Юрий РОСС (filibuster60) wrote,
Юрий РОСС
filibuster60

Categories:

Итак, про штормгласс

       Но сначала - КДПВ:



       Ибо просто сам даже не знаю, как же я раньше-то жил без сякэнов от Кога-рю-ниндзюцу... С ума сойти. Как папуас какой-то.

[служебная записка для Korabelьnogo kotaЪ >>>] Борис Леопардыч, обрати внимание на крайний нижний правый... дырка просверлена со сдвигом от центра. Предлагаю менеджера-упаковщика поставить в угол (25 мин.) и лишить питейного довольства (1 сут.). На летабельность и втыкаемость вроде не сильно влияет (не выявлено пока), но: дело принципа, ибо сам знаешь, эстетика оружия - наше ффсё =)

Ну и про собственно штормгласс, наконец-то. По английски (как вы, вероятно, уже догадались) - stormglass.
       Я его впервые увидел в 2002 году в яхтенном магазине в Нууке (Годтхобе), то бишь в Гренландии. Хозяин магазина Клаус Эскилдсен тогда провёл со мной необходимую и достаточную разъяснительную работу, после которой я уже дома полазил по гуглям и восполнил пробелы. А тут мне вдруг чего-то приспичило - ну и выписал себе такую штучку:



       Уважаемые дамы, не стоит обращать внимание на форму. Форма может быть различной. Вплоть до фигурной колбы. Главное - это чтобы стекло было тонким, химическим.
       Этот прибор придуман для предсказания погоды. Как сказал мне тогда сам Клаус, он ни разу не доверяет официальному гренландскому прогнозу погоды и ориентируется исключительно на штормглассы, коих у него в магазине было то ли четыре, то ли пять видов - от малюсеньких до здоровенных за 80 юсдолларов.
       Понятно, что можно сделать и самому. Главное - знать соотношение компонентов рабочей жидкости, а затем путём упорных двухмесячных наблюдений понять, что именно показывает твой конкретный, единственный и неповторимый штормгласс.
       Однако смотрим на упаковку. Гаджет (как и всё на свете, кроме автомобиля ВАЗ-21063) сделан в Поднебесной ("Илинг Интернэшнл Ко. Лтд", Китай, Жежианг, Йонкган, 76, Зивей роуд (H)), но на коробке ни одного иероглифа, всё написано по-русски и грамотно (заказчик - компания "Мой мир"), что это кристаллический барометр Фицроя, который предсказывает резкие погодные изменения за 10 минут до их наступления и лучше работает, когда находится в непосредственной близости у окна.
       Дальше мы, как и подобает офицерам флота в запасе, бдительно читаем инструкцию.

  "YH1633B. Штормгласс.
       Штормгласс - это химический метеорологический прибор, состоящий из стеклянной колбы, заполненной спиртовым раствором, в котором в определённых пропорциях растворены камфора, нашатырь и калийная селитра.
       Барометр штормгласс адмирала Фицроя начали использовать в XVIII веке. Он получил широкое распространение в последущие 250 лет. Моряки прикладывали этот инструмент к мачте своего судна и по состоянию постоянно изменяющихся кристаллических формирований могли предсказать погоду. Адмирал Роберт Фицрой, капитан корабля ВМС Великобритании "Биголь", позднее - губернатор Новой Зеландии, совершил кругосветное плавание с Чарльзом Дарвином и провёл подробное исследование инструмента. Он усовершенствовал формулу и опубликовал экспериментальные данные, прилагаемые к каждому штормглассу.
       ● жидкость в колбе прозрачна - солнечно
       ● жидкость мутная - облачно, возможны осадки
       ● маленькие точки в жидкости - влажно, туман
       ● мутная жидкость с маленькими звёздочками - гроза
       ● маленькие звёздочки в жидкости солнечным зимним днём предвещают снег
       ● крупные хлопья - облачность в умеренные сезоны, снегопад зимой
       ● иглистые кристаллы - заморозки
       ● нити у поверхности - ветреная погода или потепление
       ● быстрое появление крупного кристалла в чистой колбе при ясной погоде - гроза
       Принцип работы штормгласса не получил полного научного объяснения, но точность его неоспорима - как многие природные явления, которые ещё не объяснены наукой".


       Что можно добавить. Ну, во-первых, насчёт Фитцроя как изобретателя. Он не изобретатель. Штормгласс появился куда раньше, чуть ли не в XIII веке. Другое дело, что Фитцрой сумел попытаться понять его и где-то как-то канонизировать. Во-вторых, касательно науки. Она и в самом деле не знает принцип, по которому работает штормгласс. Понятно, что на состояние смеси в колбе влияет и относительная температура, и давление, и солнечный свет, и влажность - точнее, не они сами, а их проиводные и градиенты. Каким макаром - наука пока молчит. Я читал, что главное - это а) содержать стекло штормгласса чистым (чтобы не было залапано жирными пальцами), б) держать его только в одном месте, ибо в другом он может начать показывать по-другому и в) что он даже может показывать направление ветра, который ещё не подул. Что основа точных предсказаний - это заточка себя под конкретный штормгласс, даже несмотря на то, что они с виду все одинаковые (ну, я имею в виду одну модель, а их вообще-то дофигища, вплоть до 27 тыс. рублей за один штормглассик).
       Короче, поставил на окошко, и будем наблюдать, сопоставляя с погодными картами, прогнозами и тем что происходит на улице. Как в 4-м классе, когда домашнее задание по природоведению :)

       Бонусом - о корабле "Бигль" и грусной судьбе его капитанов (из моей книжки "Забыть адмирала!"):

[про капитанов "Бигля" >>>] Был такой корабль, 240-тонный исследовательский бриг «Бигль» («Beagle» – гончая), хорошо известный любому школьнику, поскольку именно на нём путешествовал знаменитый натуралист Чарлз Дарвин, благодаря трудам которого все мы ходим в зоопарк не иначе как в гости к своим непосредственным, хотя и очень далёким волосатым предкам.
       Именно на борту этого корабля 12 августа 1828 года скончался его капитан Прингл Стоукс. Скончался от стреляной раны головы, причём все двенадцать дней с момента выстрела себе в голову (а пуля была вытащена из мозга только после посмертной трепанации черепа), он твердил, что готов снова взять командование бригом в свои руки. И это несмотря на то, что ещё в середине июля он фактически самоустранился от исполнения капитанских обязанностей, передав бразды правления своему гидрографу лейтенанту Уильяму Скайрингу и корабельному парусному мастеру Сэмюэлю Флинну.
       Что же послужило причиной такого печального инцидента? С гидрографическими целями «Бигль» дважды прошёл не самый простой с точки зрения безопасной навигации Магелланов пролив туда и обратно; во время плавания несчастный капитан совершенно запутался в собственных планах, обсервациях и приказаниях, совершенно потеряв логику управления кораблём. Причины этого психического расстройства могут послужить темой для другой книги, но то непростое положение, в которое кэптен Стоукс завёл своих людей, привело его в каюту и вложило в руку пистолет... А может, ему просто казалось, и всё было не столь страшно? Ведь «Бигль» шёл в паре с «Adventure», чей капитан Кинг вполне контролировал ситуацию и ни за что особо не волновался…
       Британский контр-адмирал Роберт Фитцрой также прошёл через паруса и палубы этого корабля. Когда ему было двадцать шесть лет, он составил компанию Чарлзу Дарвину в его пятилетнем плавании, которое началось в 1831 году, поскольку с 1829 года являлся капитаном брига «Бигль» и занимался исследованием всё того же Магелланова пролива уже после грустной истории с кэптеном Стоуксом. Его служба во флоте может служить примером для многих офицеров, ибо отменный гидрограф Фитцрой положил результаты своих гидрографических исследований в основу великого множества морских навигационных карт, охватывающих огромный район от Бразилии и пролива Дрэйка до мыса Доброй Надежды, включая Таити, Новую Зеландию и Австралию – везде, где побывал «Бигль». Позже он был выбран в члены Британского Парламента, исполнял обязанности губернатора Новой Зеландии, и с пошатнувшимся здоровьем ушёл в отставку в возрасте 45 лет, но вовсе не для отдыха, а для того, чтобы осмыслить и с пользой использовать тот громадный опыт гидрографии для осуществления своей давней мечты.
       А давней мечтой Роберта Фитцроя было научиться предсказывать погоду на море. В итоге он стал автором первой в мире синоптической морской карты и учредителем глобальной системы визуального наблюдения за погодой и штормовых предупреждений.
       Предсказывать будущее – дело неблагодарное и опасное, даже если речь идёт о взаимодействии теплых и холодных воздушных масс, которое мы привычно именуем погодой, и которое вполне поддаётся расчётам. Достаточно вспомнить насмешливое замечание по этому поводу Джерома К. Джерома. Между прочим, только в конце ХХ века а Англии был отменён закон 1667 года, предусматривавший за неверное предсказание погоды публичную порку, а если притом ещё пострадал Королевский флот, то и виселицу. В нынешние времена синоптики, неверно предсказав рассчитанную на компьютере погоду, жизнь самоубийством не кончают, но в случае с Робертом Фитцроем было именно так. Чувствуя непомерный груз ответственности за жизни, загубленные на море в связи с неправильным штормовым предупреждением, контр-адмирал Фитцрой взял в руки опасную бритву и вскрыл себе вены в возрасте шестидесяти лет…


       Ну, за точные предсказания погоды!
    * и немедленно выпил
http://ic.pics.livejournal.com/filibuster60/15039210/459779/459779_original.gif
Tags: оружие, погода
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments