Юрий РОСС (filibuster60) wrote,
Юрий РОСС
filibuster60

Мифы бардовских конкурсов

(отсюда)

http://cs628121.vk.me/v628121299/4ab9/tuKDHDA-gYk.jpg

       Лето для нормальных людей – это пора отдыха. А для многотысячной армии бардов – время ФАП (Фестивалей Авторской Песни). И от каждого конкурса участники и члены жюри ожидают чудес. Давайте посмотрим правде в глаза – чего стоит, а чего не стоит ждать нам друг от друга. За полвека бардовской истории сложилась целая куча мифов, требующих развенчания. Вот некоторые секреты, трезвый взгляд на которые поможет вам правильно себя вести в трудных ситуациях.

     1. Зачем участвовать в конкурсах?
       Это, пожалуй, всё же первостепенный вопрос. Многие, не подумав, ответят: чтобы повысить свою популярность! И это отчасти верно, но только хочу уточнить: вашу популярность повысит ваше выступление на сцене, а не победа в конкурсе. Запомните: лауреатский титул вам нигде не пригодится. Вас сначала позовут выступать, а лауреатства всплывут только когда на каком-нибудь концерте спросят: «Как вас объявить?». Причём есть железобетонная формулировка, подходящая всем – от Васи Пупкина до Коли Баскова: «Лауреат многочисленных фестивалей». С некоторых пор смело можно добавлять «международных». Никогда не бывает, чтобы организаторы мероприятия сказали: «Давайте-ка пригласим Грушинского лауреата; ну-ка, кто там у нас в этом году?». Всегда только так: «Давайте пригласим Васю. Вась, ты где-нибудь был лауреатом?». Поэтому если у вас есть выбор: идти в конкурс, в гости или в жюри, выбор не имеет никакого значения. Люди в зале слушают ваши песни, а не ваши титулы. Даже на самом фестивале (а уж тем более после него) им будет глубоко наплевать, были вы в жюри, в конкурсе, или просто мимо проходили. Пойте по кострам – это эффективнее, чем стоять по пять часов в очереди на сцену. Да и гонорар, выраженный в миллилитрах, окажется гораздо ощутимее.
       Особняком стоят фестивали с крупными призами (сумма денег, телевизор, запись диска...). Тут вопрос «зачем участвовать?» вроде бы не стоит. Но помните: на таких фестивалях гораздо больше вероятность, что дорогу вам перейдут Профессионалы. И второе: телевизором и записью диска сейчас уже никого не удивить, но если приз действительно крупный, то знайте, что он может быть уже кому-то предназначен. По этому поводу – вопросы к спонсору. «Подкуп жюри» в нашем жанре – понятие несуществующее (увы).
       2. Субъективное жюри.
       Если вы считаете, что «поэзия – не математика», «музыка – не спорт», и нет объективных критериев оценки творчества, то не принимайте участия в конкурсах – ни как конкурсант, ни как член жюри. Перед началом любого конкурса или мастерских вам обязательно скажут, что тут сидят живые люди, и их мнение субъективно. Но это всего лишь защита от дурака – того, который, получив диплом вместо лауреатства, схватит нож и зарежет председателя жюри. Да, конечно, личные пристрастия имеют значение; это обнаруживается, когда из двух прекрасных авторов надо выбрать самого гениального. Это бывает на больших фестивалях, где в конкурс идут 200-300 человек. Иначе двух прекрасных авторов может и не оказаться.
       3. Формат и неформат.
       Есть фестивали, чётко провозглашающие свою жанровую принадлежность; иногда при помощи доходчивых слоганов типа «Тишина, гитара, песня». Ознакомьтесь с документами фестиваля, с высказываниями его «боссов» – это убережёт вас от многих проблем. Не надо приходить в детское кафе «Мороженое» и буянить из-за того, что в нём не продаётся коньяк. Если в жюри сидит Валентин Иванович Вихорев, не стоит оригинальничать и петь в конкурсе песни Кости Кинчева. И не надо обижаться – ведь и Костю вы бы вряд ли поразили песнями Валентина Ивановича. Однако если вы прибыли на «мультиформатный» фестиваль (а таких сейчас большинство), и вас отсеяли, сославшись на «неформат», не спешите бегать, кричать всем, что вас обманули, и хвастаться своей неформатностью. Рискуя прослыть двойным агентом и предателем, открою вам страшную корпоративную тайну: эта формулировка – самый вежливый и безболезненный способ сказать автору, что его уровень не соответствует уровню данного фестиваля. Не жанр, а качество песен. Не на всех фестивалях есть время для «разбора полётов». Не все конкурсанты ведут себя адекватно, если им сказать, что их песни чуть хуже, чем у некоторых других участников конкурса. Поэтому «неформат» – самая распространённая отмазка, уверяю вас. Не спешите бежать к соседнему костру и рекламировать себя тем, что вас отсеяли по этой причине. Возможно, там уже знают, что это значит на самом деле. Лучше скажите, что вас отправили вон, поскольку ваши песни – фигня. Это заинтересует людей гораздо больше, и они непременно попросят вас спеть, после чего начнут расхваливать – ведь каждому хочется почувствовать себя умнее жюри.
       Если у вас действительно хорошая песня, в 99% случаев жюри найдёт способ вас отметить. Даже если положение о фестивале строго и недвусмысленно против вас, вам дадут какой-нибудь отдельный приз или просто пригласят выступить вне конкурса. Хорошую песню каждый «формат» хочет считать своим. Вот, например, Высоцкий – есть ли хоть один песенный жанр, который считает его «неформатом»? Помимо авторской песни, он и классик русского шансона, и основатель русского рока, и звезда советской эстрады (посмертно). Вот это и есть настоящий неформат.
       4. Чем больше я спою, тем лучше.
       Геннадий Жуков высказал однажды прекрасную (может, спорную, но очень красивую) мысль: «Если у тебя есть одно хорошее стихотворение – ты поэт. Если два, то ты хороший поэт. Если три или четыре, то ты великий поэт. У Пушкина их десять, поэтому он гений». Всегда помните: если вам дают спеть одну песню – значит, вам дают возможность показать лучшее, что у вас есть. Ни в коем случае не выбирайте одну песню (особенно для конкурса) по признаку новизны, и даже формат не надо притягивать за уши, если у вас есть всего одна «бардовская» песня, и она не из лучших. Тот, кто услышит одну вашу лучшую песню, не будет знать о том, что остальные – хуже. Он поймёт только, что перед ним прекрасный автор. Возможно, после второй песни он будет уже разочарован. Так что знайте: петь одну песню гораздо выгоднее, чем две, а две – выгоднее, чем три. Я часто слышу в ответ на предложение спеть одну песню такой ответ: «Я могу и две!». Так могут говорить только люди, совершенно незнакомые с «кухней» бардовских фестивалей. Знайте, что таким ответом вы подписываете себе приговор, приобретаете волчий билет. Нет ничего плохого в том, что вы хотите подольше пообщаться с публикой, пошире раскрыть свою душу, отдать больший кусочек себя людям, томимым духовной жаждой. Но упаси вас Бог сообщить об этом ведущему, которому дали сцену на полчаса, а в очереди стоит 50 выступающих (на фестивалях обычно бывает именно так). Во-первых, он и так это знает – и про вас, и про остальных 49. Во-вторых, сами понимаете, ничего кроме раздражения это у него не вызовет. Лучше скажите: «Я спою одну коротенькую». Понаблюдайте за классиками жанра: они обычно так и говорят. Ни в коем случае не добавляйте к «одной коротенькой» стихотворение, историю создания песни или свою биографию. И ещё: «коротенькая» по бардовским понятиям – это около двух минут. Три минуты – это уже стандарт. Пять минут – и можете больше не приезжать на этот фестиваль. С длинной песней «зарубили» бы даже Окуджаву. Всегда помните: прежде всего вы – участник концерта, и только во вторую очередь – конкурса.
       5. Меня обругали (похвалили) на мастерских.
       А здесь я хочу полностью привести текст документа, висевшего при входе на мастерские Владимира Ланцберга: «Как трактовать реакцию жюри на ваше выступление». Если жюри вас благодарит («Спасибо, следующий!») – это два балла. Если жюри вас хвалит, считайте, что вам сказали: «Вам ни в коем случае не надо бросать занятия творчеством; вы наделены способностями, и в будущем ваши произведения вполне можно будет слушать» (три балла). Если жюри вас ругает, например: «В седьмой строчке у вас слабоватая рифма, а модуляцию в другую тональность лучше сделать на один куплет раньше» – это твёрдая четвёрка. Если жюри молчит… то это «пять».
       Даже не знаю, что ещё к этому добавить. В этом тексте всё очень точно, и в 90% случаев реакцию жюри надо трактовать именно так. Но поскольку жюри действительно редко говорит прямо то, что думает, у вас всегда есть простор для собственной фантазии. Расскажу историю из практики уже упомянутого Геннадия Жукова. Он частенько вёл мастерские «с глазу на глаз», без публики. А публика томилась в ожидании за дверьми. И вот в эти двери, «на ковёр» к мастеру, заходит барышня, которой, по нашему мнению, сейчас достанется на орехи, и выскочит она оттуда в слезах, и никогда в жизни больше не возьмёт гитару в руки. Ибо Жуков всегда славился очень строгим отношением к поэтическому слову. И вот, к нашему удивлению, через некоторое время барышня выскакивает из-за этих дверей совершенно счастливая. Мы бросаемся к Жукову и начинаем расспрашивать – что же он ей сказал? «Я сказал ей, – говорит он, – что её песни годятся только для кабака, и чтобы какой-нибудь оркестрик играл, заглушая текст, как у Эдит Пиаф». Мы выходим обратно и слышим, как барышня с восторгом рассказывает: «Он сравнил меня с Эдит Пиаф!»...
       Удачи вам, коллеги!
Tags: м-да, мудрость, песенки
Subscribe

  • 私は小さな子供です

  • Депутат с инициативой

    Петербургский депутат предложил хранить оружие россиян в полиции 18:19 17.05.2021, С.-Петербург, 17 мая – РИА Новости. Депутат…

  • Запретить оружие!

    Теперь только и слышно в СМИ: запретить! запретить вот такое! и вот такое! а лучше вообще всё запретить! Запретить, чтобы такое не повторилось!…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • 私は小さな子供です

  • Депутат с инициативой

    Петербургский депутат предложил хранить оружие россиян в полиции 18:19 17.05.2021, С.-Петербург, 17 мая – РИА Новости. Депутат…

  • Запретить оружие!

    Теперь только и слышно в СМИ: запретить! запретить вот такое! и вот такое! а лучше вообще всё запретить! Запретить, чтобы такое не повторилось!…