25 лет назад, утром 4 июля 1989 года 19-летний сын бельгийского фермера Вим де Лар мирно сидел на веранде дома своего отца в деревеньке Кооихем, пока ему на голову не упал советский истребитель МиГ-23М.
Приехавшая полиция долго ничего не могла понять. Откуда в в 15 километрах от бельгийско-французской границы, которую от СССР отделяет более 1000 километров и половина Европы, мог взяться самолёт с красными звёздами на крыльях? Да ещё и без пилота, поскольку в обломках истребителя не обнаружили никаких других тел, кроме тела несчастного Вим де Лара.
А пилота там и не могло быть – он катапультировался за 900 километров от места трагедии, в районе польского города Колобжег на берегу Балтийского моря.
4 июля 1989 года с аэродрома одной из авиачастей Северной советских группы войск в районе Колобжега поднялся в воздух истребитель МиГ-23М, пилотируемый летчиком 1-го класса полковником Николаем Скуридиным (общий налёт более 1700 часов, в том числе 527 часов на МиГ-23). Хотя это и хороший налёт, но Скуридин был не строевым лётчиком а начальником политотдела 239-й истребительной авиадивизии (замполиты в советской авиации для поддержания лётной квалификации тоже должны были самостоятельно налетать определённое количество часов).
Это был второй его полёт в тот день, и всё шло нормально до определённой высоты, пока пилот не услышал хлопок в левом воздухозаборнике. Одновременно с хлопком резко упала скорость самолёта и пропал шум мотора. Всё это говорило об остановке двигателя, и пилот поступил так, как предписывает поступать в таких случаях инструкция – он повернул истребитель в сторону моря и катапультировался. Уже в воздухе, опускаясь на парашюте, Скуридинов увидел, что за снижающимся самолётом тянется чёрный дым.
Над морем советские локаторы истребитель потеряли, а вылетевшие вслед за ним перехватчики аварийную машину не обнаружили. Решив, что самолёт упал в море, все успокоились и занялись написанием рапортов.
А произошло то, что впоследствии сами авиаторы назовут уникальным явлением: через 6 секунд после катапультирования пилота из-за изменения центровки самолёт прекратил снижение, а его двигатель начал увеличивать обороты. И МиГ продолжил полёт, набирая высоту в автоматическом режиме (автопилот продолжал работать) строго по заданному курсу.
Система опознавания «свой – чужой» тоже оставалась включённой, потому службы ПВО Польши и ГДР отнеслись к появлению на своих радарах советского самолёта спокойно и проводили его до того момента, пока МиГ, пройдя всю Восточную Германию, не вышел на границу с ФРГ.
Маршрут полёта без пилота
Позже представители западногерманской ПВО будут утверждать, что засекли советский самолёт и вели его с самой своей границы. Однако истребители Бундесвера поднялись в воздух и попытались настичь МиГ, когда он уже пересёк голландскую границу. И лишь пара американских истребителей F-15, поднявшихся с голландской базы Сустерберг на его перехват, настигла советский самолёт. Подойдя вплотную к краснозвёздной машине, американские лётчики её внимательно рассмотрели и отправили на командный пункт сообщение: «В кабине никого нет». Приказа сбить странную машину отдать никто не решился: неизвестно, как Советский Союз к этому отнесётся (а может, в СССР очень любят именно этот МиГ, и начнётся война?), и к тому же полёт уже проходил над густонаселёнными районами Нидерландов и Бельгии. И тогда натовцы решили не делать ничего – авось МиГ, израсходовав горючее, сам потихоньку дотянет до Ла-Манша и сам добровольно упадёт в море.
Но он упал точнёхенько на голову бедного Вим де Лара – к несчастью для него и к великому счастью для Москвы. Дело в том, что именно в этот день, 4 июля 1989 года, состоялся визит Михаила Горбачёва во Францию, и дотяни МиГ ещё 15 километров до французской территории, скандал получился бы неописуемый!
А так шум удалось замять. СССР выразил семье погибшего бельгийца соболезнование и тихо выплатил ей 800 тысяч долларов компенсации. «Мы едва избежали непостижимой катастрофы. Трудно представить, что могло случиться, упади самолёт на промышленные кварталы Лилля», – облегченно вздохнул министр внутренних дел Бельгии Льюис Тоббэк и выразил молчаливое желание забыть эту историю. Все без исключения чиновники натовских стран это желание молчаливо поддержали.
И забыли. Причём о Матиасе Русте, приземлившему свою «сессну» у стен Кремля 28 мая 1987 года, слышали почти все, и советскую ПВО за это не ругал только ленивый, а вот про полёт «всадника без головы» МиГ-23М (бортовой номер 29) 4 июля 1989 года через всю Европу помнят немногие – как почти никто не ругает в связи с этим натовскую ПВО.
А ведь неуправляемый полёт МиГа наглядно показал, что система ПВО НАТО оказалась тогда тоже «не на высоте». Ведь после пересечения «железного занавеса» полёт МиГа проходил над западногерманскими, американскими и британскими группировками войск, их системами ПВО и аэродромами с истребителями. Однако прервать полёт советского самолёта натовцы так и не решились (или не смогли).
❀