушности. Для “Bluenose II” это был не капитан Уолтерс, а кто-то иной, и она, возможно, обрела свою любовь в лице другого шкипера. Уолтерс же был отцом и капитаном “Bluenose”.
    Сейчас любой желающий (в том числе и в России) может в полминуты запросто заказать себе через Интернет набор деталей для изготовления деревянной модели гафельной шхуны “Bluenose”. Это обойдётся ему примерно в 100 долларов США плюс стоимость пересылки. Качество деталей очень хорошее, и можно даже выбрать любую из нескольких фирм-производителей наборов. Три-четыре месяца увлекательного труда - и легендарная “Bluenose” у вас на столе…




модели шхуны "Bluenose"

    А та монетка в десять канадских центов лежит у меня в ящике стола. Фотографировать её я не хочу, её лучше просто подержать в руках и что-то почувствовать. Картинку с монеткой для журнала я взял на одном сайте нумизматов.


    Где-то в океане до сих пор живёт душа канадского парусника “Bluenose”. Она не может найти своего капитана и печально бродит между местом своей жизни и местом упокоения - между островом Новая Шотландия и Карибским морем…
    А может, давно уже нашла. Кто знает?

Tags: история, капитаны, корабли, паруса
Subscribe

  • Их вгляды на стволы

  • Ещё один пук в форточку

    Я про ЖЖ-пользователя Олега Матвеичева, есличо. Про Камчатку и оборону Петропавловска в 1854-55 гг. Ну вот есть такие люди - выставил задницу в…

  • Редкостный бред

    Уважаемый Lot1959 прислал ссылку на очередной махровый бред про оборону Петропавловска в 1854 году, выложенный хрен знает кем на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments